Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний

Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговор­ки заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает уча­щихся к размышлениям над нравственными проблемами. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал, подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуации размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.

Так, основой для размышлений школьников над проблемой самосо­вершенствования могут стать известные слова: "Посеешь слово - пожнёшь поступок, посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу". Анализ данного высказывания позволит учителю выстроить беседу об ответственности человека за свою судьбу, о задачах и направлении самосовершенствования.

Существуют афоризмы особого рода, так называемые парадоксы, которые содержат противоречие внутри себя и позволяют создавать проблемную ситуацию, стимулирующую оценочную деятельность школьников. Мастером таких парадоксов был Бернард Шоу. Его высказывания позволяют с новой, неожиданной стороны рассмотреть многие нравственные проблемы. Вот некоторые из них: "Свобода означает ответственность. Вот почему многие её боятся". "Для счастья нужно устать". "Чувство величия - одно из проявлений ничтожества".

Для анализа противоречия между нравственным сознанием и поведением личности можно предложить школьникам старый, сформулированный ещё в античности парадокс: "Вижу и одобряю лучшее, но избираю худшее". Как вы думаете, в чем его смысл? Проникновение в сущность данного высказывания позволяет выявить как субъективные, так и объективные причины рассогласованности между сознанием и поведением личности, определить условия и пути их гармонизации.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

Один из наиболее распространенных способов создания проблемной ситуации, т.е. психологического состояния затруднения, характеризующе­гося потребностью и стремлением разрешить заключающееся в проблеме противоречие, является постановка проблемных вопросов. К сожалению, зачастую под проблемным вопросом понимается любой сложный вопрос, требующий размышления, анализа нравственных явлений. Между тем, проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нём четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие отражается в структуре вопроса: в нём явно выделяются две части (как в противоречивых высказываниях или парадоксах).

Осмысливая со старшеклассниками сущность гуманистической мора­ли, можно предложить следующий вопрос:

- Этика начинается с мысли, что человек стремится не просто к жизни, а к жизни хорошей, достойной. Почему же сегодня жизнь провозглашается высшей привилегией и ценностью независимо от того, какая это жизнь? (Анализ данной проблемы см.: Гусейнов А. Золотое правило нравственности. – М., 1988. – С. 239-245).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЫБОР

Прием, позволяющий не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора и на основе их обсуждения выборов учащихся создать ситуацию осознания и переосмысления ценностных приоритетов.

Так, с целью осознание ценности таких человеческих качеств, как чуткости, эмпатии - стремления понимать состояния другого человека и умения проявлять это понимание, предложите им определить свои действия в следующей ситуации:

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила всё, что задал учитель, продумала, как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил её, вдруг растерялась и не смогла рассказать всё так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока, когда все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы навертывались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

а) ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно всё ответить. Я бы на твоём месте сказала, что учила, и попросила спросить меня снова;

б) ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться;

в) ты ведь все выучила, я знаю. Наверное, ты в этот момент просто растерялась и всё забыла;

г) тебе, наверное, так плохо, ведь ты всё приготовила, так старалась. Я так понимаю тебя;

д) присела бы рядом, обняв её рукой, и выслушала всё, что Света ей скажет.

· Какой из вариантов выбрал бы ты?

· В каком из них проявляется больше понимания?

· Как научиться понимать других людей?

Коммуникативное письмо

Значение приёмов создания ситуаций ценностного самоопределения, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооцени­вать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностного выбора, основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение чувств, эмоций, мыслей и их рефлексия. В большей степени такая возможность создаётся тогда, когда, выполняя задание, ученик остаётся наедине с листом бумаги - безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Вот почему у многих возникает в юношеском возрасте потребность в ведении дневника. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации погружения в себя. А уже потом, если есть такая необходимость - возможность поделиться своими открытиями с другими. Существует целый ряд приёмов, которые можно объединить под общим названиемкоммуникативное письмо - в их основе лежит сообщение, посылаемое себе или другим.

НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Учащимся даются предложения, закончить которые они должны сами. Предложения могут быть составлены от первого лица - и в этом случае молодой человек должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации, или могут побуждать его определить действия другого человека - в этом случае он как бы проецирует на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли и чувства, возникающие в подобной ситуации. В любом случае ведётся запись в тетради, а затем рефлексия и совместное обсуждение мотивов, чувств, мыслей, влияющих на принятие решения.

Так, для того, чтобы привести учащихся к осознанию свободы как ценности и определению ее границ, можно предложить им следующее задание:

- Продолжите по своему усмотрению предложения:

Я думаю, что свобода - это ...

Я не свободен, так как ...

Если бы я был свободен, то ...

Я могу вспомнить случай из своей жизни, когда я чувствовал себя свободным. Это было...

Я хочу быть свободным, но мне мешает...

Я буду свободным, так как...

Для того, чтобы быть свободным, надо...

Я никогда не свободен от...

Каждый участник получает карточку с незаконченными предложениями (или они предлагаются в записи на доске, на плакате). Выбирается каждым одно или два незаконченных предложения, и по кругу каждый высказывается, завершая данное предложение.

