Море шумело глухо и печально» (М. Горький. «Старуха Изергиль»).
КОМЁДИЯ (греч. cот01ша, от comоз - весёлая толпа ио1йe - песня) — один из основных видов (жанров) драмы как рода лите ратуры, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия формирует отрицательное отно шение к стремлениям, страстям действующих лицилик приёмам их борьбы. Комедия как особая форма комического наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру. Яркие примеры комедии в русской литературе — «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя; комедиями называли свои пьесы А. С. Грибоедов («Горе от ума») и А. П. Чехов («Вишнёвый сад»).
КОМПОЗЙЦИЯ (лат.сотрозШo - составление, связывание) - совокупность приёмов и средств, использованных автором для
16*
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
построения произведения, раскрытия и организации образов, их связей и отношений.
Композиция включает в себя расстановку персонажей; порядок сообщения о событиях в сюжете (композиция сюжета); чередова ние сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приёмов повествования (авторской речи, повествования от первого лица, диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний; пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.
Особенно значимыми в художественном произведении могут быть хронологические перестановки отдельных событий (М. Ю. Лер монтов «Герой нашего времени»). Важными для понимания автор ского замысла и идеи произведения могут быть такие композицион ные приёмы, как умолчание или узнавание, задержанная экспозиция, отсутствие экспозиции или развязки.
Выделяются следующие виды композиции: вершинная («Цыга-ны» А. С. Пушкина); зеркальная («Евгений Онегин» А. С. Пушкина); кольцевая («Тройка» Н. А. Некрасова); открытая («Дама с собачкой» А. П. Чехова); концентрическая («Отцы и дети» И. С. Тургенева).
КОНФЛЙКТ (от лат. сопШсШз - столкновение) - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. В драме конфликт является главной силой, пружи ной, движущей развитие драматургического действия, и основным средством раскрытия характеров. В художественных произведениях нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта — борьбы героя с противостоящими ему силами — с «внутренними», психоло гическими конфликтами — борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями. Так, Евгений Онегин (А. С. Пушкин «Евгений Онегин») вступает в конфликт с дворянской средой и про винциальными помещиками, с другими персонажами — Ленским, Татьяной Лариной; наконец, с самим собой, пытаясь избавиться от хандры, внутреннего недовольства.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - широкоупотребительные меткие образ ные изречения исторических лиц, литературных персонажей и т. д. Например: «Шумим, братец, шумим...» (А.С. Грибоедов). «Лёгкость
1в.3м.№»
228 Литература. Подготовка к ЕГЭ'2017
в мыслях необыкновенная ...» (Н. В. Гоголь). Крылатые слова часто имеют форму афоризмов. Например: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. С. Пушкин); «Человек — это звучит гордо!» (М.Горький).
КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. си1теп - вершина) - момент наивыс шего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» кульминационными эпизодами являются те, в которых герой узнаёт о гибели своей семьи.
В литературном произведении может быть несколько кульминаци онных моментов. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в сюжетной линии Евгений Базаров - Павел Петрович Кирсанов кульминацией является сцена дуэли. В сюжетной линии Базаров — Одинцова кульминационной является сцена, когда герой признаётся Анне Сергеевне в любви и бросается к ней в порыве страсти. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и в поэме А. Т. Твардовско го «Василий Тёркин» каждая глава имеет свою кульминацию.
Л
ЛЕГЁНДА (от лат. (в^епйа - то, что должно быть прочитано или рекомендуемо к прочтению) - термин, употребляющийся в несколь ких значениях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики, в более узком — прозаический жанр фольклора; пове ствование о чудесных лицах и событиях, воспринимающееся, однако, как достоверное.
Иногда писатели и поэты включают фольклорные или вымыш ленные легенды в свои произведения. Так, легенда об атамане Ку-деяре входит в поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а легенда о Великом Инквизиторе - в роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Легенды о Ларре и Данко включены в рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
ЛИРИКА (от греч. 1упкоз — произносимый под звуки лиры) — один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Это вид поэтического творчества, который выражает
16'
?■
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
чувства и переживания по поводу события или факта, тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, но не от лица автора, а непо средственной беседой, диалогом самих действующих лиц. Лирика отражает отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» автора; речевая форма лирики - внутренний монолог, преимущественно стихотворный.
