Вопрос № 13. Рассказать о «борьбе миров» (теме гражданской войны и революции) в поэме А. Блока «Двенадцать»
Алеександр Александрович Блок (1880 – 1921)
Александр Блок – поэт-символист, драматург. Происходил из семьи русских интеллигентов – учёных (отец и дед – профессора русских университетов).
Блок формировался как поэт под влиянием русской романтической поэзии (Жуковский, Тютчев, Фет).
Вошёл в русскую литературу в начале 1900-х годов как поэт-символист (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). В дальнейшем в его творчестве усиливались мотивы гражданственности, служения поэзии обществу. Постепенно он всё больше осознавал российскую действительность как «страшный мир» («Страшный мир» - название одного из циклов его стихотворений).
В 1917 году Блок принял Октябрьскую революцию. Он воспринимал её как событие неизбежное и обновляющее. Не уехал за границу и даже пробовал служить Советской власти – власти большевиков.
В 1918 году создаёт своё знаменитое произведение – поэму «Двенадцать». Большевики приняли «Двенадцать» восторженно, не совсем осознав всю глубину поэмы, которая, по сути, стала предупреждением Советской власти.
Отношение автора к «Двенадцати» стало неоднозначным. С одной стороны, закончив поэму, он написал в своём личном дневнике: «Сегодня я гений!» Но, с другой стороны, позднее Блок всё больше отдалялся от своего произведения, воспринимал его неприязненно, словно отрекаясь.
Действие поэмы происходит в революционном Петрограде (1917 – 1918 годы). Герои произведения – это революционный патруль, двенадцать красногвардейцев, которые (якобы) охраняют ночной город.
Название поэмы можно воспринимать многозначно:
- двенадцать – количество глав в поэме;
- двенадцать – количество красногвардейцев (патруль);
- двенадцать – это ночное время, точка отсчёта;
- двенадцать – это двенадцать апостолов Христа.
Скорее всего, в поэме проявляется каждое из этих значений.
Несмотря на малый объём, «Двенадцать» можно назвать эпическим произведением: 1) здесь изображается важнейший период в истории народа (Октябрьская революция 1917 года); 2) поэма насыщена образами разных представителей народа.
Каждое слово в произведении наполнено многими символическими смыслами, начиная с названия.
Из главы 1:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
Знаменитое начало поэмы – как концентрированный образ революционной эпохи, наполненной противоборством двух сил (чёрный – белый), стихийными событиями (стихия революционного ветра). Революционная стихия охватила «весь божий свет». Позже в той же поэме прозвучит:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем.
Мировой пожар в крови.
Господи, благослови!
В начале поэмы автор не скрывает своей антипатии к врагам революции. Взгляд автора словно совпадает со взглядом красногвардейцев:
«Товарищ! Гляди
В оба!»
Чёрный вечер, чёрное небо, чёрная злоба – образы из поэмы. Эпоха ненависти – взаимной озлобленности:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
Сюжет поэмы сконцентрирован в трагическом событии: один из красногвардейцев, Петруха, убивает из ревности свою возлюбленную – Катьку- и её знакомого (кавалера) Ваньку. Петруха, Катька и Ванька – обычный любовный треугольник. Но Петруха расправляется с соперником, прикрываясь своими новыми революционными правами – из оружия, данного ему для защиты народа, а не для расправы.
И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…
И далее:
«Эх, эх!
Позававиться не грех!»
Так революционный патруль превращается в городских бандитов, которым всё позволено.
В главе 11 подводится своеобразный итог событиям:
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Своеобразно завершение поэмы – глава 12.
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс.
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Образ Христа в конце поэмы вызывает больше всего споров и разногласий. Зачем здесь Христос? Ког он символизирует? Кого оберегает? Почему он идёт «с кровавым флагом»? Сам автор ответа на эти вопросы не даёт.. Думается, что «кровавый флаг» в руках Христа – это предупреждение Блока всем последующим поколениям.
Вопрос № 14. Рассказать о «музыке революции» в творчестве В. Маяковского