Помимо совместного обсуждения возникающих мыслей, идей в группе, можно использоватьработу в паре, которая наиболее психологически ком­фортна, когда обсуждаются вопросы, касающиеся личных проблем ученика. Таким образом, создаётся ситуация самораскрытия, каждый из них получает об­ратную связь - подтверждение важности и ценности его мыслей, чувств, поступков, возникает помимо "внутреннего контролёра" внешний.

НАПИШИ ПИСЬМО

Ученику предлагается написать письмо самому себе...или какому-то персонажу, герою любимого произведения...значимому для него человеку, в котором он выразит все свои мысли, переживания по важному для него вопросу. Таким образом создаётся ситуация самоисповеди. самораскрытия и внутреннего самоочищения, включаются такие механизмы ценностного самоопределения, как смыслоосознание и смыслообразование.

Другой вариант данного приёма - запись своих мыслей и чувств в воображаемом дневнике, обращение к нему, как к живому собеседнику. Ученикам выдаётся лист бумаги с заданием и местом, где он может записать своё обращение:

- Вспомните, как вас сильно обидел или оскорбил лучший друг. Опишите свои чувства, а также разлад в отношениях, вызванный обидой. Напишите в дневнике, как изменились ваши отношения.

Рефлексия, углубленный самоанализ осуществляется в данной ситу­ации в процессе выполнения задания, поэтому нет необходимости делиться содержанием своего послания с другими. Можно лишь совместно отрефлексировать те состояния, которые возникли в процессе индивидуальной работы.

КОНТРАРГУМЕНТЫ

Приём, позволяющий организовать самоопределение и самоубеждение учащихся в цен­ности тех или иных общественных норм, духовных явлений, отношений, в способности к изменению, совершенствованию самого себя. С помощью этого приёма можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.

При обсуждении вопроса "Нужен ли человеку идеал?" можно предло­жить старшеклассникам взять лист бумаги, разделить его пополам, слева записать все аргументы против необходимости идеала, а затем справа - контраргументы, подтверждающие противное. Очень важно начинать с негатива - особенно в юношеском возрасте, когда любые позитивные утвержде­ния взрослых сталкиваются со стремлением учащихся отстоять независи­мость суждений. Данный приём даёт возможность снять это противостояние и помочь ученикам самим прийти к позитивным утверждениям.

Предлагаем два варианта задания, выполненного разными учениками:

А –+

1. Я знаю людей, у которых нет идеалов, и они прекрасно живут. 1.Я знаю людей, которые живут ещё лучше с идеалом. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом.
2. Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность. 2. Я не буду повторением, я возьму лучшее в нём и при этом останусь индивидуальностью
3. Он будет мне мешать. В жиз­ни возникают ситуации, когда мне придётся вступать в про­тиворечие с идеалом.   3. Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чём впоследствии я могу пожалеть.  

Б – +

Идеалы мешают человеку жить сегодняшним днем и воспринимать все таким, каким оно есть в действительности. Идеалы недостижимы изначально. Они формируют стереотипы, мешающие жить в реальности. Идеалы позволяют ориентироваться на что-то высшее, лучшее, помогают самосовершенствоваться, расти. Деятельность и жизнь становятся целенаправленными.

Затем организуется дискуссия, анализ противоположных утвержде­ний, выясняется сущность и смысл идеала, его место в жизни человека.

РАНЖИРОВАНИЕ

Это не только метод, дающий возможность диагностировать ценност­ные предпочтения учащихся, но и приём, позволяющий осознать и осмыс­лить свой выбор, обсудить в групповой работе индивидуальные и общие ценности. Ранжировать, то есть распределять предметы и явления по степени их значимости для личности, можно всё, что угодно: жизненные цен­ности, качества человека, книги, фильмы и т.д. Можно выделить два варианта использования данного приёма. Первый - когда список ценностей, предметов и явлений предлагается ученику в готовом виде, а он лишь должен выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого, и второй - когда ученикам предлагается сначала самим определить содержание ранжируемых понятий, а уже затем распределить их по степени значимости для себя.

Так, для изучения и анализа ценностных ориентации старшеклассников, в которых выражается их отношение к другим людям, можно предложить им следую­щее задание:

- Возьмите лист бумаги и согните его в три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернёте, на нём ясно будут выделяться восемь частей. Запишите в центре каждой из них те качества, которые вы больше всего цените в людях (8 качеств).

А теперь разорвите бумагу по сгибам на 8 частей и разложите карточки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.

Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили, столбиком в тетрадь.

Далее качества зачитываются, обосновывается и обсуждается их выбор. Можно проанализировать результаты и другим способом: собрать работы учащихся, составить общий ранговый ряд, а затем познакомить с результатом группового выбора, проанализировать и сравнить с индивидуальными результатами.

Работа с ранговым рядом может быть продолжена - дана самооценка учащимися степени сформированности данных качеств у каждого из них, определены пути и способы их саморазвития, составлена конкретная программа самосовершенствования.

Наши рекомендации