Категория модальности. Образ автора в тексте

1. Категория модальности.

2. Что такое модальность? Какими средствами она выражается на уровне предложения?

3. Как разграничиваются фразовая и текстовая модальность?

4. Во всех ли текстах присутствует субъективно-оценочная модальность? От чего зависит коэффициент модальности?

5. Почему восприятие личности автора в тексте – это процесс двунаправленный?

6. Что является содержанием субъективно-оценочной модальности?

7. Назовите средства реализации субъективно-оценочной модальности в тексте. С какими текстовыми категориями переплетается модальность?

8. Модальность –это актегория, доступная познанию любого читетеля?

Семинар 9

Образ автора

1. Охарактеризуйте триаду «производитель речи – субъенкт повествования – образ автора». Как создается субъект повествования? Чем определяются условия его создания?

2. В чем сложность формы повествования с двусубъектным автором?

3. Согласны ли вы с тем, что «образ автора больше относится к сфере восприятия, а не материального выражения»? (Н.С.Валгина).

4. Как проявляется образ автора в тексте?

5. В каких случаях образ автора может подвергаться деформации? Трансформироваться? Типизироваться?

6. Охарактеризуйте формы представления субъекта повествования в разных коммуникативных типах текста:

− личностную;

− личностно-безличностную;

– безличностную.

III. Прочитайте рассказы: А.П.Чехов. О любви. Л.Улицкая. Бронька. Охарактеризуйте субъективно-оценочную модальность и образ автора.

Семинар 10

Художественный образ

1. Как соотносятся образ и содержание?

2. В чем суть разграничения художественного и нехудожественного образа?

3. Продемонстрируйте, что предметная сущность имени может быть различной.

4. Докажите, что «чувственно являющийся мир для разных художников может повернуться разными своими сторонами» (Н. Валгина).

5. Как слово-знак в тексте может превращаться в слово-образ?

6. Расскажите о классификации образов. Как она связана с категорией информативности?

7. Охарактеризуйте образы-символы:

а) традиционный символ;

б) индивидуальный символ.

8. Что такое персонификация? Почему особый уровень бытования героев литературных произведений называется метатекстуальным?

9. Почему говорят о поверхностном и глубинном прочтении авторской метафоры?

10. Что такое перевернутый образ? В каких условиях и с какой целью он создается?

Анализ текста

Проанализируйте художественные образы следующих стихотворений.

А знаешь, все еще будет!

Южный ветер еще подует,

и весну еще наколдует,

и память перелистает,

и встретиться нас заставит,

и еще меня на рассвете

губы твои разбудят.

Понимаешь, все еще будет!

В сто концов убегают рельсы,

самолеты уходят в рейсы,

корабли снимаются с якоря…

Если б помнили это люди,

Чаще думали бы о чуде, реже бы люди плакали.

Счастье – что оно? Та же птица:

упустишь и не поймаешь.

А в клетке ему томиться

тоже ведь не годится,

трудно с ним, понимаешь?

Я его не запру безжалостно,

Крыльев не искалечу.

Улетаешь?

Лети, пожалуйста…

Знаешь, как отпразднуем встречу?

(В. Тушнова)

Бьют часы, возвестившие осень:

Тяжелее, чем в прошлом году,

Ударяется яблоко оземь –

Столько раз, сколько яблок в саду.

Этой музыкой внятной и важной,

Кто твердит, что часы не стоят?

Совершает поступок отважный,

Но как будто бездействует сад.

Все заметней в природе печальной

Выраженье любви и родства,

Словно ты – не свидетель случайный,

А виновник ее торжества.

(Б. Ахмадулина)

Любит? Не любит? Я руки ломаю

и пальцы

разбрасываю, разломавши,

так рвут, загадав, и пускают

по маю

венчики встречных ромашек.

Пускай седины обнаруживает стрижка

и бритье,

пусть серебро годов вызванивает уймою,

надеюсь, верую: вовеки не придет

ко мне позорное благоразумье.

(В. Маяковский)

Семинар 11

Континуум

1. Охарактеризуйте тексты как материальный и как духовный объект.

2. Какое время называется реальным? Концептуальным? В каких текстах реализуется концептуальное время?

3. В чем суть перцептуального времени? Почему его называют эмотивным?

4. Дайте определение континуума как текстовой категории?

5. Назовите типичные языковые средства представления континуума в художественном тексте. Какие существуют оригинальные способы измерения времени?

6.Как в художественном тексте реализуется нарушение линейности изложения? С чем это связано?

7. Что такое дисконтинуум? Как он отражается на восприятии читателя?

8. Почему пространственный континуум в художественных текстах более точен, чем временной?

9. Какие средства выражения континуума способны сделать читателя «наблюдателем» происходящего? Почему континуум одновременно непрерывен и дискретен?

10. Охарактеризуйте время глагола как способ реализации категории континуума.

11. Докажите, что континуум дает возможность читателю творчески воспринимать текст.

12. Охарактеризуйте особенности глагольных форм в нехудожественных текстах.

Семинар 12

Наши рекомендации