Анализ отдельных глав, эпизодов и других элементов композиции произведения

Первая глава содержит экспозицию образа Онегина;здесь читатель знакомится также савторомромана.Всё это происходит на фонекартин жизни Петербурга.

Эпиграфомк первой главе служит цитата из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег»: «И жить торопится, и чувствовать спешит». Эпиграф задает повествованию бодрый, жизнеутверждающий тон.

В первой главе Пушкин рассказывает о воспитании, образовании, круге чтения главного героя, его интересах, образе жизни. На примере обучения Онегина Пушкин показывает особенности воспитания светской молодежи. Образование молодых дворян было в то время по преимуществу домашним. Оно осуществлялось гувернерами-французами и было оторвано от ценностей русской национальной культуры. Пушкин пишет об Онегине:

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

О поверхностном характере образования Онегина можно судить по тем качествам, которые ему понадобились в светской жизни. Пушкин с иронией пишет о своем герое:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В первой главе Пушкин также описывает день светского молодого человека. Вначале автор рассказывает о позднем пробуждении Онегина:

Бывало, он еще в постели,

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Далее описывается его прогулка по бульвару:

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

После прогулки Онегин обедает у Талона, владельца модного ресторана:

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

После обеда следует посещение театра. Пушкин и здесь с иронией замечает:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру.

Онегин завершает свой день на балу:

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота…

Онегин возвращается домой под утро, когда трудовой Петербург уже встаёт, чтобы приняться за работу:

Что ж мой Онегин? Полусонный,

В постелю с бала едет он,

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден…

Рассказывая об Онегине, поэт подчеркивает пустоту и однообразие светской жизни. Пушкин пишет о своем герое:

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Последняя темаповествования в первой главе – знакомство и дружба Онегина с автором. Поэт дает замечательную психологическую характеристику героя, сравнивая черты его личности и особенности миропонимания с собственным взглядом на мир:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в том время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой Фортуны и людей

На самом утре наших дней.

В этом психологическом портрете Онегина проглядывают черты самого Пушкина, переживавшего в момент написания первой главы (конец 1823 года) тяжелый душевный кризис. Между тем автор не забывает подчеркнуть и «разность» между собой и героем: несмотря на разочарование в прежних идеалах, автор не утратил поэтического взгляда на мир, не изменил любви к природе, не отказался от милого его сердцу поэтического творчества. Кризис 1823-1824 годов был лишь этапом в духовной эволюции Пушкина, и в отличие от скептика Онегина автор романа в глубинных основах собственной личности остается оптимистом.

Во второй главе повествование переносится в деревню. Двойной эпиграф – «О rus!»(«О деревня!»)из Горация и «О Русь!» – связывает темудеревенской жизни с темой национальной самобытности России, выявляет проблему русского национального характера как одну из ведущих в произведении.

Во второй главе происходит знакомство читателя с Ленским, Ольгой и Татьяной.

В шестой строфе дается экспозиция образа Ленского:

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал,

По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Ленский, как и Онегин, вызывал чувство недоверия у соседей-помещиков своими либеральными настроениями. «Вольнолюбивые мечты» героя были им явно чужды.

Здесь же, во второй главе, намечена линия Ленский – Ольга, художественная роль которой – раскрыть характеры этих героев и, главное, оттенить историю любви Татьяны и Онегина.

Наконец, во второй главе дается экспозиция образа Татьяны. Автор обращает внимание на имя «Татьяна», которое во времена Пушкина многие считали простонародным. Поэт умышленно называет так свою героиню:

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

Рассказывая о Татьяне, Пушкин сравнивает свою героиню с ее сестрой Ольгой:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

В противопоставлении Татьяны Ольге отчетливо вырисовывается принцип симметрии в расстановке центральных персонажей произведения. Внешняя красота Ольги скрывает заурядную и поверхностную ее натуру и одновременно оттеняет внутреннюю, душевную красоту Татьяны.

Здесь же, во второй главе, Пушкин намечает такие черты характера героини, как мечтательность, любовь к природе, склонность к чтению романов.

Так, Пушкин рассказывает о своей героине:

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Поэт подчеркивает близость Татьяны к природе:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход.

Автор рассказывает о круге чтения героини:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Как уже было отмечено, сюжет произведения построен по принципу «зеркальности». Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо и в результате получает отповедь. В конце произведения герои «меняются ме­стами»: теперь уже Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ейписьмо и также получаетотповедь.