ЛИРЙЧЕСКИЙ ГЕРбЙ - герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лири ческого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта. Однако в большинстве своих произведений А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет - это лирики без лириче ского героя. Авторский образ в их лирических произведениях как бы слит с реальной личностью — личностью самого поэта. Например, в стихотворении «Вновья посетил...» Пушкин, а не лирический герой высказывает мысль о будущем, о «племени младом, незнакомом». Ю. Тынянов выделял трёх поэтов, у которых авторское «Я» воплоща ется в образе лирического героя, - М. Ю. Лермонтова, А.А. Блока, В. В. Маяковского.
Говорить о лирическом герое следует тогда, когда в стихотворе нии, написанном от первого лица, лирический субъект в той или иной степени отличается от поэта, автора стихотворения. Поэт как бы вживается в чужую роль, надевает «лирическую маску». Напри мер, «Узник» А. С. Пушкина, «Пророк» М, Ю. Лермонтова и др.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ (АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕ НИЕ) — форма авторской речи; слово автора-повествователя, отвле кающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действи ем произведения. Лирические отступления характерны для лиро-эпических произведений, отступления в эпических произведени ях называют авторскими. Например, лирические отступления есть в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя,
230 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
авторские - в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, «Василии Тёркине» А. Т. Твардовского.
ЛИРОЭПЙЧЕСКИЙ ЖАНР - тип литературного произведения, сочетающего в себе признаки эпоса и лирики: сюжетное повест вование о событиях соединяется с эмоциональными лирическими отступлениями. Чаще всего произведение облекается в стихотворную форму («Светлана» В. А. Жуковского, «Евгений Онегин» АХ. Пуш кина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасова, «Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Реквием»
А. А. Ахматовой и др.). Выделяют следующие жанры лироэпики: бы лина, баллада, поэма.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЁНИЕ - понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художни ков слова в определённый исторический период. Это единство воз никает и развивается обычно на основе общности художественной позиции, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображе ния жизни. К литературным направлениям относятся классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» — условное название ряда разнородных героев, наделённых сознанием собственной бесполезности, страда ющих от отсутствия ясной цели в жизни, осознающих свою «соци альную ненужность».
«Лишний человек» в русской литературе XIX века представлен как национально- своеобразное явление большой социальной значи мости. Создатели этого типа дали ему многостороннюю характери стику, вскрыли его противоречивую сущность, указали на позитивное и негативное значение, определили идейный смысл и эстетическую значимость этого «знакового» литературного явления.
Традиционно считается, что «лишние люди» в русской литературе представлены двумя группами персонажей: к первой относят героев 20-30-х гг. XIX века - Онегина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), Печорина («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова) и некоторых других, ко второй - героев 40-50-х гг. XIX века - Бельтова («Кто
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
виноват?» А. И. Герцена), Агарина («Саша» Н.А. Некрасова), Рудина («Рудин» И. С. Тургенева) и некоторых других.
А. С. Пушкин и М. М. Лермонтон синтезировали в своих персо нажах черты «лишнего человека» всей предшествующей русской ли тературы (первые контуры героев этого типа были намечены в «Ры царе на час» Н. М. Карамзина, «Российском Вертере» М. В. Сушкова, «Теоне и Эсхине» В. А. Жуковского, «Чудаке» К.Ф. Рылеева, «Стран ном человеке» В. Ф. Одоевского, «Странствователе и домоседе» К.Н. Батюшкова и др.) и наметили основные векторы дальнейшего развития этого типа.
В 20-30-х гг. XIX в. смысл и содержание образа «лишнего чело века» состоит в вынужденном, исторически обусловленном отказе от деятельности. «Лишние люди» этого периода, обладая незауряд ным умом и энергией, не могут действовать в силу объективных причин, поэтому силы их тратятся впустую на удовлетворение ин дивидуалистических желаний. Беда Онегина и Печорина не в неспо собности, а в невозможности исполнить своё «предназначение вы сокое». Однако позитивное значение их не в реальной деятельности, но в уровне и качестве их сознания и самосознания по сравнению со средой. Неприятие существующих условий жизни, протест в фор ме неучастия в любой форме деятельности обусловливают в эпоху дворянской революционности и последующей за ней реакции особую позицию «лишнего человека» в русском обществе.
