Море шумело глухо и печально» (М. Горький. «Старуха Изергиль»).

КОМЁДИЯ (греч. cот01ша, от comоз - весёлая толпа ио1йe - песня) — один из основных видов (жанров) драмы как рода лите­ ратуры, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия формирует отрицательное отно­ шение к стремлениям, страстям действующих лицилик приёмам их борьбы. Комедия как особая форма комического наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру. Яркие примеры комедии в русской литературе — «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя; комедиями называли свои пьесы А. С. Грибоедов («Горе от ума») и А. П. Чехов («Вишнёвый сад»).

КОМПОЗЙЦИЯ (лат.сотрозШo - составление, связывание) - совокупность приёмов и средств, использованных автором для

16*


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

построения произведения, раскрытия и организации образов, их связей и отношений.

Композиция включает в себя расстановку персонажей; порядок сообщения о событиях в сюжете (композиция сюжета); чередова­ ние сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приёмов повествования (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний; пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.

Особенно значимыми в художественном произведении могут быть хронологические перестановки отдельных событий (М. Ю. Лер­ монтов «Герой нашего времени»). Важными для понимания автор­ ского замысла и идеи произведения могут быть такие композицион­ ные приёмы, как умолчание или узнавание, задержанная экспозиция, отсутствие экспозиции или развязки.

Выделяются следующие виды композиции: вершинная («Цыга-ны» А. С. Пушкина); зеркальная («Евгений Онегин» А. С. Пушкина); кольцевая («Тройка» Н. А. Некрасова); открытая («Дама с собачкой» А. П. Чехова); концентрическая («Отцы и дети» И. С. Тургенева).

КОНФЛЙКТ (от лат. сопШсШз - столкновение) - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. В драме конфликт является главной силой, пружи­ ной, движущей развитие драматургического действия, и основным средством раскрытия характеров. В художественных произведениях нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта — борьбы героя с противостоящими ему силами — с «внутренними», психоло­ гическими конфликтами — борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями. Так, Евгений Онегин (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») вступает в конфликт с дворянской средой и про­ винциальными помещиками, с другими персонажами — Ленским, Татьяной Лариной; наконец, с самим собой, пытаясь избавиться от хандры, внутреннего недовольства.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - широкоупотребительные меткие образ­ ные изречения исторических лиц, литературных персонажей и т. д. Например: «Шумим, братец, шумим...» (А.С. Грибоедов). «Лёгкость

1в.3м.№»

228 Литература. Подготовка к ЕГЭ'2017

в мыслях необыкновенная ...» (Н. В. Гоголь). Крылатые слова часто имеют форму афоризмов. Например: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. С. Пушкин); «Человек — это звучит гордо!» (М.Горький).

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. си1теп - вершина) - момент наивыс­ шего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» кульминационными эпизодами являются те, в которых герой узнаёт о гибели своей семьи.

В литературном произведении может быть несколько кульминаци­ онных моментов. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в сюжетной линии Евгений Базаров - Павел Петрович Кирсанов кульминацией является сцена дуэли. В сюжетной линии Базаров — Одинцова кульминационной является сцена, когда герой признаётся Анне Сергеевне в любви и бросается к ней в порыве страсти. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и в поэме А. Т. Твардовско­ го «Василий Тёркин» каждая глава имеет свою кульминацию.

Л

ЛЕГЁНДА (от лат. (в^епйа - то, что должно быть прочитано или рекомендуемо к прочтению) - термин, употребляющийся в несколь­ ких значениях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики, в более узком — прозаический жанр фольклора; пове­ ствование о чудесных лицах и событиях, воспринимающееся, однако, как достоверное.

Иногда писатели и поэты включают фольклорные или вымыш­ ленные легенды в свои произведения. Так, легенда об атамане Ку-деяре входит в поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а легенда о Великом Инквизиторе - в роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Легенды о Ларре и Данко включены в рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

ЛИРИКА (от греч. 1упкоз — произносимый под звуки лиры) — один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Это вид поэтического творчества, который выражает

16'

?■

Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

чувства и переживания по поводу события или факта, тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, но не от лица автора, а непо­ средственной беседой, диалогом самих действующих лиц. Лирика отражает отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики - внутренний монолог, преимущественно стихотворный.

