Типы анализа литературного произведения в школе.

Анализ – важнейший метод научного постижения художественного произведения.

Пути анализа: - композиционный, - пообразный, - проблемный, - системный. Приемы анализа: - анализ композиции, - анализ стиля, - анализ творческой истории, - инсценирование, - составление киносценария, - претворение произведения в других видах искусства, - прием устного словесного рисования, - выразительное чтение текста. В качестве основных принципов школьного анализа выступают следующие: -объективность анализа, - изучение исторического контекста, - принцип целостности или взаимосвязь и взаимообусловленности в их компонентов произведения, - принцип содержательности формы, - учет жанрово-родовой специфики произведения, - обращение и сценичность истории, - учет психолого-возрастных особенностей школьников и уровня их литературного развития, - ориентированность на развитие разных сторон, личности читателя (воспитания, эмоциональности мира, нравственных представлений, усовершенствований, читательского вкуса, развитие творческого воображения и выработка эстетических взглядов на литературу и искусство в целом), - педагогическая целесообразность, - вариативность и избирательность, - мера научности. Основные вопросы к анализу литературного произведения: - источники текста, - сюжет (конкретное содержание элементов сюжета, отношение к действительности), - художественное время и пространство, - тематика, проблематика, - образная система, - функции слова в выражении авторского сознания и сознания персонажей (тропы, фигуры, лексико-грамматические особенности), - композиция, - жанровая специфика, - творческий метод, литературное течение, направление, школа, - идеал произведения, - произведение в осмыслении критиков, - сценическая история (для драматических произведений), - система стихосложения, стилевая композиция (для лирики).

Пути. Существуют 3 пути анализа:

1) вслед за автором (по ходу действия);

2) пообразный ( в центре – образы);

3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения);

4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.

Путь вслед за автором:

1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика.

2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.

3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета.

4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов.

5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.

6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении.

«+» этого пути:

- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания;

«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.

Пообразный путь (наиболее привычен в школе):

1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;

2. в связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).

3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.

4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа.

5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом.

Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные.

Проблемно – тематический путь.

Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь –для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение.

1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.

2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.

3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.

4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.

«+» этого пути: дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон.

«-» этого пути: можно опустить частности, детали.

