Вопрос № 8. Рассказать о творчестве Ф. И. Тютчева или А. А. Фета (по выбору экзаменующегося)
Вопрос № 8. Рассказать о творчестве Ф. И. Тютчева или А. А. Фета (по выбору экзаменующегося)
Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
Родился в культурной стародворянской семье среднего достатка в Орлрвской губернии. Получил хорошее домашнее образование, рано приобщился к литературному творчеству. Уже в 12 лет переводил античную поэзию. Окончил словесное отделение Московского университета. После окончания университета стал сотудником дипломатической миссии в Германии, где прожил 22 года. Здесь Тютчев глубоко постиг западноевропейскую литературу и философию.
В русскую литературу вошёл в 1836 году подборкой стихотворений, опубликованных в пушкинском журнале «Современник». Творчество Тютчева сразу было высоко оценено в России. Но до 1850 года его поэзия была известна лишь небольшой части русского общества. В 1850 году русский поэт, редактор, литературный критик Николай Алексеевич Некрасов в одной из своих статей напомнил о Тютчеве и дал очень высокую оценку его творчеству, поставив в один ряд с поэзией Пушкина и Лермонтова.
Своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева заключается в том, что его пейзажная и любовная лирика имела философский характер. Тютчев относился к поэтам-романтикам, для которых было характерно понимание жизни как «двоемирия», где реальная действительность обязательно отражает иной мир, иные сферы бытия. И прежде всего это происходит в природе.
Такое «двоемирие» можно увидеть, например, в известном стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» (1828 год).
Ты скажешь: ветреная Геба
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Гроза – это отражение иной реальности, имеющей божественную сущность.
В лирике поэта много стихотворений о смысле жизни, о постижении её сущности.
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит – и слава Богу.
(«Не рассуждай, не хлопочи!..», 1850 г.)
Известна любовная лирика Тютчева. В судьбе поэта было несколько историй любви – и счастливых, и несчастных одновременно.
В 1850 году Тютчев, женатый человек, которому было уже 47 лет, сближается с 24-летней воспитанницей Смольного института Еленой Денисьевой, которая отвечает ему взаимностью. От девушки отреклась семья, осудившая её за связь с Тютчевым. В 1864 году Елены Денисьевой не стало – и Тютчев до конца своих дней считал себя виновным в её преждевременной смерти. В лирике поэта есть так называемый «денисьевский цикл», посвящённый Елене Денисьевой.
Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали.
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу.
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось.
(«Весь день она лежала в забытьи…», 1864 г.)
Итак, для Ф. И. Тютчева – как поэта, философа – характерно трагическое мироощущение. Лирический герой его поэзии и слаб, и велик одновременно.
Тютчев оказал огромное влияние на последующую русскую поэзию.
Вопрос № 9. Рассказать о поэзии Н. А. Некрасова, её гражданственности
Вопрос № 10. Рассказать о проблеме народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Вопрос № 11. Сделать анализ рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
Вопрос № 12. Сделать анализ рассказа Максима Горького (по выбору экзаменующегося)
Максим Горький
(литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова: 1868 – 1936)
Русский писатель. Происходил из рабочей семьи. Детские и юношеские годы прошли на Волге (Нижний Новгород, Казань). Рано лишился родителей, воспитывался дедом и бабушкой, которые позже отправили его «в люди», то есть он должен был сам, с детства, зарабатывать себе на жизнь. В молодые годы много путешествовал по Руси, меняя профессии.
В 1892 году публикует свой первый рассказ «Макар Чудра»(город Тифлис (Тбилиси), газета «Кавказ»).
Рассказ «Макар Чудра» относится к так называемым «ранним романтическим рассказам» писателя.
«Макар Чудра» - это романтическое произведение. В начале творчества Горького интересуют романтические герои – сильные духом личности, свободные от многих традиционных устоев и законов жизни. Действие ранних рассказов Горького происходит не в душных городах, а в степях или на берегу моря. Свободные люди живут там, где никто и ничто не мешает их вольнолюбию. «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плесканабегавшей на берег волны…»
Так начинается рассказ «Макар Чудра». Произведение названо по имени старого цыгана - Макара Чудры, с которым беседует рассказчик. Чудра учит рассказчика, молодого человека, философии жизни, свободной от традиционных законов и предрассудков. «Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и всё!»
В рассказ включена цыганская легенда о Лойко Зобаре и красавице Радде – история их любви и гибели. Лойко Зобар и Радда – сильные духом, красивые люди. «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звёзды, горят, а улыбка – целое солнце…» - таков Лойко Зобар. И Радда ему не уступает ни в чём. Их любовь – это страстный поединок, борьба за первенство.