ЛИРЙЧЕСКИЙ ГЕРбЙ - герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лири­ ческого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта. Однако в большинстве своих произведений А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет - это лирики без лириче­ ского героя. Авторский образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью — личностью самого поэта. Например, в стихотворении «Вновья посетил...» Пушкин, а не лирический герой высказывает мысль о будущем, о «племени младом, незнакомом». Ю. Тынянов выделял трёх поэтов, у которых авторское «Я» воплоща­ ется в образе лирического героя, - М. Ю. Лермонтова, А.А. Блока, В. В. Маяковского.

Говорить о лирическом герое следует тогда, когда в стихотворе­ нии, написанном от первого лица, лирический субъект в той или иной степени отличается от поэта, автора стихотворения. Поэт как бы вживается в чужую роль, надевает «лирическую маску». Напри­ мер, «Узник» А. С. Пушкина, «Пророк» М, Ю. Лермонтова и др.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ (АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕ­ НИЕ) — форма авторской речи; слово автора-повествователя, отвле­ кающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действи­ ем произведения. Лирические отступления характерны для лиро-эпических произведений, отступления в эпических произведени­ ях называют авторскими. Например, лирические отступления есть в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя,

230 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

авторские - в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, «Василии Тёркине» А. Т. Твардовского.

ЛИРОЭПЙЧЕСКИЙ ЖАНР - тип литературного произведения, сочетающего в себе признаки эпоса и лирики: сюжетное повест­ вование о событиях соединяется с эмоциональными лирическими отступлениями. Чаще всего произведение облекается в стихотворную форму («Светлана» В. А. Жуковского, «Евгений Онегин» АХ. Пуш­ кина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасова, «Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Реквием»

А. А. Ахматовой и др.). Выделяют следующие жанры лироэпики: бы­ лина, баллада, поэма.

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЁНИЕ - понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художни­ ков слова в определённый исторический период. Это единство воз­ никает и развивается обычно на основе общности художественной позиции, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображе­ ния жизни. К литературным направлениям относятся классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» — условное название ряда разнородных героев, наделённых сознанием собственной бесполезности, страда­ ющих от отсутствия ясной цели в жизни, осознающих свою «соци­ альную ненужность».

«Лишний человек» в русской литературе XIX века представлен как национально- своеобразное явление большой социальной значи­ мости. Создатели этого типа дали ему многостороннюю характери­ стику, вскрыли его противоречивую сущность, указали на позитивное и негативное значение, определили идейный смысл и эстетическую значимость этого «знакового» литературного явления.

Традиционно считается, что «лишние люди» в русской литературе представлены двумя группами персонажей: к первой относят героев 20-30-х гг. XIX века - Онегина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), Печорина («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова) и некоторых других, ко второй - героев 40-50-х гг. XIX века - Бельтова («Кто


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

виноват?» А. И. Герцена), Агарина («Саша» Н.А. Некрасова), Рудина («Рудин» И. С. Тургенева) и некоторых других.

А. С. Пушкин и М. М. Лермонтон синтезировали в своих персо­ нажах черты «лишнего человека» всей предшествующей русской ли­ тературы (первые контуры героев этого типа были намечены в «Ры­ царе на час» Н. М. Карамзина, «Российском Вертере» М. В. Сушкова, «Теоне и Эсхине» В. А. Жуковского, «Чудаке» К.Ф. Рылеева, «Стран­ ном человеке» В. Ф. Одоевского, «Странствователе и домоседе» К.Н. Батюшкова и др.) и наметили основные векторы дальнейшего развития этого типа.

В 20-30-х гг. XIX в. смысл и содержание образа «лишнего чело­ века» состоит в вынужденном, исторически обусловленном отказе от деятельности. «Лишние люди» этого периода, обладая незауряд­ ным умом и энергией, не могут действовать в силу объективных причин, поэтому силы их тратятся впустую на удовлетворение ин­ дивидуалистических желаний. Беда Онегина и Печорина не в неспо­ собности, а в невозможности исполнить своё «предназначение вы­ сокое». Однако позитивное значение их не в реальной деятельности, но в уровне и качестве их сознания и самосознания по сравнению со средой. Неприятие существующих условий жизни, протест в фор­ ме неучастия в любой форме деятельности обусловливают в эпоху дворянской революционности и последующей за ней реакции особую позицию «лишнего человека» в русском обществе.

