Речевое общение как фактор освоения социального опыта и развития речи детей.
Ведущим средством общения является речь, являясь одним из видов коммуникативной деятельности человека. С помощью речи ребенок рассказывает о значимых для него событиях, делится с окружающими своими впечатлениями, познает окружающий мир, постепенно формируя собственную систему ценностей. Речевое общение включает в себя речевую деятельность как процесс говорения и его продукт, т.е. речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
С одной стороны, речевая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, с другой стороны, - компонент других видов деятельности (трудовой, игровой, познавательной) (А.Н. Леонтьев, 1981). Поскольку речевая деятельность употребляется только для общения, то, по сути, она является деятельностью общения. В зависимости от способа формулирования мысли выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. В дошкольном возрасте преобладает устный вид речевой деятельности (говорение и слушание).
В процессе общения у ребенка появляется осознание социальной роли и системы общественных связей и отношений. Первичным звеном этой системы является совместная деятельность ребенка со взрослыми, прежде всего с членами семьи или с близким окружением. В дошкольном возрасте формы общения ребенка со взрослым сменяют последовательно друг друга: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – позновательная, внеситуативно – личностная. (М.И.Лисина, 1986).
Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым; оно складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для её выполнения. Общение со сверстниками так же обусловлено учетом характерных форм поведения ребенка, аспектами межличностного общения, эмоциональным состояния собеседника (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, 2003). Личностно – характерологические особенности ребенка, тип темперамента, индивидуальность особенно влияют на успешность эволюции его отношений со сверстниками, что оказывает огромное воздействие на развитие ребенка, личности в целом, дальнейшую адаптацию и мировидение.
При развитии речевых навыков и умений необходимо несколько условий (И.А.Зимняя, 1967; Городилова, 1969):· перенос структуры модели в реальную речевую ситуацию,· замена одного или двух элементов модели соответственно реальной речевой ситуации,· самостоятельный подбор двух или нескольких моделей по заданным смысловым связям реальной речевой ситуации,· программирование высказывания с опорой на образец,· программирование высказывания без образца в приделах общей темы,· программирование высказывания по всем темам.
В настоящее время имеется множество программ по развитию навыков общения: психокоррекционая программа Панфиловой М.А. (2000), программа развития коммуникативных навыков Шипицыной Л.М., Защиринской О.В. и др. (2003), речевых Арушановой А.Г. (2002), Смирновой Е.О. (2000). Значимость их очень высока. Так, например, Шипицына Л.М., Защиринская О.В. с соавторами рассматривает личностный аспект отношений детей со взрослыми и сверстниками, предупреждает трудности и отклонении, которые возникают в межличностном общении. Программа учит искусству общения на основах адекватной оценочной деятельности детей, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, создание благоприятного психологического климата, успешного взаимодействия взрослого с ребенком (установление детско – родительских контактов, адекватной родительской позиции). Эта программа разбита на темы, разделы: общение детей в семье, общение детей со сверстниками, игровое взаимодействие, педагогическое общение (взаимодействие воспитателя с ребенком), межличностное взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, коррекционные приемы преодоления барьеров в общении. Этому посвящены следующие разделы: «Мир познания», «Языки общения», «Тайны моего «Я», «Этот странный взрослый мир», «Фантазия характеров» и др. Этот богатейший и интереснейший материал, служит базой, основой обучения навыком общения , концентрумом преломления навыков общения в межличностном взаимодействии.