Социальная адаптация. Продолжение.

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Вступление ведущего: социальные роли; свобода и ответственность.

Разогрев

Упражнения «Чужая роль», «Парные роли», «Роль-атрибут».

Социометрия: 2–3 выбора.

Основная часть

Психодрама: игра в королевство.

Шеринг.

ВОСЬМАЯ СЕССИЯ

Работа с зависимостями(по Я. Мюллеру)

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи

Вступление ведущего: зависимость — виды, причины, последствия. Групповое обсуждение.

Разогрев

Социометрия

Выбор открыток

Основная часть

Психодрама. Техника «Четыре стула» по Я Мюллеру: протагонист, средство, соблазн, сопротивление.

Социодрама «Первая сигарета» или «Первый косяк». Представление на тему первого шага к зависимости.

Возможно представление психодрамы и социодрамы в двух разных сессиях.

Шеринг.

ДЕВЯТАЯ СЕССИЯ

Половая идентификация.
Взаимоотношения с противоположным полом

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Разогрев

Игра «Войди в круг».

Упражнение «Два мира».

Упражнение «Доска объявлений».

Упражнение «Два в одном».

Социометрия:

— отношение к домострою,

— отношение к феминизму,

— отношение к гомосексуализму

Основная часть

Выбор и представление сказки о любви. Можно предложить «Аленький цветочек», «Спящую красавицу».

Шеринг.

ДЕСЯТАЯ СЕССИЯ

«Пожелания на будущее»

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи

Разогрев

«Что будет с нами через…».

Основная часть

Психодраматическая игра «Предсказание будущего».

Шеринг

По поводу сессии, по поводу группы в целом.

Ритуал завершения группы.

Напутствия и пожелания участников друг другу.

Обратная связь от участников группы

После завершения работы группы желательна индивидуальная встреча с участниками группы и обсуждение впечатлений: что изменилось, какие проблемы требуют дальнейшей проработки. Возможно предварительное соглашение по поводу участия в группе с более углубленной проработкой проблем.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК И УПРАЖНЕНИЙ


Первая сессия

Игра «Цифры от 1 до 100»

Участники встают в круг. Ведущий просит участников называть по порядку числа от 1 до 100. Если два человека называют число одновременно, всё начинается сначала. Все коммуникации между участниками, в том числе и невербальные, запрещены.

Упражнение «Минутная встреча»

Участники группы ходят по комнате, выбирают партнера, которого знают меньше остальных. Далее в парах по очереди в течение 1 минуты первый участник рассказывает о себе что-то такое, чтобы партнер его запомнил. Потом меняются. Продолжением работы может быть техника дублирования, когда один участник сидит на стуле, другой кладет ему руку на плечи и от своего имени рассказывает о нем. Потом смена. Это упражнение является одновременно тестом на способность чувствовать другого человека, а следовательно, работать в психодраматической группе.

Вторая сессия

Упражнение «Три автобуса»(по Я. Мюллеру)

Ставятся три стула. Участников группы просят представить, что это три волшебных автобуса, которые могут летать, плавать и ездить везде. Предлагается разделиться по автобусам и решить, куда едет каждый из автобусов. После формирования групп участников просят придумать девиз и дать напутствие другим автобусам.

Игра «Паровозики»

Эта живая, веселая игра может продемонстрировать групповую сплоченность или, наоборот, выявить тех, кого не принимают в компанию, а заодно и порезвиться. По команде ведущего игроки начинают с пыхтением перемещаться, бормоча: «Я веселый паровозик, я веселый паровозик!» — «Поезд!» — командует ведущий. Задача: в течение 10 секунд образовать свой «поезд» или присоединиться к другому. Поездом считается паровоз, имеющий не менее двух вагонов. Паровозик, которому удалось организовать за собой поезд, получает призовое очко. Чтобы быть принятым в поезд, необходимо согласие предыдущего вагона. Но если вас не хотят принимать, вы можете остаться «одиноким паровозом».

Третья сессия

Упражнение «Ассоциации»

Участники группы ходят по комнате. По команде ведущего, встречаясь с партнером, нужно сказать, с каким предметом мебели, животным, растением, сказочным героем, посудой и т.д. (в зависимости от задания) данный человек ассоциируется, и выслушать его ассоциации.

Наши рекомендации