В 40-50-х гг. XIX в. с изменением общественно-исторических ус­ ловий жизни меняется и тип «лишнего человека». После семилетней реакции появляются более широкие возможности для деятельности, проясняются цели и задачи борьбы. Открывает галерею «лишних людей» 40- 50-х гг. Бельтов. Это герой с «болезненной потребно­ стью дела», благородный, даровитый, но способный лишь на «мно­ гостороннее бездействие» и «деятельную лень». Затем «лишний человек» становится «идеологом» — он пропагандирует передовые идеи, воздействует на умы людей. Почётная роль «сеятеля» отводит­ ся Агарину - его благородные идеи падают на благодатную почву, и юная Саша уже не остановится только на «провозглашении» своих взглядов, но пойдёт дальше. Особое место Рудина в ряду «лишних людей» того времени определяется тем, что его устремления направ­ лены не на личное, а на общее благо. Поднявшись до отрицания зла

232 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

и несправедливости, он силой своего искреннего слова воздействует на сердца тех, кто молод, полон сил и готов вступить в борьбу. Его слово и есть его историческое дело.

60-е гг. XIX века внесли коренные изменения в иерархию лите­ ратурных героев. Зарождение и появление на исторической арене новой социальной силы — революционно-демократической интел­ лигенции — проясняют аспекты и направления деятельности лич­ ности. Необходимым условием «полезности» становится включение личности в реальную общественную практику. Это требование нашло отражение в целом ряде программных публикаций «шестидесят­ ников» (Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д. И. Писарева и др.). Отмечая многочисленные слабости и недостатки «лишнего человека» русской литературы XIX века, революционные демократы 60-х гг. отдавали дань всему тому положительному, что несли в себе эти герои.

Другие модификации данного типа (Обломов И.А. Гончарова, «парадоксолист» Ф. М. Достоевского, Лихарев и Лаевский А. П. Че­ хова) не могут считаться «классическими» в силу несоизмеримости социальной значимости и характера их влияния на общественное сознание.

М

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЁК» - условное название ряда разно­ родных героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых общностью психологических и поведен­ ческих черт (уязвлённое самолюбие в сочетании с осознанием соб­ ственной приниженности, понимание несправедливости обществен­ ного устройства, острое чувство личной незащищённости). Главным сюжетом произведений о «маленьких людях» обычно становится история обиды или оскорбления героя сильными мира сего, главной оппозицией является оппозиция «маленький человек» — «значитель­ ное лицо».

Первый эскиз образа «маленького человека» появился в русской литературе в XIII веке. Даниил Заточник («Моление Даниила Заточ­ ника»), протестуя против тенденции оценивать человека по его бо­ гатству и сословной принадлежности, сетует на то, что живёт в нужде


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

и печали, страдает под «работным ярмом» господина, постоянно его унижающего. В мольбе героя, обращённой к князю, слышится голос человека, испытавшего все превратности судьбы и страстно жажду­ щего справедливости.

Галерею классических «маленьких людей» открывает Самсон Вы-рин («Станционный смотритель» А. С. Пущкина). «Сущий мученик четырнадцатого класса», оскорблённый и униженный, он погибает вследствие невозможности отстоять свои отцовские права, своё че­ ловеческое достоинство.

В 30-50-х гг. XIX века тема «маленького человека» разрабатыва­ лась преимущественно в русле повести о бедном чиновнике. Сми­ ренный и безответный Акакий Акакиевич («Шинель» Н. В. Гого­ ля) — «существо никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Он не только страдает от деспотически- равно­ дущного и неуважительного к себе отношения, но и пытается проте­ стовать. Кража новой шинели, стена равнодушия со стороны тех, кто по долгу службы должен был помочь герою, вызывают своеобразный бунт - в состоянии беспамятства Башмачкин адресует «значитель­ ному лицу» «самые страшные слова», а после смерти торжествует над обидчиком.

Писатели натуральной школы разрабатывали два направления

в изображении «маленького человека» - обличительно-сатирическое

и сострадательно-сочувствующее. Они увидели психологическую раз­ двоенность этого типа, охарактеризовали явление, впоследствии на­ званное "«идеологическим подпольем». В произведениях натуральной школы пристальное внимание уделяется мотивам чести, гордости, «амбиции» «маленького человека». Эти тенденции достигают куль­ минации в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского. Макар Девушкин способен подняться до понимания того, что «сердцем и мыслями он человек». Он протестует против отождествления себя с гоголевским героем, осознание им несправедливости общественного порядка порождает в его душе мучительное и противоречивое сочетание сми­ рения и бунта.