В 40-50-х гг. XIX в. с изменением общественно-исторических ус ловий жизни меняется и тип «лишнего человека». После семилетней реакции появляются более широкие возможности для деятельности, проясняются цели и задачи борьбы. Открывает галерею «лишних людей» 40- 50-х гг. Бельтов. Это герой с «болезненной потребно стью дела», благородный, даровитый, но способный лишь на «мно гостороннее бездействие» и «деятельную лень». Затем «лишний человек» становится «идеологом» — он пропагандирует передовые идеи, воздействует на умы людей. Почётная роль «сеятеля» отводит ся Агарину - его благородные идеи падают на благодатную почву, и юная Саша уже не остановится только на «провозглашении» своих взглядов, но пойдёт дальше. Особое место Рудина в ряду «лишних людей» того времени определяется тем, что его устремления направ лены не на личное, а на общее благо. Поднявшись до отрицания зла
232 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
и несправедливости, он силой своего искреннего слова воздействует на сердца тех, кто молод, полон сил и готов вступить в борьбу. Его слово и есть его историческое дело.
60-е гг. XIX века внесли коренные изменения в иерархию лите ратурных героев. Зарождение и появление на исторической арене новой социальной силы — революционно-демократической интел лигенции — проясняют аспекты и направления деятельности лич ности. Необходимым условием «полезности» становится включение личности в реальную общественную практику. Это требование нашло отражение в целом ряде программных публикаций «шестидесят ников» (Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д. И. Писарева и др.). Отмечая многочисленные слабости и недостатки «лишнего человека» русской литературы XIX века, революционные демократы 60-х гг. отдавали дань всему тому положительному, что несли в себе эти герои.
Другие модификации данного типа (Обломов И.А. Гончарова, «парадоксолист» Ф. М. Достоевского, Лихарев и Лаевский А. П. Че хова) не могут считаться «классическими» в силу несоизмеримости социальной значимости и характера их влияния на общественное сознание.
М
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЁК» - условное название ряда разно родных героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых общностью психологических и поведен ческих черт (уязвлённое самолюбие в сочетании с осознанием соб ственной приниженности, понимание несправедливости обществен ного устройства, острое чувство личной незащищённости). Главным сюжетом произведений о «маленьких людях» обычно становится история обиды или оскорбления героя сильными мира сего, главной оппозицией является оппозиция «маленький человек» — «значитель ное лицо».
Первый эскиз образа «маленького человека» появился в русской литературе в XIII веке. Даниил Заточник («Моление Даниила Заточ ника»), протестуя против тенденции оценивать человека по его бо гатству и сословной принадлежности, сетует на то, что живёт в нужде
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
и печали, страдает под «работным ярмом» господина, постоянно его унижающего. В мольбе героя, обращённой к князю, слышится голос человека, испытавшего все превратности судьбы и страстно жажду щего справедливости.
Галерею классических «маленьких людей» открывает Самсон Вы-рин («Станционный смотритель» А. С. Пущкина). «Сущий мученик четырнадцатого класса», оскорблённый и униженный, он погибает вследствие невозможности отстоять свои отцовские права, своё че ловеческое достоинство.
В 30-50-х гг. XIX века тема «маленького человека» разрабатыва лась преимущественно в русле повести о бедном чиновнике. Сми ренный и безответный Акакий Акакиевич («Шинель» Н. В. Гого ля) — «существо никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Он не только страдает от деспотически- равно дущного и неуважительного к себе отношения, но и пытается проте стовать. Кража новой шинели, стена равнодушия со стороны тех, кто по долгу службы должен был помочь герою, вызывают своеобразный бунт - в состоянии беспамятства Башмачкин адресует «значитель ному лицу» «самые страшные слова», а после смерти торжествует над обидчиком.