Третья глава романа содержит завязку любовной истории. Не случайно эпиграф к третьей главе взят из французского автора («Elle était fille, elle était amoureuse»[9], Malfilâtre). Пушкин напоминает читателю о воспитании героини на французский манер, о чтении ею романов, о том, что сами мысли Татьяны об Онегине навеяны ее романтическими представлениями о литературных героях.

Онегин в воображении влюбленной Татьяны представляется героем прочитанных ею книг:

Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Адель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, –

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Себя Татьяна тоже мыслит героиней романа:

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Кларисой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит...

Письмо Татьяны – композиционный центр третьей главы. По мнению исследователей, например Ю.М.Лотмана, письмо героини отличается неподдельной искренностью, задушевностью. Именно из этого письма мы узнаем о сокровенных тайнах души Татьяны – о ее искренней вере в Бога, о радости молитвы, о сострадании беднякам, об одиночестве среди окружающих её людей.

Вместе с тем письмо содержит словесные обороты, почерпнутые пушкинской героиней из прочитанных ею книг. Татьяна, как и многие ее сверстницы-дворянки, слабо владела письменной речью на родном языке, и для объяснения в любви выбрала французский язык.

Как уже отмечалась, национальная самобытность натуры Татьяныподчеркнута образом ееняни. С этой точки зрения для понимания характера главной героини исключительно важен такой элемент композиции, как разговор Татьяны с няней, исполненный, по мысли Белинского, истинной народности.

Важный эпизод четвертой главы – отповедь Онегина. Ироническое отношение автора к этому монологу героя задается уже эпиграфом: «La morale est dans la nature des choses»[10] (Necker). Смысл отповеди гораздо глубже, чем формальное объяснение Онегиным причин отказа ответить на чувство Татьяны. Как мы знаем, Онегин объявил героине, что он не достоин её любви, а главное, что он «не создан для блаженства», то есть не готов к семейной жизни. Отчасти Онегин был искренен: в самом деле, его душа обмелела, иссохла в светских интригах, и превосходное владение «наукой страсти нежной» обернулось для него душевной опустошенностью. Была, впрочем, и другая, главная причина, о которой Онегин вспомнит позже, в собственном письме к Татьяне: «Свою постылую свободу / Я потерять не захотел». Эгоизм, помышление только лишь о собственной свободе удержали героя от решительного шага.

На фоне душевных скорбей отвергнутой Татьяны рисуются идиллическая картины ухаживания Ленского за своей невестой. Кажется, ничто не предвещает беду.

В пятой главе рассказывается о святочных гаданиях, о сне Татьяны, об ее именинах, о ссоре Онегина с Ленским.

Эпиграф из баллады В.А.Жуковского «Светлана» («О, не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана!») погружает читателя в стихию народных поверий. Светлана не раз упоминается в пушкинском романе, и это не случайно. Героиню Жуковского уже современники Пушкина воспринимали как литературную предшественницу Татьяны, а ее сон – как прообраз сна Татьяны. Романтический образ Светланы, созданный литературным наставником Пушкина, его старшим собратом по перу, был связан с глубокими национальными корнями, знаменовал собой вторжение народно-поэтической стихии в русскую поэзию. Традиции Жуковского щедро приумножил Пушкин – в реалистическом образе Татьяны, связанном не только с народными поверьями и преданиями, но и с конкретно-историческими реалиями русской жизни двадцатых годов XIX века.

Сон Татьяны занимает особое место в композиции произведения. С одной стороны, сон раскрывает глубинные народные основы характера Татьяны, связь миросозерцания героини с народной культурой.

С другой стороны, сон Татьяны имеет пророческий смысл: в нем предсказываются трагические события шестой главы.

Сцены именин Татьяны представляют собой замечательную картину нравов провинциального дворянства,еще раз подчеркивающую такое свойство пушкинского произведения, как энциклопедичность.

Пятая глава содержит в себе и важный сюжетный поворот: здесь рассказывается об ухаживаниях Онегина за Ольгой, о гневе Ленского и его решении вызвать Онегина на дуэль.

Шестая глава содержит кульминацию сюжета. В ней рассказывается о дуэли Онегина и Ленского. Эпиграфом к шестой главе послужили слова Петрарки: «La, sotto i giorni nubilosi e brevi, / Nasce una gente a cui l’morir non dole»[11].

