Тема 4. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» (4 ч)
Занятие 1.
Основные проблемы:
«Горе от ума» - первая русская реалистическая комедия. Отражение в ней существенных противоречий эпохи и русской истории. Элементы классицизма в художественной структуре комедии и драматургическое новаторство Грибоедова. Грибоедов и Мольер («Мизантроп»). Сложность и противоречивость характеров в комедии «Горе от ума». Выразительность, афористичность стиха комедии, богатство и разнообразие интонаций вольного ямба. Роль Грибоедова в развитии русского литературного языка и драматургии. Пушкин, Белинский и Гончаров о «Горе от ума».
Темы сообщений:
Личность Грибоедова, его трагическая судьба.
Своеобразие литературной и общественной позиции Грибоедова.
Нравы и общественный быт Москвы, «галерея живых типов» русской жизни, острая сатира в «Горе от ума».
*Наиболее интересные факты сценической истории комедии. Современные театральные интерпретации пьесы Грибоедова
Практические задания:
1. Почему комедия «Горе от ума», содержание которой было острозлободневным в 1820-е годы, воспринимается и сейчас как актуальнейшее произведение? Определите, в чём заключается нравственный непреходящий смысл конфликта комедии?
2. Объясните значение любовного сюжета для нашего восприятия образа Чацкого, для развития и разрешения конфликта комедии.
3. Что сближает «Горе от ума» с комедией классицизма? Какие особенности поэтики комедии говорят о драматургическом новаторстве Грибоедова? Как удалось автору создать ряд правдивых характеров, вызвать впечатление максимального жизнеподобия?
4. Почему финал комедии «Горе от ума» называют проблемным, открытым?
5. Прокомментируйте мотив безумия в «Горе от ума». Как вы понимаете смысл названия комедии?
6. Каковы особенности стиха и языка комедии «Горе от ума»? Выпишите из текста афоризмы и пословицы, вошедшие в разговорный язык.
7. Подготовить выразительное чтение сцен комедии (по выбору)
Тест:
1.В одном из писем Пушкин высказал свое суждение о комедии Грибоедова: “…Теперь вопрос. В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? Ответ: …” [1) Чацкий 2) Грибоедов 3) Молчалин]
2.Грибоедов трагически погиб:
[ 1)на Кавказе в войне с горцами, 1828 2)на дуэли с Якубовичем в Тифлисе, 1818 3) в Тегеране, Персия, 1829]
3.Кто из близких Грибоедову современников опубликовал в своем альманахе в 1825 году отрывок из комедии «Горе от ума»?
[1)Ф.Булгарин «Русская Талия на 1825 год» 2)А.Бестужев «Полярная Звезда» 3)В.Кюхельбекер «Мнемозина»]
Примерные темы рефератов:
1. «Я как живу, так и пишу свободно и свободно» (из письма Грибоедова Катенину). Своеобразие жанровой природы «Горя от ума».
2. Из сценической истории комедии Грибоедова «Горе от ума».
3. Чацкий и Альцест ( комедия Мольера “Мизантроп”).
Занятие 2.
Основные проблемы:
Фамусовский мир и герой-романтик глазами писателя-реалиста. Образ Чацкого и передовые идеи времени. Необыкновенный успех комедии, ее злободневность. Нравственное содержание конфликта. Неизбежность драмы Чацкого. Позиция автора. Проблемное звучание финала комедии, смысл названия.
Темы сообщений
Образ Чацкого в комедии и его оценка современниками Грибоедова
Чацкий в оценке И.А.Гончарова (Статья «Мильон терзаний»)
Значение любовного сюжета, образ Софьи в комедии «Горе от ума».
Задание: Законспектировать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний»
Литература для подготовки
Основная
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007. – С.140 – 166.
Дополнительная
А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. – Л., 1977.
Билинкис Я.С. Драматургия А.С.Грибоедова // Грибоедов А.С.«Горе от ума». Комедии. Драматические сцены. – Л., 1987.
«Век нынешний и век минувший…» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002.
Лебедев А.А. Грибоедов: факты и гипотезы. – М., 1980.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. – Л., 1988.
Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974.
Медведева И.Н. Творчество Грибоедова // Грибоедов А.С. Сочинения в стихах. – Л., 1967.
Мещеряков В.П. Грибоедов: Лит. окружение и восприятие (XIX –нач.XX в.). – Л., 1983.
Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. – М., 1977.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
Проблемы творчества А.С. Грибоедова / Под ред. С.А. Фомичева. – Смоленск, 1994.
Степанов Л.А. Драматургия Грибоедова // История русской драматургии: XVII-первая половина XIX века. – Л., 1982.
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». К 200-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. – СПб., 1995.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.
Тема 4. А.С.Пушкин (12 ч.)