Первый тип логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи

Цели занятия:

1. Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.

2. Уточнить значения слов, сложных по семантике.

3. Автоматизировать в речи детей слова, сложные по слоговой структуре.

4. Развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из 6 элементов.

Структура логопедического занятия первого типа:

I этап. Организационный.

II этап. Чтение логопедом рассказа.

Логопед предлагает детям в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком! или о чем!) сообщается в нем:

Проведем логопедическое занятие на материале уже знакомого адаптированного рассказа «Лакомка»:

Наша кошка Мурка всем на удивление любила мед.

Запах меда шел из малинника.

В малиннике стоял улей.

Улей охраняли пчелы.

Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.

Теперь Мурка близко не подходит к меду.

III этап. Сенсорно-словарная работа.

После прочтения рассказа детям предлагается из банка предметных картинок отобрать только те, о которых говорится в нашем рассказе.

Название данного этапа определяется теми задачами, которые намечает логопед. Таких задач две:

§ развитие объема вербальной слуховой кратковременной памяти детей.

Напомним, что под кратковременной памятью понимается запоминание учебного материала с одного раза предъявления, что, безусловно, должно способствовать не только развитию процессов памяти, но и формированию произвольной учебной деятельности;

§ уточнение семантики слов.

Несмотря на то, что на этом этапе логопед работает только со словами — наименованиями предметов, имеющими конкретное значение, данная задача чрезвычайно важна в структуре логопедической работы, т.к. позволяет не просто соотносить слово с его изображением, не только накапливать словарь, а предоставляет широкую возможность решать одну из важнейших задач — формировать структуру семантических полей значений. Одним из продуктивных способов группировки значений слов и объединения их в семантические группы является сопоставление сходных или близких между собой денотатов или представлений. Именно поэтому банк предметных картинок подбирается таким образом, чтобы он включал в себя зрительные образы, с одной стороны, схожие между собой, а с другой — отличающиеся по тем существенным признакам, которые и определяют значение нужного слова. Например, уточняя значение слова «улей», целесообразно ввести в банк такие картинки, как, «скворечник», «дупло», «собачья будка».

Одновременно с этим логопед на данном занятии, если позволяет материал, готовит детей к усвоению первоначальных морфемных представлений, развивая у них чувство языка. В нашем случае такую возможность предоставляет слово малинник. Данное слово интересно в двух отношениях. Во-первых, в связи со сложностью слоговой структуры, т.к. в его составе имеется стечение согласных, одинаковых по способу образования. Во-вторых, оно предоставляет хорошую возможность для развития морфонологического слуха. Словарная работа с этим словом строится дифференцированно в зависимости от того, с каким возрастом детей она проводится. Если логопед проводит такое занятие с детьми дошкольного возраста, то помимо поочередного проговаривания слогов (малин-ник), предлагается угадать, от какого слова оно произошло.

При работе со школьниками в процессе совместного проговаривания данного слова подчеркивается то место слова, которое произносить неудобно (нник). Это создает благоприятные условия для проведения предпосылочных по отношению к морфемному анализу языковых наблюдений под образованием родственных слов методом аналога. Сравнение слов малина — малинник с другими аналогичными словами (например, осина —осинник), развивает у детей с системным недоразвитием речи способность слышать, а впоследствии вычленять морфемные элементы слова, осознавая их автономное значение, в данном случае значение собирательности.

IV этап занятия. Знакомство детей с предметно-графическим планом.

На этом этапе логопедического занятия детям предлагается «записать» рассказ на предложенной странице, «но только записывать его мы будем не словами, а картинками». Предъявляя графическую схему, необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат — это первое слово, далее стрелка — это тоже слово, второй квадрат — это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Посчитаем количество предложений в нашем рассказе — их шесть.

Далее логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и правильно заполнить ими строчку. В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают» данное предложение и переходят к последующему. Так дети, подбирая предметные картинки ко всем предложениям, постепенно заполняют всю схему. Возникает иконическая, образная программа содержания рассказа, которая соответствует смыслообразующему уровню речепорождения. В готовом виде графическая схема смысловой структуры рассказа выглядит следующим образом (схема 14).

Логопед в конце данного этапа подчеркивает, что человек так последовательно должен думать, чтобы у него получился рассказ. Но этого еще недостаточно.

V этап занятия. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.

На этом этапе логопед должен таким образом построить работу, чтобы дети сами нашли правило смысловой связи предложений.

Первый тип логопедического занятия по формированию навыков связной повествовательной речи - student2.ru

Чтобы сосредоточить внимание детей на стыке двух предложений, целесообразно закрыть экраном все предложения, кроме первых двух.

Анализируя предметную канву начальных предложений, они замечают, что в двух соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане это фиксируется двумя одинаковыми картинками.

Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ.

VI этап занятия. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.

Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые предметные картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определенную цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений.

В заключение этой части занятия закрепляем первый опыт детей по установлению правил смысловой дружбы предложений в целый рассказ через сравнение с процессом изготовления елочной гирлянды:

Логопед: «Помните, дети, как мы с вами делали, гирлянду на новогоднюю елку? Покажите пальчиками, как вы соединяли отдельные кольца вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.

При проведении такого типа логопедического занятия со школьниками можно использовать аналогию с движением конькобежца, предложенную лингвистом ГА. Золотовой. Учащимся объясняется: чтобы продвинуться вперед, «конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед», так и в речи: человек отталкивается от того, что было сказано, и делает шаг вперед и сообщает новое о данном событии (58). Сколько шагов, столько и предложений.

VII этап занятия. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.

Этот этап является результирующим, его цель заключается в том, чтобы показать детям «правоту» проведенного анализа.

Вместе с тем мы хотели бы сказать о том, что многие педагоги полагают, что построение любого плана направлено только на обучению пересказу. Такая точка зрения по отношению к данной методике ошибочна. Еще раз повторимся, мы ставили перед собой иную задачу — не облегчить детям пересказ готового текста, а показать и в дальнейшем закрепить представления о смысловой связи предложений, активизировать образный («предметно-схемный»), внутренний план, на базе которого дети смогли бы в дальнейшем самостоятельно составлять программу своих рассказов.

Работа по усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной организации включает не только формирование действий по установлению повторяемости предметных компонентов двух соседних предложений. Очень важно сформировать и действия по преобразованию последовательного ряда высказываний, основными из которых являются действия замены денотатов, разрушающие предметную повторяемость, и действия изъятия и перестановки отдельных горизонтальных элементов в графической программе. Эти цели реализуются на логопедических занятиях второго типа.

Наши рекомендации