И.С.Тургенев (1818-1883). Краткие биографические сведения
Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детство писателя прошло в родовом имении матери – Спасском-Лутовинове. Тургенев учился сначала в частных пансионах в Москве, потом – в Московском и в Петербургском университетах. В 1837 году он окончил в Петербурге словесное отделение философского факультета. Спустя некоторое время Тургенев едет в Берлин и слушает там лекции по философии и классической филологии. Первые литературные опыты писателя относятся к 1830-м годам.
В 1844 году Тургенев знакомится с известной французской певицей Полиной Виардо. Это событие оказалось роковым для писателя: любовь к певице он сохранит на всю оставшуюся жизнь, неугасимое чувство к ней заставит его надолго уезжать из России, жить во Франции и в Германии, лишь иногда возвращаясь в отечество.
Всероссийскую известность Тургенев приобрел в 1840-е годы – как писатель «натуральной школы», как автор «Записок охотника». Первый очерк из этого цикла – «Хорь и Калиныч» – был опубликован в 1847 году. Уже в этот период творчества Тургенев заявил о себе как о художнике, который сочувствует крестьянству, простому народу. Это послужило причиной сближения Тургенева с Н.А.Некрасовым, издававшим журнал «Современник», который впоследствии стал трибуной русской революционной демократии.
Вместе с тем Тургенев не разделял революционных идей. Он неизменно выступал за путь постепенных реформ. Позиция писателя наиболее ярко проявилась накануне 1861 года, когда Тургенев прервал свои отношения с редакцией «Современника».
В 1850-е годы и в начале 1860-х Тургенев создает свои наиболее известные романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В этих произведениях писатель стремился отразить общественные процессы, происходившие в России в переломную эпоху ее развития. В 1860—1870-е годы Тургенев создает еще два романа – «Дым» и «Новь».
В 1850-1860-е годы Тургенев пишет также ряд повестей, в которых, в отличие от романов, на первом плане философские проблемы. Это «Ася», «Фауст», «Первая любовь» и другие произведения. В конце творческого пути Тургенев создает цикл «Стихотворения в прозе».
«Отцы и дети»
Время создания и первой публикации. Тематика
Роман «Отцы и дети» был завершен Тургеневым в 1861 году. В 1862 году он был опубликован в журнале «Русский вестник».
В романе освещается жизнь России в предреформенную эпоху, противоречия этой эпохи. Тургенев показал жизнь либерального дворянства, выявил новый тип русской жизни – тип нигилиста. Тургенев касается и «вечных» тем, например темы природы.
Проблематика. Отражение в романе идейной борьбы конца 1850-х годов
Главная проблема романа – проблема отцов и детей. Эта проблема имеет не только возрастной, но также и идеологический и философский смысл.
В связи с проблемой отцов и детей по-новому осмысляется писателем и проблема героя времени. На смену «лишнему человеку» приходит «новый человек». Новым героем становится носитель разночинской идеологии.
Тургенев исследует в своем произведении и «вечные», философские проблемы. Это вера и безверие, смысл жизни, любовь, искусство, человек и природа.
Хотя роман Тургенева был напечатан уже после 1861 года, действие произведения относится к 1859году. В это время в русском обществе обострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны.
Либерально настроенное дворянство выступало за путь постепенных реформ. Демократы-разночинцы, напротив, выступали за революционный путь развития России.
Главный вопрос, стоявший перед русским обществом накануне реформы, сформулирован в третьей главе романа устами Аркадия Кирсанова: «Преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?» По этому вопросу разгораются идейные споры между героями произведения. Споры возникают и по другим вопросам – философским, нравственным.
Идейная направленность
Авторская позиция в романе неоднозначна.
С одной стороны, автор ставит под сомнение способность либерального дворянства осуществить прогрессивные преобразования в России. Поэтому значительное место в произведении занимает критика либерального дворянства(в лице Павла Петровича Кирсанова, Николая Петровича Кирсанова, отчасти и Аркадия). «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», – замечал писатель об «Отцах и детях». Тургенев хотел подчеркнуть, что дворянство перестало быть передовым классом, утратило прогрессивную роль в обществе. Тургенев обнажил историческую ограниченность дворянского либерализма.
Одновременно писатель дорожит духовными ценностями дворянской жизни. Тургенев с симпатией рисует семейные отношения Кирсановых, отмечая их искренность и взаимную любовь, благородство, их умение ценить искусство, видеть красоту природы.
