Западные среднерусские говоры.
Все западные среднерусские говоры от восточных отличаются:
1. Произношением на конце слов только твердых губных согласных: голуп, кроф. 2. Распространением второго полногласия: верёх, столоб; в восточных говорах это явление отсутствует, хотя возможно появление вставочных гласных: пъшаница, съмародина. 3. Различением [ц] и [ч] (иногда они и совпадают); в восточных говорах 1ч'] противопоставлено [ц].
4. Ассимиляцией согласных типа ланно, омман; на востоке говорят ладно, обман.
5. Упрощением конечной группы согласных /ст/: [хвое], [грус']; на востоке говорят л;во[ст], г/?у[с'т'].
6. Сохранением мягкости согласных в ряде слов типа кринка, рига, женьский, русьский; в восточных говорах^—крынка, грыб.
7. Совпадением форм Д. и П. ед. ч. с формой Р. имен женского рода типа к земли, на земли — по стены, на стены, в восточных говорах эти формы совпадают с формами литературного языка: от земли, к земле, на земле.
8. Совпадением форм Д. и Т. мн. ч. типа с пустым вёдрам, к пустым вёдрам; в восточных говорах они различаются, как и в литературном языке: с пустыми вёдрами, к пустым вёдрам.
9. Употреблением нестяженных форм только у глаголов (типа знаат при знайет), тогда как в восточных говорах стяженные формы возможны не только у глаголов, но и у прилагательных: знат, молод у, красны.
10. Распространением инфинитива типа печь с основой на заднеязычный согласный {пеку) и инфинитива типа несть, итить; на востоке он не употребляется.
11. Распространением страдательно-безличного оборота типа у волков тут идено.
12. Ударением на основе у глаголов II спряжения: тащишь, катишь, варишь, валишь; восточные говоры сохраняют подвижное ударение типа солишь, варишь, даришь.
В западных акающих говорах гораздо больше новых особенностей речи, чем в традиционных окающих говорах (и многие из них связаны с распространяющимся просторечием). Так, в псковских говорах развивается сильное яканье, редукция всех безударных гласных (в том числе и [у]), произношение мягких согласных в соответствии с литературной нормой. Глагольные формы 3-го лица без окончания встречаются в единственном числе у глаголов обоих спряжений, а во множественном числе — только у глаголов II спряжения: несе, ходи, ходя —несут. Другими особенностями псковские (как и калининские) говоры совпадают с новгородскими: обороты типа коса заплести, формы типа могешь, иону, иона, форма множественного числа деревня, формы прилагательных типа в молодым лесу и т. д.
Восточные говоры акающего типа друг от друга отличаются незначительно. Особые свойства таких говоров — в отсутствии ряда устойчивых севернорусских диалектных черт, например -т в форме 3-го лица глаголов в настоящем времени (произносят с мягким окончанием: несеть, ходить), последовательное сохранение междугласного []]: знайет и т. д. В таких переходных, по существу, говорах обычно распространено либо умеренное яканье разного рода, либо еканье или даже иканье. После твердых согласных в безударном слоге (кроме первого предударного) возникает очень сильная редукция всех гласных (даже [у]) в неопределенный гласный типа [ъ]. Одновременно отражается развитие корреляции согласных по твердости ~ мягкости со всеми теми свойствами, которые характерны для переходных говоров.
Аканье рассказ про диссимилятивное и сильное.
Оканье полное (хорошо) неполное хърошо неполное только у владимиро-поволжских
Кроме переходных говоров, возникавших в результате взаимодействия русских диалектов друг с другом, можно указать и говоры, переходные между русскими и украинскими, между русскими и белорусскими. Они отмечались в низовьях Дона, в нынешней Ростовской области и на Северном Кавказе. Таких говоров много в районах Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. Изучение этих говоров требует специального внимания, потому что в результате мы получаем возможность проследить, как снова в современных условиях происходит сближение языков, не так давно образовавшихся из общего их предка — древнерусского языка.
По совокупности черт, различающих русские говоры сегодня, видно, что диалектное членение исторически изменялось; строгое изучение диалектологии требует внимательного сравнения результатов исследований 1915, 1965 гг., а также современного состояния каждого говора в отдельности. На смену исчезающим из употребления особенностям языка приходят новые, которые, в свою очередь, отражают нынешнее состояние народной речи. Средневековая дробность говоров постепенно заменяется более крупными «группами говоров», «диалектными зонами» и пр., но именно наречия, северное и южное, являются наиболее современными величинами диалектного членения русского языка. Укрупнение диалектов, которое замечается на всем протяжении XX в., показывает устремленность живого русского языка к общерусской системе и к литературной норме.
Эту тенденцию диалектного развития подтверждают все стороны диалектной речи — и фонетика, и грамматика, и лексика.
Домашнее задание: найти диалектизмы в произведениях художественной литературы по 4 диалектизма, определить значения по словарям. Список этих словарей можно найти на с. 204 Колесов.