Василий Тёркин не только солдат, но мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет починить часы и наточить старую пилу.

Подводя итоги, подчеркните, что А.Т. Твардовский, который назвал свою поэму «Книгой про бойца», создал образ простого русского солдата, ставшего близким каждому, кому это произведение было адресовано, — людям, воюющим на фронте.

Вариант 15

8.КакКприведённом фрагменте повести Н.В. Гоголя «Шинель»раскры­ вается отношение автора к герою?'

Прочитайте внимательно отрывок. Отвечая на вопрос, чётко сфор­ мулируйте отношение автора к герою, последовательно обоснуйте своё утверждение, приводя доводы из отрывка.

Обратите внимание, что автор хорошо понимает своего героя, под­ чёркивает в некотором смысле его исключительность («Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности»). Гоголь с доброй улыбкой иронизирует над Акакием Акакиевичем, говоря о том, что с его рвением и любовью к службе он «может быть, даже попал бы в статские советники». Но в этой иронии содержится и сочувствие: ав­ тор понимает, что Башмачкин не дослужится до высоких чинов, потому что он сам не готов к этому. Горько иронизирует автор и над нелепостью и невезучестью Акакия Акакиевича: «... он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбуз­ ные и дынные корки и тому подобный вздор».

Таким образом, можно сделать вывод, что отношение автора к своему герою неоднозначное: в нём сложно переплетаются сочувствие и ирония.


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 15

9.В каких произведениях русских писателей встречаются образы чинов­

Ников и в чём эти произведения можно сопоставить с повестью Н. В. Гоголя «Шинель»?

Укажите не менее двух произведений, в которых изображаются чинов­ ники. В качестве литературного контекста могут быть приведены роман И. А. Гончарова «Обломов» и рассказ «Смерть чиновника» А. П. Чехова. Примеры необходимо обосновать. Кратко охарактеризуйте образы чи­ новников, покажите, какими они предстают в указанных произведени­ ях, а затем сопоставьте эти образы с гоголевским Акакием Акакиевичем Башмачкиным.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» представлен образ чиновника Судьбинского, человека, который старательно служит в департаменте, уже поднялся по карьерной лестнице и скоро женится на дочери начальника. Героев двух произведений сближает служебное рвение, в жизни каждого из них служба занимает существенное место.

В рассказе А. П, Чехова «Смерть чиновника» показан чиновник Чер­ вяков. По своему служебному положению чеховский герой значительно выше Башмачкина, но обоим героям свойственно низкое самосознание. Однако при некотором сходстве, которое бросается в глаза, можно обна­ ружить и различие между героями: если Башмачкин становится жертвой человеческой жестокости и равнодушия, то Червяков — жертва собствен­ ного ошибочного миропонимания, основанного на чинопочитании.

15.Как в предложенном стихотворении М.М.Цветаевой «Кто создан из

камня, кто создан из глины...» раскрывается характер лирической героини?

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего сделайте акцент на важном композиционном приёме - антитезе. Характер лирической героини раскрывается через противопоставление бесчувственной и серой толпе: «Кто создан из камня, кто создан из глины/А я серебрюсь и свер­ каю!». В многочисленных риторических восклицаниях раскрывается дер­ зость и уверенность героини в себе. Она своевольна и не похожа на всех остальных:

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-Земною не сделаешь солью.

Цветаевская героиня сознаёт свою неодолимость и выражает мысль о том, что является воплощением той стихии, которая заключает в себе бесшабашную удаль и оптимизм. А если ещё вспомнить сюжет одного

204 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Из древнегреческих мифов, в котором рассказывается о рождении богини Афродиты из пены морской (это, без сомнения, было известно автору стихотворения), то можно утверждать, что героиня Марины Цветаевой ассоциирует себя со стихией, несущей красоту и любовь.

16.Кто из русских поэтов раскрывалвсвоих произведениях противоречие

между героем и миром? В чём можно сопоставить эти произведения со сти­ хотворением М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...»?

Отвечая на вопрос, приведите в пример не менее двух произведе­ ний. Например, стихотворения В. В. Маяковского «А вы могли бы?»

и О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков...» После­ довательно обоснуйте литературные параллели, прокомментируйте, как

в каждом из произведений раскрывается противоречие между героем

и миром. Затем сопоставьте выбранные вами произведения со стихотво­ рением М. И. Цветаевой.

Наши рекомендации