Писатели натуральной школы разрабатывали два направления
в изображении «маленького человека» - обличительно-сатирическое
и сострадательно-сочувствующее. Они увидели психологическую раз двоенность этого типа, охарактеризовали явление, впоследствии на званное "«идеологическим подпольем». В произведениях натуральной школы пристальное внимание уделяется мотивам чести, гордости, «амбиции» «маленького человека». Эти тенденции достигают куль минации в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского. Макар Девушкин способен подняться до понимания того, что «сердцем и мыслями он человек». Он протестует против отождествления себя с гоголевским героем, осознание им несправедливости общественного порядка порождает в его душе мучительное и противоречивое сочетание сми рения и бунта.
В 60-е гг. XIX века «маленький человек» начинает терять свои родовые признаки и постепенно исчерпывает своё изначальное со держание. Писатели-демократы вели активную борьбу за право лич ности самостоятельно распоряжаться своей судьбой, и «маленький
234 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2007
человек» в их произведениях проявляет себя как личность, готовая бороться за своё счастье, активно сопротивляться обстоятельствам.
К 80-м гг. деструктуризаиия образа «маленького человека» была продолжена в творчестве А. П. Чехова («Смерть чиновника», «Тол стый и тонкий», «На гвозде» и др.). Его герои уже не «маленькие»,
а «мелкие люди» и не вызывают у читателя сочувствия.
В широком значении «маленький человек» продолжал своё суще ствование и в литературе конца XIX — начала XX вв. Но герои А. Куп рина, Л. Андреева, И. Шмелёва, А. Серафимовича, С. Скитальца спо собны на осознанный протест против унижения их человеческого достоинства, готовы сделать самостоятельный нравственный выбор, отказаться от уготованной им судьбы «маленького человека». Поэтому ввиду исчерпанности видородовых признаков термин «маленький че ловек» применительно к этим персонажам использован быть не может.
МЕДИТАТЙВНАЯ ЛЙРИКА (от лат. medкаио - углублённое и целенаправленное размышление) — особая жанрово-тематическая разновидность поэзии, представляющая углублённое размышление, индивидуализированное созерцание, направленное к постижению сокровенных закономерностей бытия. Медитативная лирика род ственна философской, но не сливается с ней. Например; «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (А. С. Пушкин), «Выхожу один я на доро гу...» (М.Ю. Лермонтов), «На стоге сена ночью южной...» (А. А. Фет). Образцы медитативной лирики встречаются у А. А. Блока, И. Ф. Ан-ненского, Н.А. Заболоцкого.
МЕТАФОРА (греч. mе1арЬога - перенесение) - вид тропа, в ос нове которого лежит перенос наименования по сходству или по анало гии. Сходными чертами могут быть цвет, форма, характер движения, любые индивидуальные свойства предмета; «несгорающий костёр немыслимой любви» (В. В. Маяковский), «пожар зари» (А. А. Блок).
В языке и в художественной речи выделяют две основные модели, по которым образуются метафоры. В основе первой лежит одушевле ние, или олицетворение (часы идут, год пролетел, чувства угасают),
в основе второй — овеществление (железная воля, глубокая печаль, языки пламени, перст судьбы). Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть
в осени первоначальной...» построено на чередовании метафор;
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
Где бодрый серп гулял и падал колос. Теперь уж пусто всё ~ простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде...
Метафоры могут стать основой создания образов-символов. На пример, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» метафоры яв ляются основой символического образа паруса;
... Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном ?..
...Увы!он счастия не ищет И не от счастия бежит!
... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Если метафора раскрывается на протяжении большого отрезка текста или целого произведения, то она называется развёрнутой. У Маяковского в поэме «Облако в штанах» развёрнута общеизвестная метафора «нервы расходились*:
Слышу:
тихо, как больной с кровати,
спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошёлся едва-едва, потом забегал, взволнованный, чёткий.
Теперь и он, и новые два мечутся отчаянной чечёткой.
Когда метафорическое выражение берётся в прямом смысле, возникает новое его осмысление. Такое явление называется реализа цией метафоры. На этом приёме построена концовка стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся», в которой реализована быто вая метафора «он разрывается на части».
236 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
МЕТОНЙМИЯ (греч. mеюпугша - переименование) - вид тро па, в основе которого лежит перенос наименования по смежности, В отличие от метафоры, которая образуется в результате сходства, ме тонимия основывается на реальной связи, на реальных отношениях между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий. В ро мане «Евгений Онегин» А. С. Пушкин использовал метонимическую иносказательность: «Читал охотно Алулея,/ А Цицерона не читал» (автор и его произведение), «Язык Петрарки и любви» (признаки предмета и сам предмет), «Партер и кресла — всё кипит» (предмет и человек), «Всё, чем для прихоти обильной /Торгует Лондон щепе тильный» (предмет и пространство).