В ситуации дуэли явственно раскрывается противоречивость нравственного устроения души Онегина.

С одной стороны, Онегин – «добрый малый», искренне привязанный к своему юному товарищу. Онегин ценит в Ленском образованность, возвышенные порывы юности, снисходительно относится к его стихам.

Однако, «всем сердцем юношу любя», Онегин не может подавить в себе желания отомстить Ленскому за приглашение на скучный праздник к Лариным и ухаживает за Ольгой, чем вызывает гнев пылкого и впечатлительного юноши. Онегин не в силах также бросить вызов светским предрассудкам, впечатлительного; он боится общественного мнения, не смеет отказаться от дуэли. В результате – ее неизбежность, трагическая гибель Ленскогои тяжкие душевные муки Онегина.

Убийство Онегиным Ленского на дуэли – кульминация в развитии сюжета. Это трагическое событие окончательно разлучает Онегина с Татьяной. Герой, раздираемый душевными муками, не может долее оставаться в деревне.

Одновременно дуэль показывает и «нежизненность» характера Ленского, оторванность героя от действительности.

Осмысляя возможное будущее Ленского (в случае, если бы тот не погиб на дуэли), Пушкин намечает для своего героя два пути. Ленский мог бы стать выдающимся поэтом:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный звон

В веках поднять могла...

Однако Ленского могла ожидать жизнь пошлая и заурядная:

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Прошли бы юношества лета,

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат;

Узнал бы жизнь на самом деле...

Гибель Ленского на дуэли имеет и символический смысл для самого поэта. Прощаясь с Ленским в конце шестой главы, автор романа прощается с собственной молодостью, отмеченной романтическими мечтаниями.

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя! –

восклицает поэт.

ДуэльОнегина и Ленского – переломное событие в развитии сюжета.Из седьмой главы мы узнаем, что Онегин покидает деревню, Ольга выходит замуж за улана, Татьяну везут в Москву, на «ярмарку невест».

Среди важнейших событий седьмой главы отметим посещение Татьяной дома Онегинаи чтение его книг. Белинский назвал это событие «актом сознания» в душе Татьяны. Смысл чтения Татьяной книг Онегина состоит и в том, что она глубже понимает характер героя, пытается постичь его противоречивую натуру.

Центральная тема седьмой главыромана – Москва.О ее значимости свидетельствуюттри эпиграфа, взятые из произведений разных авторов – современников Пушкина.

Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать? –

торжественно вопрошает И.И.Дмитриев.

Как не любить родной Москвы? –

с любовью, но одновременно с иронией задает вопрос Е.А.Боратын­ский.

Отрывок из «Горя от ума» напоминает нам о грибоедовской сатире на московское дворянство:

Гоненье на Москву! Что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Где нас нет.

Эпиграфы передают неоднозначное отношение поэта к древней столице.

С одной стороны, Москва – родина поэта. О встрече с ней после ссылки в Михайловское Пушкин вспоминает в следующих строках:

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Москва для Пушкина была такжесимволом победы России над Наполеоном в войне 1812 года:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою...

С другой стороны, Пушкин сатирическиизображаетжизньмосковского дворянства. Здесь особенно очевидны традиции Грибоедова, реминисценции из «Горя от ума» («Но в них не видно перемены...»).

Критическое отношение Пушкина к московскому свету не случайно. Седьмую главу, как и восьмую, Пушкин заканчивал уже после поражения восстания декабристов. Вернувшись в Москву после ссылки, Пушкин не встретил многих прежних друзей. Характерно, что в седьмой главе один Вяземский «успел» «занять» душу Татьяны. Хотя действие этой главы развертывается до 1825 года, «отсвет» последекабрьской эпохи здесь очевиден.

Восьмая глава содержит в себе сюжетную развязкуислова прощанияавтора с героями и с читателем. Мотив прощания присутствует и в эпиграфе из Байрона: «Fare thee well, and if for ever, still for ever, fare thee well»[12].

В восьмой главе действие романа вновь переносится в Петербург. Сатирический пафос в изображении высшего света Петербурга в этой главе разительно отличается от мягкой иронии, господствующей в первой главе. Дело в том, что здесь, как и в седьмой главе, повествующей о Москве, присутствует «отсвет» эпохи после поражения восстания декабристов: те товарищи, которым поэт «в дружной встрече» читал первые строфы романа, уже ушли из жизни или оказались на каторге. Отсюда печальное настроение автора в последней главеего творения.

