Справочные материалы (часть i)

1. ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В КОММЕРЧЕСКИХ

БАНКАХ

Ведение бухгалтерского учёта в коммерческих банках основывается на ряде принципов (< лат. princeps ‘первый’), которые должны неукоснительно соблюдаться, особенно при разработке учётной политики и в части соотнесения их с внутренними и внешними условиями деятельности кредитной организации.

К принципам бухгалтерского учёта в коммерческих банках относятся ниже следующие:

1. Непрерывность деятельности – банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

2. Постоянство правил бухгалтерского учёта – банки должны постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учёта, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме; в противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчётами предыдущего периода.

3. Осторожность (консервативность) – активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учёте разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды.

4. Отражение доходов и расходов по методу начисления – доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учёте по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств; доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учёте в том периоде, к которому они относятся.

5. Своевременность отражения операций – операции отражаются в бухгалтерском учёте в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

6. Раздельное отражение активов и пассивов – счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развёрнутом виде.

7. Преемственность входящего баланса – остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчётного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

8. Приоритет содержания перед формой – операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

9. Оценка активов и обязательств – активы принимаются к бухгалтерскому учёту по их первоначальной стоимости; в дальнейшем активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) по текущей (справедливой) стоимости либо путём создания резервов на возможные потери. Обязательства отражаются в бухгалтерском учёте в соответствии с условиями договора, в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения; в случаях, установленных Правилами Положения 385-П и иными нормативными актами Банка России, обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.

10. Открытость – отчёты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции банка.

11. Консолидация – кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчётность в целом по банку; используемые в работе банка ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка; ценности и документы, отражённые в учёте по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.

2. СТРУКТУРА УЧЁТНО-ОПЕРАЦИОННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения, образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Учётно-операционный аппарат в отдельных банках организуется по-разному, исходя из сложившейся структуры управления банка и выполняемых банком операций. Обычно в банках главный бухгалтер имеет несколько заместителей, отвечающих за разные участки работы:

1) учёт внутрихозяйственных операций банка;

2) операционный учёт;

3) учёт валютных операций;

4) учёт ценных бумаг;

5) учёт доходов, расходов и финансовых результатов;

6) составление финансовой и налоговой отчётности.

Основной задачей главного бухгалтера коммерческого банка является методологическое обеспечение отражения в учёте совершаемых банком операций, а также осуществление контрольных и аналитических функций, обеспечение обязательств банка. Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению – начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.

Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учёта и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

В структуру учётно-операционного аппарата могут входить:

1. Отдел учёта кассовых операций – занимается оформлением кассовых документов и контролем за ними.

2.На отдел учёта хозяйственных операций возлагаются функции оформления документов по учёту основных средств, материалов и контроля за ними, а также расчёт заработной платы и некоторые другие функции.

3. Отдел учёта операций с иностранной валютой ведёт учёт операций с наличной и безналичной иностранной валютой по срочным и кассовым сделкам и т.п.

4. Отдел учёта ценных бумаг и вложений осуществляет учёт приобретённых банком государственных и корпоративных ценных бумаг (включая векселя), участия банка в хозяйственной деятельности других организаций.

5. Отдел отчётности и анализа подготавливает отчётность банка, проводит анализ финансовой деятельности банка, его ликвидности и доходности операций.

6. Отдел межфилиального учёта отражает операции головного банка с филиалами.

7.Головные функции операционного и бухгалтерского учёта расчётных операций возлагаются на операционный отдел.

Ответственными исполнителями по осуществляемым банком операциям считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчётно-денежные документы по выполняемому ими кругу операций.

Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчётно-денежных документов и отражением в учёте банковских операций, включая операции по контролю за корреспондентскими счетами и межфилиальными расчётами.

В случае необходимости в банке создаются операционные группы (участки, бригады), работники которых специализируются на выполнении однотипных операций по отдельным видам работ и являются ответственными исполнителями по своим операциям. Участок работы выделяется исходя из производственной необходимости, принятой в банке технологии документооборота, учёта и контроля.

Операционные бригады могут организовываться также на участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, и в случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей квалификации работа не может быть организована по системе ответственных исполнителей. В последнем случае в состав операционной бригады входят, как правило, два-четыре операционных работника, которые оформляют документы по производимым операциям, и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в лицевых счетах, выполненные операционными работниками бригады. Контролёр операционной бригады может единолично оформлять отдельные операции.

Наши рекомендации