41.смежныеХудожественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, и, по сути, сама является наглядным воспроизведением действительности. Вместе с тем, часто бывает так, что усвоению литературного текста помогают музыка, кино, телевидение, изобразительное искусство. Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, помогают формированию эстетических вкусов, чувств, могут помочь более полному и четкому оформлению в сознании школьников тех образов, которые изобразил писатель.
Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы (таблицы, схемы, плакаты, буклеты и т.п.) называются наглядностью.
В век бурного развития технических средств, когда магнитофоны, видеомагнитофоны есть во многих семьях, значительно расширяются и возможности обучения литературе с помощью наглядности.
Использование наглядности на уроках и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разную цель.
На занятиях кружка, факультатива учитель может поставить себе цель расширить представления школьников о определенный вид искусства или познакомить с музыкальным произведением, теле - или кинофильмом. Что в значительной степени будет влиять на успехи школьников и понимании литературных произведений.
На уроке же наглядность необходима в той мере, настолько, настолько она помогает научить литераторов углубить восприятие учащимися литературного произведения.
Выделяют пассивную и деятельно-активную роль ученика на уроках используется наглядность. В методике литературе предпочтение отдают, как правило, деятельно-активной.
Роль ученика, условно говоря, является „пассивной" и в тех случаях, когда наглядность служит источникам необходимой информации. Работая над произведением, автор мысленно обращается к читателю своего современника, знакомого с условиями жизни, о которых он пишет. Но ведь современный ученик не знает этих условий, может неправильно представить себе бытовые, культурные условия жизни, например, Х1Х в.. И здесь на помощь придет не только слово, рассказ учителя, но и иллюстрации, картины жанрового характера. Наглядность активно используется в процессе рассказа-комментария.
Только этими формами использования наглядности учитель не довольствуется: учитель создает такие ситуации в использовании наглядности, когда ученик вовлекается в беседу, выполняет самостоятельную работу. Тогда мы говорим об активно-действенную позицию ученика. Он открывает какие-то новые грани в литературном произведении.
Функции наглядности разнообразны. Она активизирует ассоциативные связи, помогает пополнить знания о культурные нормы жизни в прошлом, углубляет представление о писателе, героев, помогает систематизировать историко-литературные и теоретические знания учащихся.
Виды наглядности: В распоряжении каждого учителя есть разные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, кинофрагменты, учебные кинофильмы, телеуроки. Каждый из этих средств относится к отдельного вида наглядности: зрительной, слуховой или синтетической.
Зрительная наглядность. Это репродукции портретов писателя, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и т.п.
Кроме того, учитель имеет возможность использовать материалы, которые специально выдаются для помощи школе: набор открыток и фото по темам школьного курса литературы, альбомы „Писатель в изобразительном искусстве", „Писатель в портретах, иллюстрациях и документах".
Наборы открыток называют раздаточным материалом.
К зрительной наглядности отнесем и графические (таблицы, схемы, плакаты.
Широко используется графическая наглядность при систематизации теоретико-литературных знаний учащихся. Это схемы, отражающие размещение героев в произведении, таблицы, которые демонстрируют композиционные особенности произведения.
Слуховая наглядность. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического.
В распоряжение учителя должна быть серия пластинок „Школьная фонотека", „Голоса писателей", „Воспоминания о писателях", „Страницы радиопередач", а также пластинки с песнями стихов, включенных в школьную программу.
Музыка и художественное чтение раскрывают широкие возможности для активизации процесса преподавания литературы. Иногда пластинки просто необходимы на уроках: особенно в средних классах при изучении сказок - их просто надо слушать.
Синтетические средства. Кино и телевидение сочетают в себе зрительную и слуховую наглядность, подают события в пространстве и времени, воспроизводят действительность во внешне схожих с ней образах. Большие возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в учебных целях.
Однако учителя критикуют учебные фильмы по их чрезмерную иллюстративность, растянутость (4-6 частей). Они используют только фрагментарно, возникают трудности с композицией урока, с отбором материала.
Отбор материала. В соответствии с поставленным на уроке задачам учитель отбирает материал и дозирует его. Не следует перегружать урок всем видам искусств: и картины, и музыка, и кино. Тогда ничего не останется от литературы.
Помните, что смежные виды искусства на уроках литературы - не самоцель, а средство проникновения в художественное произведение. После того, как ученики посмотрели, послушали, нужны такие вопросы, которые бы помогли соотнести музыку, экранизацию и литературное произведение.
42. Чтение и первичное восприятие. В обычной практике учащимся в конце учебного года дают список литературы художественных произведений, которые они должны прочесть во время летних каникул. У учащегося, оставшегося наедине с текстом произведения, идет процесс поверхностного чтения. Часто восприятие художественного текста в силу разных причин бывает искаженным, что затрудняет углубленный анализ художественного произведения, поэтому необходимо продумать, когда и каким образом организовать подготовку первичного восприятия текста.
Восприятие любого текста – это процесс, при котором текст – закодированная в знаках информация – с внешнего носителя (лист бумаги, экран монитора) попадает в наш мозг и распознается, адекватно декодируется.
Необходимо отметить, что вопрос адекватности восприятия в первую очередь актуален для произведений художественной литературы. Восприятие художественного текста – это процесс и результат речемыслительной деятельности человека, приводящий в движение весь его жизненный опыт в ответ на сигналы, поступающие из художественного текста[1;104]. Данными сигналами могут быть культурологический и исторический контексты произведения, слово, за которым стоит определенная картина мира.
Говоря о восприятии художественных произведений, нужно иметь в виду восприятие первичное и вторичное. Под первичным восприятием понимаются те образные и эмоциональные впечатления, мысли, которые возникают у школьников после самостоятельного прочтения текста. На этапе первичного восприятия художественного текста задействованы специфические читательские умения: умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова, умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины, критически осмыслять их.

В процессе подготовки первичного восприятия выделяют два этапа: этап «до чтения» произведения, то есть подготовка первичного восприятия художественного текста, и этап самостоятельного чтения, когда происходит непосредственное знакомство учащихся с текстом, формируется первичный отклик на него.

Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.

Изучение художественного произведения начинается с чтения его. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком.

Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.

Чтение может быть домашним и классным. В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником.

В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно.

Наши рекомендации