Основные текстовые категории: образ автора, время, пространство и др. Способы изложения в тексте.

Одной из основных категорий, характеризующих текст является категория образ автора. Это собирательная категория, сложный многомерный механизм. Центр текста, в котором скрещиваются, объединяются все приемы, реализованные при создании текста.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями "автор" и "образ автора". Автор — языковая категория, это создатель текста

Образ автора — нечто абстрактное, собирательное

Понятие "образ автора" было введено в научный обиход ВВ Виноградовым

ММ Бахтин, критикуя термин, пишет, что "абсолютно отождествлять себя, свое "я" с тем "я", о котором я рассказываю, так же невозможно, как невозможно поднять себя самого за волосы, поэтому термин "образ автора" кажется мне неудачным"

2). Терминология

Чтобы понять, насколько сложна структура категории ОС достаточно перечислить и прокомментировать многочисленные термины, связанные с этим понятием: автор, создатель текста, субъект речи, произодитель речи, рассказчик, лирический герой, интерпретатор, языковая личность

Языковая личность автора — совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений — текстов

Составляющие:

• принадлежность к определенному типу речевой культуры (элитарный, среднелитературный, разговорный, просторечный, фамильярный)

• пол

•возраст

• профессия

• человеческие качества

Понятие "ОА" более широкое, чем языковая личность (одно из проявлений)

Можно сказать, что ближе всего по смыслу соотносятся термины автор, создатель текста, производитель речи, тк они отражают реального автора и его личность

Субъект речи — этим термином обычно обозначают коллектив авторов, он отстранен от конкретного человека

Теоретическое изучение образа автора возникло как категория только художественного произведения, но оказалось, что эта категория присуща текстам всех стилей

Формы представления автора: личностные, безличностные, л-б

---- Выражение авторства в научном стиле----

• автор персонифицирован, но отстраненно

Ср-ми его выражения явлются местоимения "мы" в значении «я» и различные безличные конструкции

• текст направлен не на читателя, а на самого автора

• смягченная категоричность

---В публицистике---

•Совпадение автора и рассказчика

Обусловлено открытостью, документальностью и эмоциональностью публичной речи

Образ автора — авторское "Я" журналиста, которое применительно к каждому жанру и имеет различную форму характера

Совокупность характеристик конкретного человека создают либо социальный образ автора, либо представляют его как частное лицо

Автор предстает перед нами как пропагандист, полемист, летописец, аналитик и как художник

----В официально-деловом----

Долгое время считалось, что категория ОА неактуальна для таких текстов. Но исследования показали, что такое категоричное заявление не имеет под собой оснований тк среди документов имеются четко персонифицированные тексты

Образ автора совпадает с понятием создатель текста

В других текстах автор — субъект речи

----В художественном----

Наиболее интересно выражается образ автора, именно эти тексты убеждают нас в том, что автор явление многоликое, разнообразное.

Одним из средств реализации образа автора являются разные типы речи в тексте, эти разновидности называются чужая речь, формы:

- прямая речь

- косвенная речь

- несобственно-прямая речь (сохраняются лексические и грамматические особенности речи, но изменяются глаголы и подчинительные союзы).

- полупрямая речь

- художественная живописная косвенная речь (включает характерные элементы персонажа, сопровождающуиеся оценкой автора)

Образ автора реализуется в модальности текста (объективная и субъективная)

Пространство и время

Пространство:

- объективное

- психологическое

- социальное

- художественное

Пространство так же, как и время, по воле автора может смещаться. Художественное пространство создается благодаря применению ракурса изображения; это происходит в результате мысленного изменения места, откуда ведется наблюдение: общий, мелкий план заменяется крупным, и наоборот.

По М.Ю. Лотману, художественное пространство — это модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений.

Время

- объективное (календарное)

- событийное (концептуальное)

- художественное (нарушение хода, ретроспекция, проспекция)

Художественное время — это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива. Причем временная перспектива может смещаться, прошедшее мыслиться как настоящее, а будущее предстать как прошедшее и т.п.

Категория времени в художественном тексте осложнена еще и двуплановостью — это время повествования и время события. Поэтому временные смещения вполне закономерны.

Нехудожественный текст тоже примечателен «своим отношением» ко времени. Такие тексты, как законодательный, инструктивный, справочный, ориентируются на «невременное» выражение мысли. Глагольные формы времени, используемые здесь, вовсе не означают то, что они призваны означать, в частности, формы настоящего времени передают значение постоянства признака, свойства или постоянства совершаемого действия. Такие значения абстрагированы от конкретных глагольных форм. Время здесь как бы вовсе отсутствует.

Пространство и время — основные формы бытия, жизни, именно как такие реальности они воссоздаются в текстах нехудожественных, в частности, в научных, а в художественных текстах они могут трансформироваться, переходить одно в другое.


Наши рекомендации