МОНОЛОГ (от греч. mопов - один и 1ОЙ05 — слово, речь) - | вид |
художественной речи. В литературном произведении монолог - | речь |
действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. В пьесах и эпиче ских произведениях монологи — форма высказываний персонажей. Вкомедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главные герои - Чацкийи Фамусов — произносят монологи, отражающие их мировоззрение («А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча...», «Вот то-то, всё вы гордецы!..» и т.д.). Большинство лирических стихотворений представляет собой лирический монолог.
МОТЙВ (от греч. шоуео — двигаю, привожу в движение) — про стейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет — переплетение тесно связанных мотивов. Мотив — повторяющийся комплекс чувств и идей автора. Традиционными в литературе являются мотивы доро ги, смерти, изгнания, бегства и т. п. Например, основным мотивом лирики М. Ю. Лермонтова является мотив одиночества («Парус», «Тучи», «И скучно и грустно...», «Выхожу один я на дорогу...» и др.).
н
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА - условное название одного из этапов развития критического реализма в русской литературе (40-е годы XIX века). Характеризуется ориентированностью на «на туральное», т.е. строго правдивое, безыскусственное изображение
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
действительности. Натуральная школа объединила многих талан тливых литераторов того времени - Н.В. Гоголя, И, А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова и др. - и сыграла важную роль в становлении и развитии русской литературы.
НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Напри мер: поэзии Ф. И. Тютчева свойственна особая философия природы, или натурфилософия, т. к. поэт делает предметом художественного изображения всё мирозданье, каждый миг бытия соотносит с вечно стью, вторгается в пределы философии и запретные сферы высшего знания.
НЕОЛОГЙЗМЫ (греч. пеоз - новый и 1овоs - слово) - слова, словосочетания или выражения, созданные для обозначения нового предмета или явления, а также новые значения старых слов. Следует различать языковые (общие) и индивидуально-авторские неологиз мы, т. е. те, которые вошли в языковой обиход в результате социаль но-политических, научных, культурных перемен, и те, что созданы авторами в целях усиления воздействия художественного слова на читателя. Богаты индивидуально-авторскими неологизмами стихот ворения В. В. Маяковского: «третий класс чёрный от негритья», «его препохабие» (капитал), «стотысячесабелъная конница», «дрыгоноже-с/иво»(обалерине)ит.д.
НОВЁЛЛА (итал. поуеЧа - повесть) - эпический жанр, разно видность рассказа. Отличается острым, захватывающим сюжетом и неожиданной концовкой. Иногда новеллу называют главой из ро мана, поскольку ей присуща необычайная смысловая ёмкость, стрем ление в лаконичной форме раскрыть судьбу героя. Таковы «Ионыч»
А. П. Чехова, «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
И. А. Бунина, «Судьба человека» М. А. Шолохова.
«НбВЫЕ ЛЮДИ» — условное название героев, ставших вопло щением нового типа общественного деятеля, появившегося в России в 60-е гг. ХГХ в. в среде разночинной интеллигенции. В литературный обиход этот термин был введён Н. Г. Чернышевским. Дмитрий Лопу хов, Александр Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова, супруги
238 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Мерцаловы и многие другие герои романа «Что делать?» ни в чём не похожи на своих литературных предшественников — «лишних» и «маленьких» людей.
Героев Н.Г. Чернышевского, получивших трудовое воспитание, отличает тяга к знаниям, более всего интересуют их естественные науки. Материалисты и социалисты, они имеют программу переу стройства общества на новых, разумных началах, владеют экономи ческой теорией организации коллективного труда (социально-тру довые и бытовые коммуны без эксплуатации на началах равенства).
Новые морально-этические нормы определяют их взаимоотно шения с другими героями романа. В основе поступков «нового че ловека» — правильно понятая целесообразность, их действия регла ментируются теорией «разумного эгоизма» или, как её ещё называют, теорией пользы и выгоды. Люди нравственного совершенства, герои Н. Г. Чернышевского воплощают в себе ту жизненную «норму», к ко торой должен стремиться каждый «обыкновенный» человек.