В 60-е гг. XIX века «маленький человек» начинает терять свои родовые признаки и постепенно исчерпывает своё изначальное со­ держание. Писатели-демократы вели активную борьбу за право лич­ ности самостоятельно распоряжаться своей судьбой, и «маленький

234 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2007

человек» в их произведениях проявляет себя как личность, готовая бороться за своё счастье, активно сопротивляться обстоятельствам.

К 80-м гг. деструктуризаиия образа «маленького человека» была продолжена в творчестве А. П. Чехова («Смерть чиновника», «Тол­ стый и тонкий», «На гвозде» и др.). Его герои уже не «маленькие»,

а «мелкие люди» и не вызывают у читателя сочувствия.

В широком значении «маленький человек» продолжал своё суще­ ствование и в литературе конца XIX — начала XX вв. Но герои А. Куп­ рина, Л. Андреева, И. Шмелёва, А. Серафимовича, С. Скитальца спо­ собны на осознанный протест против унижения их человеческого достоинства, готовы сделать самостоятельный нравственный выбор, отказаться от уготованной им судьбы «маленького человека». Поэтому ввиду исчерпанности видородовых признаков термин «маленький че­ ловек» применительно к этим персонажам использован быть не может.

МЕДИТАТЙВНАЯ ЛЙРИКА (от лат. medкаио - углублённое и целенаправленное размышление) — особая жанрово-тематическая разновидность поэзии, представляющая углублённое размышление, индивидуализированное созерцание, направленное к постижению сокровенных закономерностей бытия. Медитативная лирика род­ ственна философской, но не сливается с ней. Например; «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (А. С. Пушкин), «Выхожу один я на доро­ гу...» (М.Ю. Лермонтов), «На стоге сена ночью южной...» (А. А. Фет). Образцы медитативной лирики встречаются у А. А. Блока, И. Ф. Ан-ненского, Н.А. Заболоцкого.

МЕТАФОРА (греч. mе1арЬога - перенесение) - вид тропа, в ос­ нове которого лежит перенос наименования по сходству или по анало­ гии. Сходными чертами могут быть цвет, форма, характер движения, любые индивидуальные свойства предмета; «несгорающий костёр немыслимой любви» (В. В. Маяковский), «пожар зари» (А. А. Блок).

В языке и в художественной речи выделяют две основные модели, по которым образуются метафоры. В основе первой лежит одушевле­ ние, или олицетворение (часы идут, год пролетел, чувства угасают),

в основе второй — овеществление (железная воля, глубокая печаль, языки пламени, перст судьбы). Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть

в осени первоначальной...» построено на чередовании метафор;


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Где бодрый серп гулял и падал колос. Теперь уж пусто всё ~ простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде...

Метафоры могут стать основой создания образов-символов. На­ пример, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» метафоры яв­ ляются основой символического образа паруса;

... Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном ?..

...Увы!он счастия не ищет И не от счастия бежит!

... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Если метафора раскрывается на протяжении большого отрезка текста или целого произведения, то она называется развёрнутой. У Маяковского в поэме «Облако в штанах» развёрнута общеизвестная метафора «нервы расходились*:

Слышу:

тихо, как больной с кровати,

спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошёлся едва-едва, потом забегал, взволнованный, чёткий.

Теперь и он, и новые два мечутся отчаянной чечёткой.

Когда метафорическое выражение берётся в прямом смысле, возникает новое его осмысление. Такое явление называется реализа­ цией метафоры. На этом приёме построена концовка стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся», в которой реализована быто­ вая метафора «он разрывается на части».

236 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

МЕТОНЙМИЯ (греч. mеюпугша - переименование) - вид тро­ па, в основе которого лежит перенос наименования по смежности, В отличие от метафоры, которая образуется в результате сходства, ме­ тонимия основывается на реальной связи, на реальных отношениях между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий. В ро­ мане «Евгений Онегин» А. С. Пушкин использовал метонимическую иносказательность: «Читал охотно Алулея,/ А Цицерона не читал» (автор и его произведение), «Язык Петрарки и любви» (признаки предмета и сам предмет), «Партер и кресла — всё кипит» (предмет и человек), «Всё, чем для прихоти обильной /Торгует Лондон щепе­ тильный» (предмет и пространство).