Подвергая критике дворянский либерализм, Тургенев одновременнопоказывает на примере Базарова несостоятельность нигилизма.
В целом же отношение Тургенева к главному герою романа сложно, неоднозначно.
Писатель питает к Базарову чувство уважения. Ему импонируют незаурядность личности Базарова, его близость к народу, а также такие черты героя, как любовь к труду, честность, бескорыстие.
В то же время писатель не принимаетни крайностей характера Базарова, ни идей героя.
Подвергая критике идеи нигилизма, Тургенев утверждает в своем произведении такие вечные ценности, как красота природы, искусство, истинная любовь.
Персонажи
Нигилист Евгений Базаров и либерал Павел Кирсанов– главные участники идейных споров в тургеневском романе.
Павел Петрович Кирсанов – аристократ, причем не только по своему происхождению, но прежде всего по убеждениям. К тому же он англоман.
Павел Петрович не занимается никакой деятельностью. Он ведет праздное существование в фамильном имении. В то же время это человек честный, благородный. Эти черты характера героя проявляются в его отношении к брату Николаю, к Аркадию, к Фенечке и даже в отношении к Базарову.
Павел Петрович не мыслит своей жизни без «принсипов» и авторитетов. В споре с Базаровым он заявляет: «Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя».
В спорах с Базаровым Павел Петрович выступает как противник материализмаи защитник религии. Атеистические взгляды Базарова он воспринимает с ужасом.
В политическом плане Павел Петрович – выразитель идей дворянского либерализма. Идеал героя – английский парламентаризм, который, по-видимому, привлекает Кирсанова тем, что сохраняет многие права и привилегии аристократии. Недаром Павел Петрович восхищается английскими лордами.
Если по своему идеалу общественного устройства Павел Петрович – типичный либерал-западник, то в отношении народа его позиция близка к славянофилам. Павел Петрович умиляется патриархальностью и благочестием крестьян. «Он патриархальный, он не может жить без веры», – говорит Павел Петрович о народе.
Характер героя раскрывается с помощью различных художественных средств. Главное из них – испытание любовью. Бесплодная страсть к княгине Р. испепелила душу героя, и его жизнь прошла бесплодно. В эпилоге мы видим Павла Петровича в Дрездене, по-прежнему немного экстравагантным, одиноким, грустным, общающимся с англичанами и молящимся в русском храме.
Характер Павла Петровича раскрывается и в ситуации дуэли. С одной стороны, защищая честь Фенечки и собственного брата, Павел Петрович проявляет честь и благородство. С другой стороны, поведение аристократа в этой ситуации выглядит несколько смешным.
Важное средство создания образа Кирсанова – его портрет. Автор подчеркивает такие детали, как тонкие черты лица героя, изящная рука, розовые ногти. Павел Петрович одет в английский «сьют». Его отличают утонченные манеры.
Интересна речевая характеристика персонажа. Слова он произносит на французский лад («принсипы» вместо «принципы») или изысканно искажает их («эфтим» вместо «этим»).
Важнейшее средство раскрытия убеждений Павла Петровича, как, впрочем, и Базарова – идейные споры героев в шестой и десятой главах романа.
Евгений Васильевич Базаров – полная противоположность Павлу Петровичу.
Отметим прежде всего незнатное происхождение Базарова. Его отец – сын дьячка, бывший полковой лекарь, дворянин в первом поколении. Мать Базарова – небогатая дворянка. Базаров гордится своим происхождением. «Мой дед землю пахал», – замечает герой.
Базаров с детства приучен к труду, его отличают сильная воля, незаурядный ум.
Занятия естественными науками и медициной способствовали формированию материалистических убеждений героя, а также его атеизма.
В спорах с Павлом Петровичем выявляется вульгарный материализм Базарова – в духе книги Бюхнера «Материя и сила». Как известно, вульгарный материализм отрицает духовную жизнь, сводит её к материальной. Это проявляется, например, в том, что Базаров не видит красоты природы, отношение его к ней – сугубо утилитарное. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – замечает герой. Он отрицает теоретическую науку(признаёт только практические направления научной деятельности), искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), возвышенное начало в любви. Обо всём этом Базаров заявляет в своих спорах с Павлом Кирсановым. А вот в спорах с Одинцовой наиболее полно выявляется вульгарный взгляд Базарова на человека, на человеческую природу. Базаров считает, что если организм у всех людей устроен одинаково, то «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой». Корень социальных проблем Базаров видит не в несовершенстве человека, а в несправедливом общественном устройстве. «Исправьте общество, и болезней не будет», – уверяет Базаров.