Поскольку*«новые люди» являются воплощением «разумных» представлений о жизни, концепция личности, представленная в ро мане Н. Г. Чернышевского, получила название «рационалистической».
Показав читателю нового «героя времени», автор отчасти отве тил на вопрос, вынесенный в заглавие произведения; чтобы жить достойно в настоящем и приближать счастливое будущее, надо быть «новым человеком».
Считается, что модификацией «нового человека» являются герои и других произведений 60-х гг. («Отцы и дети», «Накануне» И. С. Тур генева, «Трудное время» В.А. Слепцова и др.). Как и классическим «новым людям», персонажам этих романов свойственно обострённое чувство собственного достоинства, стремление к отрицанию суще ствующего порядка, высокий интеллект, политическая и социальная определённость идеалов. Главным содержанием жизни «нового че ловека» 60-х гг. становится работа во благо будущего, одушевлённая силой воли. Однако у тургеневского Базарова уже нет чёткой про граммы созидания будущего («Сперва нужно место расчистить...»), а болгарин Инсаров борется против внешних врагов за свободу соб ственной родины. Поэтому вопрос о том, кто будет бороться с «вну тренними турками», в данных произведениях остаётся открытым.
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
Дальнейшую литературную судьбу «нового человека» просле дить трудно; видородовые признаки его размываются настолько, что «новыми» становятся и герои произведений-пародий на роман Н. Г. Чернышевского, и герои знаменитых «антинигилистических» романов, и герои литературы социалистического реализма. Поэтому традиционно считается, что «классические» представители этого ли тературного типа — разночинцы 60-х гг., идеологи и практики, стре мящиеся радикально изменить жизнеустройство русского общества.
О
ОДА (от греч. oс1e — песня) — лирическое произведение, по свящённое изображению крупных исторических событий или лиц, затрагивающее значительные темы религиозно-философского со держания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду шевлением автора. В оде использовалась высокая, книжная лексика, архаизмы, аллегории. Подлинного расцвета этот жанр поэзии достиг в XVIII в. — в эпоху классицизма — в творчестве М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина («Памятник»). В XIX - XX вв. жанр оды претерпел значительные изменения и в содержании, и в стиле. К оде обраща лись также А. С. Пушкин («Вольность»), В. В. Маяковский («Ода революции»), О. Э. Мандельштам («Сумерки свободы») и др.
ОКСЮМОРОН (греч. охутогоп — остроумная глупость) — сти листическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовме стимых по смыслу определений, понятий. Это словесная антитеза, в результате которой возникают неожиданные образы. «Красноре чивое молчание», «выйти сухим из воды» — оксюмороны обыденной речи. В лирике оксюмороны отражают сложность эмоционального мира лирического героя или противоречивость явлений действитель ности. Например, «Люблю я пышное природы увяданье...» (А. С. Пуш кин), «убогая роскошь наряда» (Н.А. Некрасов), «ей весело гру стить, такой нарядно обнажённой» (А. А. Ахматова). На оксюмороненередко строится заглавие литературного произведения — «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева и т.д.
ОЛИЦЕТВОРЁНИЕ - вид тропа, обозначающий изображение неодушевлённого или абстрактного предмета как одушевлённого
240 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
(способного мыслить, чувствовать, говорить). Например, яркий образ-олицетворение создан А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю». В изображении поэта море — живое существо, способное грустить, гневаться, быть своенравным. Поэтому так естественно сопоставление моря с Байроном — певцом моря и человеком, создан ным его «духом». Внутреннее духовное родство связывает с морем и самого поэта; море — «друг», грустящий вместе с ним, его «отзывы», «глухие звуки» и «бездны глас» понятны поэту.
ОЧЕРК - «малый» эпический жанр, основанный не на изобра жении конфликта, как жанр рассказа, а на описательном изображе нии какого-либо общественно или нравственно значимого явления или события. Выделяют путевой, документальный, портретный, «фи зиологический», психологический очерк.