Рассказывая об Онегине в восьмой главе, Пушкин передает тяжелое душевное состояние героя после убийства Ленского:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

Оставил он свое селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день,

И начал странствия без цели…

Душевные муки главного героя наиболее ярко отразилось в сне-воспоминании[13], составляющем содержание XXXVI и XXXVII строф восьмой главы:

XXXVI

И что ж? Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Мечты, желания, печали

Теснились в душу глубоко.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них-то он

Был совершенно углублен.

То были тайные преданья

Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны,

Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки вздор живой,

Иль письма девы молодой.

XXXVII

И постепенно в усыпленье

И чувств и дум впадает он,

А перед ним воображенье

Свой пестрый мечет фараон.

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

То видит он врагов забвенных,

Клеветников, и трусов злых,

И рой изменниц молодых,

И круг товарищей презренных,

То сельский дом – и у окна

Сидит она… и всё она!

Кульминационное событие всего произведения – трагическая гибель Ленского – акцентируется таким образом и в последней, восьмой главе, становясь, наряду со вспыхнувшей страстью к Татьяне, важнейшей составляющей внутренней жизни главного героя. Сон Онегина со всей очевидностью усиливает эффект «зеркальности» композиции романа. Сон Онегинаретроспективновоссоздает то же трагическое событие (убийство Ленского),которое было предсказано в пророческом сне Татьяны.

Кроме того, сон Онегина содержит в себе образы, непосредственно отсылающие читателя к душевному состоянию Татьяны в срединных главах романа («тайные преданья сердечной, темной старины», «предсказанья», «сказки вздор живой», «письма девы молодой»).

Вместе с тем сказочным образам из сна Татьяны, имеющим в основе своей фольклорные корни и подчеркивающим живую связь Татьяны со стихией народной жизни, можно противопоставить метафорический образ фараона[14] из сна Онегина («перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон»). Как известно, фараон – название азартной карточной игры, символизирующей в творчестве Пушкина власть демонических сил над человеческой душой (вспомним «Пиковую даму»). Душа Онегина оказалась целиком во власти этих сил, и зловещий образ фараона придает сну героя мрачный колорит. Мир зла, господствующий в сне Онегина, включает в себя и «врагов забвенных», и «клеветников», и «трусов злых», и «рой изменниц молодых», и «круг товарищей презренных». Эти лица из прошлого Онегина, как и образ фараона, становятся символом недолжного бытия героя.

В восьмой главе, в соответствии с принципом «зеркальности», герои меняются местами. Теперь уже страсть вспыхивает в душе Онегина. В чувстве Онегина к Татьяне можно усмотреть не только живительную силу, очищающую душу героя. Скорее это «страсти мёртвой след», по образному определению поэта. Страсть эта не могла исцелить душу Онегина, она лишь усилила его душевные муки, вызванные убийством друга.

Письмо Онегина к Татьяне – важнейший идейный центр всего романа. В своем письме Онегин с горечью восклицает:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан...

Смысл развязки романа в том, что Татьяна отвергает Онегина:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Развязка позволяет читателю ясно осознать не только смысл нравственного кризиса, переживаемого героем, но и духовные основания личности героини. Татьяна сохраняет в душе чувство к Онегину, однако верность супружескому долгу для нее превыше всего. Безудержной страсти Онегина Татьяна противопоставляет христианскую покорность судьбе («судьба моя уж решена») и нравственную твердость.

Существенно, что Пушкин в своем романе показывает своих героев в духовной эволюции.

Татьяна из мечтательной деревенской девушки превращается в блистательную светскую даму. При этом она сохраняет в своей душе те глубинные нравственные ценности, которые были заложены в ней еще в юности. Героиня рассказывает Онегину о своем отношении к светской жизни:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера, –

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...

Не полюбив петербургского света, Татьяна тем не менее терпеливо несет свой крест, оставаясь преданной женой и выполняя нелюбимую ею роль великосветской дамы.

Очевидны также те изменения, которые происходят в душе Онегина на протяжении романа. В начале произведения Онегин предстает перед нами легкомысленным светским франтом. Затем – скептиком, разочарованным в светской жизни, одержимым унынием, хандрой. В конце романа перед нами человек, утративший смысл жизни.

В конце произведения автор оставляет Онегина «в минуту, злую для него». Что произойдет с героем дальше, неизвестно. Развязка, несущая в себе элемент недосказанности, незавершенности, – новаторская черта композиции пушкинского романа.