Базаров – нигилист, то есть человек, который всё отрицает. Причёмнигилизм Базарова проявляется не только в отношении духовной жизни, но и в отношении государственного устройства России, перспектив развития страны.
В отличие от либерала Павла Кирсанова, Базаров выступает за революционный путь. По причинам цензурного характера Тургенев не мог вложить в уста героя революционных идей. Однако по отдельным высказываниям Базарова мы можем судить о его радикальных взглядах. «От копеечной свечи Москва сгорела», – заявляет Базаров. «Мы драться хотим», – говорит он Аркадию.
У Базарова нет положительной программы будущего общественного устройства страны. В этом смысле тургеневский герой тоже нигилист: он предлагает всё разрушить, но не знает, что строить на месте разрушенного. «Сначала нужно место расчистить», – утверждает Базаров.
Если говорить об отношении Базарова к народу, то патриархальность крестьян вызывает у Базарова, в отличие от Павла Петровича, не умиление, а резкую критику. Известно, что революционные демократы критиковали народ за покорность помещикам, долготерпение, пассивность, рабскую психологию. Причем они часто связывали эти качества крестьян с их религиозностью.
Важнейшее средство раскрытия характера Базарова – его психологический портрет. Вот как Тургенев описывает внешность героя: «Лицо его, длинное и худое, с широким лбом… большими зеленоватыми глазами… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Незнатное происхождение Базарова подчеркнуто такой деталью, как большая красная рука труженика. Характерны и такие детали внешности героя, как длинный балахон, потрепанный картуз.
Речь Базарова проста и безыскусна. Вместе с тем он употребляет пословицы, меткие народные выражения («Русский мужик Бога слопает», «Мы люди тертые: в городах живали»).
Как и многие другие герои Тургенева, Базаров проходит испытание любовью. Несмотря на свои нигилистические взгляды, Базаров не способен противостоять чувству любви. Любовь оказалась сильнее научных выводов героя.
Тургенев проводит героя и через самое страшное испытание. Таким испытанием становится смертельная болезнь. Приближение смерти не сломило мужества Базарова, не заставило его отступить от главного в собственных убеждениях – атеизма, о чем свидетельствует его отказ от исповеди, однако же вынудило его признать власть природы над человеком.
Николай Петрович Кирсанов – брат Павла Петровича, среднепоместный дворянин, аристократ. Его отличает склонность к либерализму.Герой старается перестроить хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями времени. Он говорит: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел… читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями…» Однако все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Услышав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович легко соглашается с этим. Он охотно верит в то, что идеи молодежи более современны и полезны.
Вместе с тем Николай Петрович высоко ценит природу, поэзию, музыку: он восхищается закатом солнца, читает Пушкина, играет на виолончели. Он не может принять холодного материализма Базарова.
Николай Петрович – прекрасный отец, любящий и заботливый. Это человек, созданный для семейного счастья, для тихой радости. Об этом свидетельствуют два счастливых брака Николая Петровича – с первой женой Машей, безвременно умершей, и Фенечкой.
В то же время некоторая его лень и созерцательность ума отчасти сближают его с гоголевским Маниловым.
Аркадий, сын Николая Петровича, – молодой дворянин, выпускник университета. С одной стороны, его отличают простота и душевная теплота. С другой стороны, ему недостает твёрдости характера. В мировоззрении героя борются юношеский нигилизм и верность патриархальным устоям дворянской жизни.
С первых страниц романа становится ясно, что Аркадий лишь временно оказался под влиянием Базарова. Он поддался обаянию сильной личности, увлекся взглядами и идеями своего нового университетского товарища. Но эта приверженность Аркадия взглядам Базарова носит внешний характер. Тонкая натура Аркадия не смогла смириться с беспощадным отрицанием всех духовных богатств, общечеловеческих ценностей.
Чистая и нежная любовь Аркадия к Кате все больше отдаляет его от Базарова. Аркадий начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих его людей. Поэтому в конце концов Аркадий переходит на сторону «отцов».
Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина – весьма ограниченный «прогрессист» и по-русски эмансипированная женщина. Эти персонажи представляют собой пародию на Базарова и на его крайние нигилистические взгляды.
Анна Сергеевна Одинцова – главная героиня романа. Это богатая помещица, вдова. Одинцова – образованная и независимая в своих суждениях женщина. Героиня очень красива, о чем свидетельствуют ее портретные характеристики. Особенно замечательны ее глаза. Вот как описывает их Тургенев: «Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза... Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
Всю свою любовь и заботу Одинцова отдает сестре, хотя и скрывает свою нежность под маской строгости.
Тургенев совершает экскурс в прошлое героини, рассказывает о тех трудностях, с которыми она столкнулась в молодости и которые с честью смогла преодолеть.
По словам Тургенева, Одинцова была «довольно странное существо», характер у нее был свободный и довольно решительный. В то же время героиня любит спокойную и размеренную жизнь, потому увлечение Базаровым лишь эпизод в её биографии. Действительно, встреча с Базаровым вносит некоторое разнообразие в жизнь Одинцовой. В то же время едва ли можно утверждать, что она по-настоящему полюбила его. Ей интересно общаться с ним, слушать человека, «который имеет смелость ничему не верить». Одинцова вызывает в Базарове глубокое чувство, заставившее героя-нигилиста по-новому взглянуть на любовь, на отвергаемый им «романтизм». Одинцова проявляет истинное благородство и несомненное мужество, приехав к умирающему Базарову. Преодолевая страх перед опасностью заражения, она выслушивает последнее признание Базарова.
Характерно, что в итоге Одинцова выходит замуж не по любви, а «по убеждению» – за человека достойного, но такого же холодного, как и она сама.
Катя Локтева – сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Ее отличают любовь к природе, к музыке, но одновременно и твердость характера. Катя не случайно привлекает Аркадия: в них много общего. Катя не понимает Базарова, даже боится его. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя становится для Аркадия воплощениемтогоидеала семейной жизни, к которому он втайне стремится и благодаря которому Аркадий в итоге возвращается в лагерь отцов.
Фенечка – народный характер,женщина простая, добрая, скромная. Она сделала Николая Петровича счастливым, окружила его заботой и любовью. Фенечка немного стесняется аристократа Павла Петровича с его тайной страстью к ней. По-настоящему легко и свободно Фенечка чувствует себя с Базаровым; она уважает его как доктора, хотя бесстыдное ухаживание Базарова явно смущает ее. Фенечка, как и Катя, воплощают тот идеал тихой, спокойной жизни, к которому стремятся Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий.
Княгиня Р. – загадочное лицо в романе. Вставная новелла, в которой рассказывается история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р., играет важную роль в произведении. Её окружает ореол таинственности. Княгиня вела «странную жизнь», у нее был необыкновенный, «загадочный взгляд». О тайне характера героини свидетельствует и такая предметная деталь, как кольцо со сфинксом.
История княгини Р. позволяет провести параллель между Павлом Петровичем и Базаровым. Оба героя пережили любовь-страсть. Любовь к княгине Р. испепелила душу Павла Петровича, «погубила» всю его жизнь. Базаров, полюбив Одинцову, приложил огромные усилия, чтобы справиться со страстью, однако даже перед лицом смерти не смог до конца преодолеть ее.
Отец Базарова Василий Иванович – отставной военный лекарь, живущий в маленьком поместье своей жены. Мать Базарова Арина Власьевна– русская «дворяночка». Родителей главного героя отличают душевная теплота, добротаибезграничная любовь к сыну.
Родители Базарова, в отличие от их блудного сына, – глубоко верующие люди. Из всех многочисленных представителей поколения «отцов» именно они в полной мере олицетворяют идею праведности. После смерти Евгения весь смысл их жизни состоит в том, чтобы отмолить сына, спасти его грешную душу. В отношении родителей к сыну-бунтарю раскрывается истинный, глубинный, лишенный всякой политической окраски смысл проблемы отцов и детей и единственно верный путь к её разрешению – путь «святой, преданной любви». Этот путь открывается пред читателем и в известиях о томительном ожидании отцом и матерью приезда Евгения, и в эпизодах его жизни в родительском доме, и в ужасных скорбях родителей, ухаживающих за смертельно больным сыном, и в картине его смерти на родительских руках; и, наконец, в последней главе, – в молитвенном подвиге стариков на могиле сына.