Поэма С.Есенина «Чёрный человек»
«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек – это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу. Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного. |
ТЕМА ДОМА
Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины. | ||||||
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники будни, и земля, на которой стоит твой дом. (В.Распутин) | ||||||
Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу! | ||||||
Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». | ||||||
Библия | А.С.Пушкин | М.Ю,Лермонтов | М.А.Булгаков | А.Вампилов | В.Распутин | А.И.Солженицын |
«Притча о блудном сыне» | Повесть «Станционный смотритель» | «Песнь про купца Калашникова…» | романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» | Пьеса «Старший сын» | Повесть «Прощание с Матёрой» | Рассказ «Матренин двор» |
Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом. | Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение». | Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции «Домостроя». | В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома – «дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей. | Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. | В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. | Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда. |
ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ)
Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги». Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов. | |||||
А.С.Пушкин | М.Ю.Лермонтов | Н.В.Гоголь | Н.А.Некрасов | Н.С.Лесков | М.И.Цветаева |
Роман «Капитанская дочка» | Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» | Поэма «Мертвые души» | Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | Повесть «Зачарованный странник» | Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…» |
Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие. | Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной. | Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно присутствует другой путешественник - это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение. | В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. | Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии. | Странничество для М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь: И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья, И от уступчивости речи русской, - Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь и тихо тронусь в путь По странной по дороге по калужской. |
ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ
А.С.Пушкин | В.Федоров | Б.Ахмадулина | В.С.Высоцкий |
Стихотворение «25 октября» | Стихотворение «Дружба» | Стихотворение «По улице моей который год…» | "Если друг оказался вдруг" |
Взаимоотношения со своими сверстниками в лицее оказали огромное влияние на жизнь и творчество великого русского поэта А.С.Пушкина. Своим друзьям он посвятил немало произведений, одно из которых называется «25 октября»: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен, Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз… | Все в дружбе есть: Огонь, чтоб согревать, И молот есть, взлетающий упруго, И наковальня, Чтобы поддержать При дружеском ударе Сердце друга. | Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они ненадолго встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомств. По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа ими: И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова. | «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C.Высоцкого, посвященное теме дружбы как наивысшей нравственной категории. Если ж он не скулил, не ныл; Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шёл он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, — Значит, как на себя самого, Положись на него! В этой строфе поэт рисует образ настоящего друга, который не предаст никогда. |
ТЕМА ДРУЖБЫ В ПРОЗЕ
И.А.Гончаров | Д.С. Лихачёв | Ю. Нагибин | И. А. Ильин |
Роман «Обломов» | «Письма о добром и прекрасном» Письмо второе «Молодость – вся жизнь» | Рассказ "Мой первый друг, мой друг бесценный" | "Поющее сердце" |
В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров подвергает тонкому анализу человеческие взаимоотношения, исследует и раскрывает тему дружбы между людьми. Писатель раскрывает эту идею через главных героев романа: Андрея Ивановича Штольца и Илью Ильича Обломова. Именно Андрей Штольц пытается «растормошить» Илью Ильича и привить ему свои взгляды на окружающую действительность. Он вытаскивает его из дому и заставляет выходить в свет. Именно Штольц дает наказ Ольге Ильинской «присмотреть» за Обломовым. Что это, если не настоящие проявления дружбы? | «Подлинные друзья приобретаются в молодости… Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости», - размышляя в своем втором письме «Молодость – вся жизнь», обращенном к сегодняшним подросткам, приходит к выводу известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. | В рассказе повествует о своем товарище детства. Он оказал сильное влияние на формирование характера автора. В своем произведении писатель представил интересные размышления относительно мнимой и настоящей дружбы. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что она не является формальным проявлением взаимных симпатий. Это чувство гораздо глубже клятв и совместных прогулок под ручку. Дружба представляет собой близость души и общность интересов. Она - что-то более ценное и дорогое.- | В произведении известного русского писателя, философа и публициста И. А. Ильина под названием "Поющее сердце" раскрывается тема настоящей дружбы. Эту книгу еще называют «Книгой тихих созерцаний». В ней философ, мыслитель И. А.Ильин выделяет несколько типов дружбы. Например, есть такая дружба, которая сопряжена с протекцией и лестью. Есть и подлинная дружба, о которой рассказывается в главе "О дружбе". |