Справочные материалы к ответам заданий 8, 9,15, 16, 17.1-17.3
Вариант 1
8.КакКприведённом отрывке изеомана «Евгений Онегин» автор подво
Дит итоги своего творческого труда?
Формулируя позицию писателя, отметьте, что автор-повествователь в романе Пушкина тепло прощается со своими героями, ставшими ему друзьями, и даёт им высокую оценку, называя Татьяну идеалом. Характе ризуя свой труд как «живой и постоянный», «хоть малый» (традиционная формула самоуничижения творца), писатель приравнивает его процесс к священнодействию;
Идешь свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал.
Высказывая читательскую точку зрения, укажите, что важнейшим определением романа «Евгений Онегин» становится эпитет «свободный», который говорит не об авторском своеволии, а об открытости художест венного мира произведения. Она включает в себя свободу композиции, альтернативность путей развития характеров и судеб и, наконец, стили стические эксперименты.
Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, под черкните, что в «Евгении Онегине» встречаются разные типы читателей. Над недалёкой публикой автор иронизирует, с людьми высокой культуры ведёт задушевный разговор. Расставаясь со своим читателем, рассказчик надеется на его благосклонность.
Подводя итоги, отметьте, что каждый найдёт в романе что-то своё; у одних сюжет пробудит воспоминания, другие насладятся живым слогом, третьи захотят покритиковать творение и творца, но никто не останется равнодушным к истории Татьяны и Онегина.
126 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
9. В каких произведениях русской классики есть прямые обращения к чи тателю и в чём их сходство и различие с пушкинскими?
В качестве литературного контекста можно привлечь следующие про изведения: Н. В. Гоголь «Мёртвые души», Н. Г. Чернышевский «Что де лать?», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Обосновывая свой выбор и сопоставляя отрывок из пушкинско го романа с предложенным текстом, укажите, что в поэме Н. В. Гоголя встречаются разные формы авторского присутствия. Сам тон повество вания - ироничный, философичный — важный признак того, что автор сопровождает читателя на всём пути повествования. В многочисленных отступлениях мы находим оценки событий, героев (о «толстых» и «тон ких», о господах средней руки, о меткости русского слова), размышления о дальнейших путях развития страны («Русь-тройка»), Прямой призыв к читателю содержится в главе, посвящённой истории Плюшкина, он зву чит как предупреждение: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Отметьте, как в «Мёртвых душах», в отличие от пушкинского романа в стихах, личность автора становится контрастом по отношению к другим персонажам. Это единственный положительный герой произведения.
Подводя итоги, подчеркните, что сходные с пушкинскими довери тельные отношения связывают автора «Мастера и Маргариты» с его чита телями; «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоя щей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Лириче ская стихия повествования привлекает нас с особенной силой.
В чём заключается исяоведальность стьхотворения С. А. Есенина «Письмо матери»?
Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что есенинские «письма» - особый жйнр стихотворений поэта. Их задушевный, довери тельный тон определяет исповедальность содержания. Прямые обраще ния к близким людям, откровенный рассказ о себе становятся важными чертами таких посланий.
Подчеркните, что герою внятны и материнские страхи, и надежды, и тайные желания. Он просит лишь не возвращаться к прошлому, так как «ранняя утрата и усталость» отныне стали спутниками поэта.
Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, напи шите, что сын обещает вернуться домой весной, как это было восемь лет
Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 1 |
назад. Для него мать навсегда останется самым родным и дорогим чело веком:
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Подводя итоги, отметьте, что кольцевая композиция возвращает нас к просьбе поэта не грустить о нём и не ходить на дорогу в «старомодном ветхом шушуне».