«Уйдёт ночью далеко в степь Лойко, и плачет до утра его скрипка, хоронит Зобарову волю».
Радда признаётся Лойко, что любит его, но волю любит больше. Она велит Зобару поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать ей правую руку. Обещал это сделать красавец Лойко – и сделал. Только ударил он после этого Радду своим ножом. Умирая, Радда признаётся Лойко в любви.
«А потом подошёл Данило к Зобару и сунул ему нож в спину, как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!»
«Было тут над чем плакать, сокол!» - так завершает эту легенду Макар Чудра.
Какое же впечатление производит на рассказчика цыганская легенда? «Мне не хотелось спать. Я смотрел в тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды».
Пробуждать в людях стремление к свободе, красоте, сильным чувствам – цель литературы. Такова была авторская позиция Горького в его ранних романтических рассказах.
Анна Андреевна Ахматова
(настоящая фамилия – Горенко) – 1889 – 1966
Русский поэт, переводчик. Родилась в семье инженера-механика флота. По материнской линии принадлежала к старинной дворянской семье.
С 1911 года начала публиковать свои стихотворения. В 1912 году выходит первый сборник – «Вечер». Как отмечали современники, в её стихах «трепещет и бьётся живая, близкая, знакомая нам душа женщины» (Александра Коллонтай). В 1914 году выходит второй сборник – «Чётки». Поэзия её передавала психологическое ( часто – трагическое) состояние женщины – любящей и любимой. «От тебя приходила ко мне тревога…» - так написала Ахматова Александру Блоку в одном из стихотворений.
С 1917 года в творчестве Ахматовой проявляются не только любовная тематика, но и переживания, связанные с судьбой России и поколения, к которому она принадлежала.
В 1917 году, после Октябрьской революции, она написала:
Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
(«Мне голос был, он звал утешно…», 1917)
Это одно из программных стихотворений Ахматовой, отражающих её гражданскую позицию. Как поэты Блок, Гумилёв, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Анна Ахматова не покинула Родину после революции. «Оставить Россию навсегда» не её выбор.
Вместе с тем, судьба Анны Ахматовой в Советской России была очень сложной. Она создавала стихи «в стол» (редко публиковали). В 1946 году вышло Постановление ЦК Коммунистической партии, где её творчество объявлялось вредным для народа. Это означало отстранение от общества, исключение из Союза писателей. Это означало нищету. Несколько десятилетий Ахматова не имела средств к существованию, жила за счёт помощи своих друзей. В годы сталинских репрессий (1930 – 1950-е годы 20-го века) её муж, Николай Пунин, и сын, Лев Гумилёв, были арестованы, помещены в лагеря как политические преступники. Пунин не вернулся из лагерей.
Этот трагический период в истории русского народа Анна Ахматова отразила в своей поэме «Реквием»(1935 – 1940). Реквием – это музыкальное произведение, посвящённое погибшим (ушедшим из жизни). Есть, например, «Реквием» Моцарта. Ахматова посвящает свою поэму тем русским людям, кто пропал в сталинских лагерях (1930 – 1950-е годы 20-го века). В эпиграфе, добавленном к поэме в 1961 году, Ахматова написала:
«Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был».
Подобно поэме Александра Блока «Двенадцать», произведение Анны Ахматовой имеет эпический характер, повествуя об одном из трагических периодов в истории России. В предисловии автор отмечает: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».Она подчёркивает, что сама пережила то, что довелось испытать многим её соотечественникам.
Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ним «каторжные норы»
И тюремная тоска.
Лирическая героиня поэмы – это и сама Ахматова, и каждая русская женщина, которая простилась с близкими ей людьми – репрессированными сталинской властью, пропавшими в лагерях.
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
Несмотрря на то, что официальная власть Советской России не признавала творчества Ахматовой, она никогда не отказывалась от своего народа.
В феврале 1942 года, в период Великой Отечественной войны, в стихотворении «Мужество» она написала:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
В 1961 году Ахматова создаёт стихотворение «Родная земля» -как признание любви к Родине.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чём не замешанный прах
Но ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовём так свободно – своею.
Лишь в 80-е годы 20-го века творчество Анны Андреевны Ахматовой вернулось к народу. Её сборники стали свободно публиковаться, как и другая «возвращённая литература». К сожалению, сама Ахматова этого не застала…
Вопрос № 8. Рассказать о творчестве Ф. И. Тютчева или А. А. Фета (по выбору экзаменующегося)