МОНОЛОГ (от греч. mопов - один и 1ОЙ05 — слово, речь) - вид
художественной речи. В литературном произведении монолог - речь

действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. В пьесах и эпиче­ ских произведениях монологи — форма высказываний персонажей. Вкомедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главные герои - Чацкийи Фамусов — произносят монологи, отражающие их мировоззрение («А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча...», «Вот то-то, всё вы гордецы!..» и т.д.). Большинство лирических стихотворений представляет собой лирический монолог.

МОТЙВ (от греч. шоуео — двигаю, привожу в движение) — про­ стейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет — переплетение тесно связанных мотивов. Мотив — повторяющийся комплекс чувств и идей автора. Традиционными в литературе являются мотивы доро­ ги, смерти, изгнания, бегства и т. п. Например, основным мотивом лирики М. Ю. Лермонтова является мотив одиночества («Парус», «Тучи», «И скучно и грустно...», «Выхожу один я на дорогу...» и др.).

н

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА - условное название одного из этапов развития критического реализма в русской литературе (40-е годы XIX века). Характеризуется ориентированностью на «на­ туральное», т.е. строго правдивое, безыскусственное изображение


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

действительности. Натуральная школа объединила многих талан­ тливых литераторов того времени - Н.В. Гоголя, И, А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова и др. - и сыграла важную роль в становлении и развитии русской литературы.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Напри­ мер: поэзии Ф. И. Тютчева свойственна особая философия природы, или натурфилософия, т. к. поэт делает предметом художественного изображения всё мирозданье, каждый миг бытия соотносит с вечно­ стью, вторгается в пределы философии и запретные сферы высшего знания.

НЕОЛОГЙЗМЫ (греч. пеоз - новый и 1овоs - слово) - слова, словосочетания или выражения, созданные для обозначения нового предмета или явления, а также новые значения старых слов. Следует различать языковые (общие) и индивидуально-авторские неологиз­ мы, т. е. те, которые вошли в языковой обиход в результате социаль­ но-политических, научных, культурных перемен, и те, что созданы авторами в целях усиления воздействия художественного слова на читателя. Богаты индивидуально-авторскими неологизмами стихот­ ворения В. В. Маяковского: «третий класс чёрный от негритья», «его препохабие» (капитал), «стотысячесабелъная конница», «дрыгоноже-с/иво»(обалерине)ит.д.

НОВЁЛЛА (итал. поуеЧа - повесть) - эпический жанр, разно­ видность рассказа. Отличается острым, захватывающим сюжетом и неожиданной концовкой. Иногда новеллу называют главой из ро­ мана, поскольку ей присуща необычайная смысловая ёмкость, стрем­ ление в лаконичной форме раскрыть судьбу героя. Таковы «Ионыч»

А. П. Чехова, «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

И. А. Бунина, «Судьба человека» М. А. Шолохова.

«НбВЫЕ ЛЮДИ» — условное название героев, ставших вопло­ щением нового типа общественного деятеля, появившегося в России в 60-е гг. ХГХ в. в среде разночинной интеллигенции. В литературный обиход этот термин был введён Н. Г. Чернышевским. Дмитрий Лопу­ хов, Александр Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова, супруги

238 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Мерцаловы и многие другие герои романа «Что делать?» ни в чём не похожи на своих литературных предшественников — «лишних» и «маленьких» людей.

Героев Н.Г. Чернышевского, получивших трудовое воспитание, отличает тяга к знаниям, более всего интересуют их естественные науки. Материалисты и социалисты, они имеют программу переу­ стройства общества на новых, разумных началах, владеют экономи­ ческой теорией организации коллективного труда (социально-тру­ довые и бытовые коммуны без эксплуатации на началах равенства).

Новые морально-этические нормы определяют их взаимоотно­ шения с другими героями романа. В основе поступков «нового че­ ловека» — правильно понятая целесообразность, их действия регла­ ментируются теорией «разумного эгоизма» или, как её ещё называют, теорией пользы и выгоды. Люди нравственного совершенства, герои Н. Г. Чернышевского воплощают в себе ту жизненную «норму», к ко­ торой должен стремиться каждый «обыкновенный» человек.

