Портрет даёт представление об эстетическом идеале писателя

и позволяет выявить авторское понимание категории красоты. Портрет может представлять собой одноразовое описание или

состоять из нескольких описаний с различной степенью удалённости друг от друга. Концентрированные портреты свойственны эпизоди­ ческим персонажам, рассредоточенные — главным.

Структура портрета может быть простой или сложной. К пор­ третам простой структуры относятся портреты-детали, состоящие из описания одной портретной особенности, и портреты-зарисовки, состоящие из описания нескольких деталей. В портретах сложной структуры портретные компоненты представлены в комплексе, на­ пример; «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся белень­ кая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её округлых плечах» (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»).

Более сложный вид — портрет-сравнение. Автор прибегает к это­ му виду портретной характеристики в тех случаях, когда ему необ­ ходимо вызвать у читателя определённые ассоциации. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» рассказчик представляет главного героя, Ивана Северьяновича Флягина; «... он был в пол­ ном смысле слова богатырь, и при том типический простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».

246 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Ещё более сложной формой является портрет-впечатление. При почти полном отсутствии портретных деталей он оставляет у читателя яркое впечатление и побуждает домыслить созданный автором текста образ. Таков портрет, созданный А. А. Фетом:

Ты вся в огнях. Твоих зарниц И я сверканьями украшен; Под сенью ласковыхресниц

Огонь небесный мне не страшен.

Но я боюсь таких высот, Где устоять я не умею.

Как сохранить мне образ тот, Что придан мне душой твоею ?

При первом знакомстве читателя с героем обычно даётся экспо­ зиционный портрет. Ф. М. Достоевский, явно желая расположить читателя к своему герою, представляет Родиона Раскольникова: «Кстати, он был замечательно хорош'собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

В лейтмотивном портрете за персонажем закрепляется какая-либо индивидуализированная деталь, которая повторяется на про­ тяжении всего повествования. Например, лейтмотивной деталью в портретных зарисовках Матрёны («Матрёнин двор» А. И. Солже­ ницына) становится «лучезарная», «добрая» улыбка. Портрет «про­ светлённой» Магрёны становится средством раскрытия внутреннего мира героини, в котором царят покой, мир и благость.

Психологический портрет выражает то или иное состояние пер­ сонажа. В Мармеладове (Ф. М. Достоевский. «Преступление и на­ казание») было что-то «... очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Портрет может сопровождаться авторскими комментариями, как, например, портрет Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Сложились две разновидности психологического портрета: 1) портрет, подчёркивающий соответствие внешности героя его вну­ треннему миру; 2) портрет, контрастирующий с внутренним миром героя. Например, в романе «Герой нашего времени» обнаруживается


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

несоответствие внешнего облика Печорина (напускное равноду­ шие, холодность, спокойствие) его подлинным душевным качествам, страстности его натуры. Зачастую портрет содержит в себе авторскую оценку персонажа (например, портрет Ольги в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина или Элен в «Войне и мире» Л. Н. Толстого).

ПОСЛАНИЕ — произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам). Например, послания А. С. Пушкина «К другу стихотворцу», «К Чаадаеву», «И. И. Пущину»; послания С. А. Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду», «Письмо к сестре» и др.

ПО$МА (от греч. poiem - творить, poiета- творение) - лиро-эпическое произведение с повествовательным или лирическим сю­ жетом. Своеобразие поэмы основано на сочетании повествователь­ ной характеристики действующих лиц, событий и пр. и их раскрытия через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, игра­ ющего в поэме активную роль.

В зависимости от художественной позиции автора и художествен­ ных приёмов выделяются героические, романтические, лирико-пси-хологические, философские, исторические и др. поэмы («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Мцыри» и «Песня про купца Калашнико­ ва» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Двенадцать» А. А. Блока, «Реквием» А. А. Ахматовой).

ПОРТИКА (от греч. pо1енке— поэтическое искусство) - раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведе­ ний и систему используемых в них изобразительно-выразительных средств. Термином «поэтика» также обозначают систему художест­ венных средств, характерных для писателя, определённых жанров, литературного направления эпохи.

ПРИЁМ - конструктивный принцип организации литератур­ ного произведения: сюжетно-композиционный, жанровый, стили­ стический.

Например, приёмы в области композиции: введение внесюжет-ных элементов, смена точек зрения; приёмы стилистические-, мета­ форы, инверсии, повторы и т. д.

248 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Наши рекомендации