Как вы понимаете значение афоризмов?
Ø Нет врага более жестокого, чем прежний друг. (Андре Моруа)
Ø Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе. (Леонид Николаевич Андреев)
Ø Дружба, выдержав испытание горем, может не выдержать пробы на радость. (Илья Шевелев)
Напишите небольшое эссе по поводу сущности одного из афоризмов, но прежде попробуйте ответить на вопросы:
- Разве может друг быть «прежним», «бывшим»?
- Что значит быть «другом самому себе»?
- Почему испытание радостью выдержать труднее, чем горем?
(НАПОМИНАНИЕ: Эссе - Essai, если переводить с французского, означает “очерк”. Проще говоря, это небольшое по объему произведение выражает личные мысли автора по определенному поводу. И не нужно особо раздумывать над стилем написания, потому что здесь важно выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и "воды". Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, и в чём суть, смысл, а также посыл текста).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте стихотворение В.С. Высоцкого «Песня о друге» и выполните задания:
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни -
рискни,
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой -
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах -
не ах,
Если сразу раскис -
и вниз,
Шаг ступил на ледник -
и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой -
чужой,
Ты его не брани -
гони,
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шёл,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шёл за тобой,
как в бой,
На вершине стоял - хмельной, -
Значит, как на себя самого
Положись на него!
1) Какими грамматическими формами описывает В. Высоцкий поведение истинного и ложного друга?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Назовите душевные качества, перечисленные поэтом, и, опираясь на них, сформулируйте основную идею «Песни о друге», в виде связного высказывания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотрим некоторые аспекты направления «дружба и вражда . Заполните третью графу таблицу: изложите кратко содержание произведения или его эпизода, в котором заданные аспекты находят свое отражение. Соотнесите литературный пример и проблемы (графа №2): подчеркните вопрос(-ы), на который (-ые) можете дать ответ, опираясь на приведенный пример.
АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ: | ПОДНИМАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ: | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР |
Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни | Что такое настоящая дружба? Кого можно считать истинным другом? В чем проявляется дружба? Какова роль дружбы в жизни человека и можно ли обойтись без неё? А были ли отношения между героями произведения дружбой или нет? | |
Дружба и вражда на войне | Каковы требования дружбы на войне? Почему фронтовое братство самое крепкое? Что питает непримиримую вражду между людьми? Возможно ли примирить врагов? Что можно противопоставить ненависти? | |
Дружба человека и животного | Каково значение дружбы с животным для человека? Почему нельзя предавать тех, кого приручили? Всякий ли оказывается способен на дружбу с животными? | |
Вражда и ее последствия | Могут ли «высокие» цели оправдать вражду? Кто или что разжигает вражду? Какими могут быть последствия вражды? Можно ли оправдать войну? |
5. Прочитайте очерк Игоря Кона: Читать онлайн - Кон Игорь. Дружба...e-libra.ru›…yetiko-psixologicheskij-ocherk.html. Подберите цитатный материал, раскрывающий сущность этического понятия «дружба ИЛИ выскажите свое впечатление (какие мысли автора понравились, о чем заставили задуматься?)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напишите сочинение-рассуждение по типу задания №25 ЕГЭ по русскому языку, предварительно заполнив таблицу:
Ключевые слова | Тема (о чем текст?) | Проблема (вопрос) | Авторская позиция (ответ на вопрос) | 2-3 рабочих цитаты из текста, комментируя которые мы приходим к выводу (+авторской позиции) |
(1)Как изм_нились цен_остные ориентации дружбы в современ_ую эпоху? (2)Мы часто слыш_м, что массовое общество ра_рушило или под_рвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным. (3)Некоторые социологи сч_тают, что в современ_ом обществе, где конкретный человек теряет свою инд_видуальность, ра_творяясь в массе, глубокая и длительная дружба (не)возможна. (4)Американский футуролог А.Тофлер писал, что условия современ_ой жизни – высокая мобильность, частые перемены места жительства, работы – делают личные отн_шения (не)постоянными, (не)надёжными, эф_мерными. (5)Люди, так(же) как вещи и места, проходят через нашу жизнь (не)задерживаясь. (6)Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отн_шения. (7)Сознательно или нет, мы стро_м наши отн_шения с людьми на функциональной основе. (8)В условиях городской жизни, особен_о в современ_ом мег_полисе, всё усложняется. (9)Человек стремящийся чего(то) достич_ должен береч_ время и это сказывает_ся на неутилитарном общени_: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины – это совсем (не)то же самое, что дружеское застол_е.
(10)Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что(то), а ради него самого. (11)Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам пр_имуществен_о в момент нужды, нам становится обидно. (12)Но мы и сами поступаем так же! (13)Дружеские отношения цен_ы прежде всего потенциально, они дают уверен_ость в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. (14)Реальная потребность в этом возникает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. (15)Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. (16)Дружба просто ждёт своего часа. (17)Однако наша актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятости. (18)Но так было во все времена! (19)Необходимое условие дружбы – вера в друга и взаимная терпимость.