Поскольку*«новые люди» являются воплощением «разумных» представлений о жизни, концепция личности, представленная в ро­ мане Н. Г. Чернышевского, получила название «рационалистической».

Показав читателю нового «героя времени», автор отчасти отве­ тил на вопрос, вынесенный в заглавие произведения; чтобы жить достойно в настоящем и приближать счастливое будущее, надо быть «новым человеком».

Считается, что модификацией «нового человека» являются герои и других произведений 60-х гг. («Отцы и дети», «Накануне» И. С. Тур­ генева, «Трудное время» В.А. Слепцова и др.). Как и классическим «новым людям», персонажам этих романов свойственно обострённое чувство собственного достоинства, стремление к отрицанию суще­ ствующего порядка, высокий интеллект, политическая и социальная определённость идеалов. Главным содержанием жизни «нового че­ ловека» 60-х гг. становится работа во благо будущего, одушевлённая силой воли. Однако у тургеневского Базарова уже нет чёткой про­ граммы созидания будущего («Сперва нужно место расчистить...»), а болгарин Инсаров борется против внешних врагов за свободу соб­ ственной родины. Поэтому вопрос о том, кто будет бороться с «вну­ тренними турками», в данных произведениях остаётся открытым.


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Дальнейшую литературную судьбу «нового человека» просле­ дить трудно; видородовые признаки его размываются настолько, что «новыми» становятся и герои произведений-пародий на роман Н. Г. Чернышевского, и герои знаменитых «антинигилистических» романов, и герои литературы социалистического реализма. Поэтому традиционно считается, что «классические» представители этого ли­ тературного типа — разночинцы 60-х гг., идеологи и практики, стре­ мящиеся радикально изменить жизнеустройство русского общества.

О

ОДА (от греч. oс1e — песня) — лирическое произведение, по­ свящённое изображению крупных исторических событий или лиц, затрагивающее значительные темы религиозно-философского со­ держания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду­ шевлением автора. В оде использовалась высокая, книжная лексика, архаизмы, аллегории. Подлинного расцвета этот жанр поэзии достиг в XVIII в. — в эпоху классицизма — в творчестве М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина («Памятник»). В XIX - XX вв. жанр оды претерпел значительные изменения и в содержании, и в стиле. К оде обраща­ лись также А. С. Пушкин («Вольность»), В. В. Маяковский («Ода революции»), О. Э. Мандельштам («Сумерки свободы») и др.

ОКСЮМОРОН (греч. охутогоп — остроумная глупость) — сти­ листическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовме­ стимых по смыслу определений, понятий. Это словесная антитеза, в результате которой возникают неожиданные образы. «Красноре­ чивое молчание», «выйти сухим из воды» — оксюмороны обыденной речи. В лирике оксюмороны отражают сложность эмоционального мира лирического героя или противоречивость явлений действитель­ ности. Например, «Люблю я пышное природы увяданье...» (А. С. Пуш­ кин), «убогая роскошь наряда» (Н.А. Некрасов), «ей весело гру­ стить, такой нарядно обнажённой» (А. А. Ахматова). На оксюмороненередко строится заглавие литературного произведения — «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева и т.д.

ОЛИЦЕТВОРЁНИЕ - вид тропа, обозначающий изображение неодушевлённого или абстрактного предмета как одушевлённого

240 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

(способного мыслить, чувствовать, говорить). Например, яркий образ-олицетворение создан А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю». В изображении поэта море — живое существо, способное грустить, гневаться, быть своенравным. Поэтому так естественно сопоставление моря с Байроном — певцом моря и человеком, создан­ ным его «духом». Внутреннее духовное родство связывает с морем и самого поэта; море — «друг», грустящий вместе с ним, его «отзывы», «глухие звуки» и «бездны глас» понятны поэту.

ОЧЕРК - «малый» эпический жанр, основанный не на изобра­ жении конфликта, как жанр рассказа, а на описательном изображе­ нии какого-либо общественно или нравственно значимого явления или события. Выделяют путевой, документальный, портретный, «фи­ зиологический», психологический очерк.