Природа в романе

Образы природы занимают большое место в произведении, составляя важнейшую грань «энциклопедии русской жизни». Кроме того, пейзаж выполняет несколько других существенных функций.

Как уже отмечалось выше, описания природы помогают автору организовать художественное время романа. Действие произведения начинается летом. Онегин летит «в пыли на почтовых» в деревню к больному дяде. Во второй главе Пушкин рисует картину деревенской природы:

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые...

Лето сменяется осенью:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день;

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась...

Наконец, наступает зима:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе...

В начале седьмой главы Пушкин описывает пробуждение весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга...

Кроме того, в описаниях природы мы наблюдаем творческую эволюцию автора, его путьот романтизма к «поэзии действительности».

Как известно, Пушкин начинал писать свое произведение в южной ссылке, в романтический период творчества. В первой главе мы встречаем романтические образы природы:

Адриатические волны,

О Брента! Нет, увижу вас

И, вдохновенья снова полный,

Услышу ваш волшебный глас!

Однако в целом в романе преобладают реалистические картины природы, часто содержащие детали русского быта. В качестве примера приведем описание русской зимы в пятой главе произведения:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь...

Сам Пушкин комментирует подобные картины следующим образом:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут;

Все это низкая природа;

Изящного немного тут.

В то же время читатель понимает, что именно в картинах простой русской природы автор умел найти истинную поэзию. «Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия», – писал Белинский.

Пушкин рисует в своем произведении и городской пейзаж. Изображение белых ночей в Петербурге в первой главе выдержано в романтическом ключе. Поэт рассказывает о том, как он гулял с Онегиным по набережным Невы, «когда прозрачно и светло / Ночное небо над Невою / И вод веселое стекло / Не отражает лик Дианы...» Городской пейзаж в восьмой главе подчеркнуто реалистичен, даже прозаичен: «На синих иссеченных льдах / Играет солнце; грязно тает / На улицах разрытый снег».

Свою творческую эволюцию от романтизма к реализму Пушкин осмысляет в «Путешествии Онегина».

Вначале поэт пишет о романтических образах природы, волновавших его в молодости:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал...

Далее Пушкин говорит о своем новом взгляде на природу:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор...

Помимо этого, образы природы в романе являются важнейшим средством характеристики героев; кроме того, они помогают понять мироощущение самого автора.

В отношении к природе автор противопоставил себя главному герою. Онегина природа оставляет равнодушным:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон...

Для автора же природа является источником вдохновения:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Что касается Ленского, то природа видится ему в романтических очертаниях:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну...

Пушкинская Татьяна, «милый идеал» автора, ближе всех к природе, живет в одном с ней ритме. Не случайно многие картины природы в романе читатель видит глазами Татьяны. Природа сопровождает героиню на протяжении всего произведения.

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход, –

пишет Пушкин о Татьяне во второй главе. В пятой главе поэт рассказывает, как Татьяна встречает зиму:

... Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор...

В любви Татьяны к русской зиме поэт видит яркое проявление самобытной русской души:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему),

С ее холодною красою,

Любила русскую зиму...

Поэт трогательно описывает прощание Татьяны с природой, с деревенской жизнью в седьмой главе романа:

Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа,

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует...

Наконец, природа в романе является также источником философских размышлений автора о быстротечности жизни, о преемственности поколений, о связи времен. Так, поэт размышляет о смене поколений в конце второй главы:

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья

По тайной воле Провиденья

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут...

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

Описывая в седьмой главе пробуждение весны, поэт вновь возвращается к мыслям об уходящей молодости, о быстротечности жизни:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Созерцая весеннее обновление природы, автор особенно остро осознает невосполнимость жизненных утрат:

Или, не радуясь возврату

Погибших осенью листов,

Мы помним горькую утрату,

Внимая новый шум лесов;

Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Таким образом, художественная роль образов природы в «Евгении Онегине» многогранна. Пейзаж выполняет композиционную функцию, помогая автору организовать художественное время в романе; в описаниях природы отражается творческая эволюция автора, его путь от романтизма к «поэзии действительности»; пейзаж – средство характеристики героев, способ самовыражения автора; наконец, природа в пушкинском произведении – источник философских размышлений поэта о жизни, о судьбе, о преемственности поколений, о связи времен.

Наши рекомендации