п
ПАРАЛЛЕЛЙЗМ СИНТАКСЙЧЕСКИЙ (от греч. paгаПезтos - идущий рядом) — сходное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста. Парачлелизм использу ется в произведениях устного народного творчества (былинах, пес нях, частушках, пословицах) и близких к ним по своим художествен ным особенностям литературных произведениях («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского). Параллелизм как композиционный приём широко распространён в лирике:
И, новым преданный страстям, Яразлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё бог!
(М. Лермонтов)
Когда умирают кони - дышат, Когда умирают травы — сохнут. Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.
(В. Хлебников)
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы | |
ПАРОНИМЙЯ (греч. рага - возле, при, вне иопута- | имя)- |
приём художественной речи, заключающийся в установлении между близкими по звучанию словами связей, заостряющих поэтические ас социации. Паронимы создают выразительные созвучья, подчёркиваю щие своеобразие смысловых отношений между словами. Например: «Сибиряки! Молва не врёт, - / Хоть сбору,с сосенки народ,/ Хотьсборный он, зато отборный...» (А. Т. Твардовский).
ПАФОС (отгреч. pathоз - страсть, чувство) — идейно-эмоци ональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску. Выделяют героический, гра жданский, лирический, трагический и др. виды пафоса.
Например, в стихотворении А. А. Блока «Россия» судьба страны осмысливается как трагическая. Соответствующий пафос пронизы вает строки:
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слёзы первые любви!
ПЕЙЗАЖ (франц. pауsа§e, от pауз- страна, местность) - изо бражение картин природы, выполняющее в художественном про изведении различные функции в зависимости от стиля и художест венной позиции писателя. Существуют следующие разновидности пейзажа: лирический, романтический, символический, психологи ческий. В зависимости от рода литературы пейзаж может нести раз ную смысловую нагрузку. Так, в лирике картины природы отражают настроения и переживания лирического героя. Например, чувство одиночества лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» оттеняют «тучки небесные, вечные странники», а радостное настроение лирическогогерояв стихотворении А. С. Пушкина «Зим нее утро» сопрягается с таким пейзажем:
Под голубыми небесами Великолепными коврами. Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет.
242 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
И ель сквозь иней зеленеет, Иречка подо льдом блестит.
В эпических произведениях природа часто является самостоя тельным объектом изображения. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. Например, пейзаж, помещённый в главу «Сон Обломова» (И. А. Гончаров «Об ломов»), показывает состояние умиротворения, спокойствия и гар монии главного героя, погрузившегося в ощущения своего детства.
ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) (от греч. paпрhrasis - пересказ) - троп, обозначающий замену прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. Например: «царь зверей» вместо лев; «горо ховое пальто» вместо сыщик; «туманный Альбион» вместо Англия. Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А. С. Пущкин в романе «Евгений Онегин» пищет:
Он в том покое поселился, Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил.
ПЕРСОНАЖ (франц. personпаеe, от лат. pегsопа— личность, лицо) — действующее лицо художественного произведения или сце нического представления. В любом произведении персонажи делятся на центральные (главные), второстепенные и эпизодические.
В качестве персонажей могут выступать и животные (басни, сказ ки), неодушевлённые предметы и фантастические существа - в том случае, если они раскрывают черты характера человека.
Центральные персонажи изображаются более подробно, они являются основными участниками событий, часто именно с ними связан замысел произведения. Изображение второстепенных пер сонажей более лаконично, их характеристики менее подробны, а роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий. Эпизодические персонажи часто служат для того, чтобы создать фон, обстановку действия. Они могут быть обри сованы всего лишь несколькими штрихами. Так, в романе М. А. Бул гакова «Мастер и Маргарита» центральными персонажами являются
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Маргарита, Воланд. Вто ростепенные персонажи - Кайфа, Варенуха, Римский, Стёпа Лихо деев, эпизодические - Аннушка, бухгалтер Соков, барон Майгель
и др.
В драматургических произведениях выделяются также внесце-нические персонажи — те люди, которых нет на сцене и которые поэтому персонажами в буквальном смысле не являются. Однако их упоминают в разговорах или репликах, о них говорят с одобре нием или осуждением. Например, внесценическими персонажами в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» являются племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Максим Петрович, княгиня Марья Алексевнаит.д.
ПЕСНЯ — небольшое лирическое произведение, пред