п

ПАРАЛЛЕЛЙЗМ СИНТАКСЙЧЕСКИЙ (от греч. paгаПезтos - идущий рядом) — сходное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста. Парачлелизм использу­ ется в произведениях устного народного творчества (былинах, пес­ нях, частушках, пословицах) и близких к ним по своим художествен­ ным особенностям литературных произведениях («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского). Параллелизм как композиционный приём широко распространён в лирике:

И, новым преданный страстям, Яразлюбить его не мог:

Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог!

(М. Лермонтов)

Когда умирают кони - дышат, Когда умирают травы — сохнут. Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.

(В. Хлебников)


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы
ПАРОНИМЙЯ (греч. рага - возле, при, вне иопута- имя)-

приём художественной речи, заключающийся в установлении между близкими по звучанию словами связей, заостряющих поэтические ас­ социации. Паронимы создают выразительные созвучья, подчёркиваю­ щие своеобразие смысловых отношений между словами. Например: «Сибиряки! Молва не врёт, - / Хоть сбору,с сосенки народ,/ Хотьсборный он, зато отборный...» (А. Т. Твардовский).

ПАФОС (отгреч. pathоз - страсть, чувство) — идейно-эмоци­ ональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску. Выделяют героический, гра­ жданский, лирический, трагический и др. виды пафоса.

Например, в стихотворении А. А. Блока «Россия» судьба страны осмысливается как трагическая. Соответствующий пафос пронизы­ вает строки:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слёзы первые любви!

ПЕЙЗАЖ (франц. pауsа§e, от pауз- страна, местность) - изо­ бражение картин природы, выполняющее в художественном про­ изведении различные функции в зависимости от стиля и художест­ венной позиции писателя. Существуют следующие разновидности пейзажа: лирический, романтический, символический, психологи­ ческий. В зависимости от рода литературы пейзаж может нести раз­ ную смысловую нагрузку. Так, в лирике картины природы отражают настроения и переживания лирического героя. Например, чувство одиночества лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» оттеняют «тучки небесные, вечные странники», а радостное настроение лирическогогерояв стихотворении А. С. Пушкина «Зим­ нее утро» сопрягается с таким пейзажем:

Под голубыми небесами Великолепными коврами. Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет.

242 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

И ель сквозь иней зеленеет, Иречка подо льдом блестит.

В эпических произведениях природа часто является самостоя­ тельным объектом изображения. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. Например, пейзаж, помещённый в главу «Сон Обломова» (И. А. Гончаров «Об­ ломов»), показывает состояние умиротворения, спокойствия и гар­ монии главного героя, погрузившегося в ощущения своего детства.

ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) (от греч. paпрhrasis - пересказ) - троп, обозначающий замену прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. Например: «царь зверей» вместо лев; «горо­ ховое пальто» вместо сыщик; «туманный Альбион» вместо Англия. Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А. С. Пущкин в романе «Евгений Онегин» пищет:

Он в том покое поселился, Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил.

ПЕРСОНАЖ (франц. personпаеe, от лат. pегsопа— личность, лицо) — действующее лицо художественного произведения или сце­ нического представления. В любом произведении персонажи делятся на центральные (главные), второстепенные и эпизодические.

В качестве персонажей могут выступать и животные (басни, сказ­ ки), неодушевлённые предметы и фантастические существа - в том случае, если они раскрывают черты характера человека.

Центральные персонажи изображаются более подробно, они являются основными участниками событий, часто именно с ними связан замысел произведения. Изображение второстепенных пер­ сонажей более лаконично, их характеристики менее подробны, а роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий. Эпизодические персонажи часто служат для того, чтобы создать фон, обстановку действия. Они могут быть обри­ сованы всего лишь несколькими штрихами. Так, в романе М. А. Бул­ гакова «Мастер и Маргарита» центральными персонажами являются


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Маргарита, Воланд. Вто­ ростепенные персонажи - Кайфа, Варенуха, Римский, Стёпа Лихо­ деев, эпизодические - Аннушка, бухгалтер Соков, барон Майгель

и др.

В драматургических произведениях выделяются также внесце-нические персонажи — те люди, которых нет на сцене и которые поэтому персонажами в буквальном смысле не являются. Однако их упоминают в разговорах или репликах, о них говорят с одобре­ нием или осуждением. Например, внесценическими персонажами в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» являются племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Максим Петрович, княгиня Марья Алексевнаит.д.

ПЕСНЯ — небольшое лирическое произведение, пред

Наши рекомендации