(20)Дружеские отн_шения возгл_вляют список важнейших цен_остей и условий личного счастья, именно дружеские отн_шения часто считаются даже более важными, чем семейно-родствен_ые связи. (21)Из 40 тысяч американцев ответивших на анкету популярного журнала свыше половины сказали что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше чем к членам собствен_ой семьи. (22)У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. (23)Даже при сравнительно редких встречах и большом ра(с,сс)тоянии дружеские отн_шения как правило считаются наиболее интимными и психологически важными наличие близких друзей служит важнейшим условием суб_ективного бл_гополучия. (24)Дружба сегодня а(с,сс)оциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой бе_гранична.
(25)С возр_стом иерархия цен_остей меняется, но дружба всё(же) зан_мает одно из первых мест. (26)Люди, как и прежде, ставят тепло человеческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпоч_тают задушевную беседу увлекательной видеока(с,сс)ете. (27)Трудно? (28)Приходится чем(то) жертвовать? (29)Но глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они никому и никогда не давались даром.
(По И.С.Кону)
7.Выполните задание на повторение предметных умений по русскому языку и стилистике:
1) Исправьте 2 фактические ошибки в высказываниях по тексту:
А. Современное массовое общество ра_рушило основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным.
Б. Вера и терпимость – важные составляющие дружеских отношений.
В. 50% американских респондентов признались, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше чем к членам собствен_ой семьи.
Г. Глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они часто давались даром.
2) Вставьте пропущенные орфограммы.
3) Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях №№9, 21, 23
8.Подготовьте реферат на тему «Мотив дружбы и вражды в творчестве А.С. Пушкина»
ОПЫТ И ОШИБКИ
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
1. Заполните таблицу:
Дайте определение словам «опыт» и «ошибки» с опорой на: | |
Толковый словарь (Ожегова или Даля) | |
Афоризмы и пословицы | |
Свой жизненный опыт | |
К какому выводу вы пришли, размышляя над смыслом этих явлений?: |
2. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок. Попробуйте соотнести характер опыта и ошибок с известными вам произведениями:
об опыте, предотвращающем ошибки | об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути | об ошибках непоправимых |
Предлагаемый список литературы (можно привести свои примеры):
• «Слово о полку Игореве»
• А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».
• М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени».
• И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».
• Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
• Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».
• А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».
• И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».
• А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».
• М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».
• О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
• Д.Киз «Цветы для Элджернона».
• В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».
• А.Алексин «Безумная Евдокия».
• Б.Екимов «Говори, мама, говори».
• Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».
3. Прочитайте текст И. Радунской, выделите ключевые слова. Добавьте недостающие микротемы текста. Сформулируйте общую тему и главную проблему (в форме вопросительного предложения). Сделайте самостоятельно вывод – сформулируйте ответ на поставленный вопрос.
Невозможно точно сказать, когда именно в сознании людей загорелась мечта о «вечном двигателе», ясно другое: эта мысль стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.
Изобретателям поначалу казалось, что мечту о «перпетум-мобиле» легко осуществить, неудачи многочисленных предшественников никого не смущали, потому что все считали именно своё открытие единственно правильным. Тогда мало кто знал о том, что природа поставила на пути мечтателей непреодолимый запрет. Закон сохранения энергии отвергает всякую возможность существования «вечного двигателя».. И что же? Выходит, кипы чертежей, многокилометровые нити математических расчетов, хитроумные устройства, бесконечные опыты – всё это напрасно, выходит, люди впустую тратили свои силы, выходит, они упорно служили заблуждению и вели человечество в тупик?
Нет, это далеко не так. Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями, люди познали фундаментальные законы, управляющие природой, были найдены остроумные инженерные решения, которые легли в основу различных технических разработок.
Тот смельчак, который робко столкнул в реку ствол дерева, открыл эру кораблестроения, тот безумец, который из ивовых ветвей сплёл себе крылья, стал зачинателем аэронавтики. Если бы люди покорно мирились с грозными запретами природы, тогда бы прогресс остановился.
Микротемы:
1. Мысль о «вечном двигателе» стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.
2. _________________________________________________________________________________
3. Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями.
4. _________________________________________________________________________________
Тема:______________________________________________________________________________
Проблема:__________________________________________________________________________
Авторская позиция:_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Составьте кластер:
Проблема-вопрос | Тезис -ответ | Литературный пример-подтверждение тезиса |
Мудрость – это опыт, нажитый в сложных ситуациях. | ||
Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить об ошибках в прошлом. | ||
Поиск смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. | ||
Человека создает его сопротивление среде. (М Горький) |
Попробуйте составить «целое» рассуждение, раскрывающее сущность этических понятий «опыт» и «ошибки», используя данный фрагмент как основную часть. Для этого сначала отработайте ключевые слова, определите главную мысль фрагмента и определите вопрос-проблему. Придумайте подходящие по смыслу вступление и концовку – соотнесите их с проблемой и основной мыслью.