Краткая характеристика жанров
В лирике Пушкина мы встречаем большинство поэтических жанров того времени. Это ода, песня, элегия, послание, стихотворный диалог, романс, эпиграмма, сатира (как жанр), наконец, просто лирическое стихотворение, не укладывающееся в рамки существовавших тогда жанровых форм – нередко стеснявших, ограничивавших творческий гений великого поэта.
Не случайно с именем Пушкина связывают начало разрушения традиционной системы жанров русской поэзии. Примечательно, что многие произведения Пушкина содержат черты разных жанров. Например, «Деревня» сочетает черты элегии и сатиры. Элегия «К морю» имеет элементы послания. Ода «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» тоже выходит за рамки антологического стихотворения. Это произведение принципиально нового содержания по сравнению с одами Горация, Ломоносова, Державина на соответствующую тему.
Основные мотивы
В лирике Пушкина присутствуют самые разные темы и мотивы. Это мотив свободы в разных его вариациях (например, гражданская свобода, свобода духовная, свобода творчества); мотивы любви и дружбы, тема природы, тема поэта и поэзии, а также такие философские мотивы, как неумолимый рок, быстротечность жизни, смена поколенийи многие другие.
Эволюция тем и мотивов в лирике Пушкина
Лицейская лирика
Пушкин как поэт-лирик начал формироваться еще во время учебы в лицее.
Для раннего творчества Пушкина характерны эпикурейские мотивы[4]. Они звучат, например, в послании «К Батюшкову» (1814):
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон.
Это одно из первых пушкинских стихотворений на тему поэта и поэзии.Здесь звучит, в частности, мотивдружбы поэтов. Юный Пушкин отмечает такие предметы, достойные внимания творца, как любовь, дружеские пиры, ратные дела. Настоящий поэт, по убеждению Пушкина, должен владеть и сатирическим пером.
Следует, кроме того, отметить, что в этом произведении, как и во многих ранних стихотворениях Пушкина, встречаются образы античной мифологии.
К образам античности Пушкин прибегает и в любовной лирике, где преобладают легкомысленные эротические мотивы. Облик возлюбленной, как правило, имеет условные очертания. В качестве примера можно назвать «Послание Лиде», написанное в 1816 году:
Тебе, наперсница Венеры,
Тебе, которой Купидон
И дети резвые Цитеры
Украсили цветами трон...
В годы учебы Пушкин испытал влияние разных литературных направлений и стилей – классицизма, сентиментализма, романтизма. Поэт достиг творческой зрелости в эпоху расцвета русского романтизма. Влияние романтической эстетики на Пушкина было наиболее значительным.
Своим учителем Пушкин считал Жуковского. Однако со временем ученик «перерос» своего учителя и даже получил от старшего собрата по перу портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Романтические мотивы звучат уже в ранних стихотворениях Пушкина. Это, например, «Наполеон на Эльбе» (1815), «Сраженный рыцарь» (1815), «Певец» (1816), «Месяц» (1816) и другие.
Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814), сочетающее в себе черты классицизма и романизма, явилось откликом юного поэта на победу России в войне 1812 года. Это яркий образец патриотической лирики Пушкина.
Обратим внимание на изображение природы в ранней лирике Пушкина. Здесь нередко ощутимы традиции классицизма. Например, в «Воспоминаниях в Царском Селе» (1814) мы находим условный пейзаж, мифологических персонажей:
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной...
Как уже отмечалось, большое влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи Просвещения.Не случайнополитическая свобода, вольность –одинцентральных мотивов ранней лирики Пушкина. Утверждение идеалов свободы сочетается с обличением деспотизма. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», – пишет поэт в стихотворении «Лицинию» (1815).
Вольнолюбивые стихи первого петербургского периода
Наиболее известные свои вольнолюбивые стихи Пушкин пишет уже в Петербурге, после окончания лицея.Это «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня».
«Вольность»
«Вольность» написана в 1817 году. Поэт обращается к жанру оды, одному из основных в поэзии классицизма, с целью придать стихотворению высокое звучание.
Доминирующие мотивы произведения – свобода, протест против тирании, гражданское назначение поэта.
В начале стихотворения поэт изгоняет «Цитеры слабую царицу», то есть Венеру, богиню любви, и призывает «свободы гордую певицу»:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Таким образом, истинное призвание поэта – быть певцом свободы. Поэт открыто выступает против деспотизма, побуждает «падших рабов» набраться мужества:
Питомцы ветреной судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Основной текст стихотворения содержит в себе экскурс в западноевропейскую и русскую историю конца XVIII – начала XIX века. Здесь упоминаются и «возвышенный галл» – французский поэт Андрей Шенье, ставший жертвой революционного террора, и Людовик XVI, казненный якобинцами, и «самовластительный злодей» (имеется в виду Наполеон), и «увенчанный злодей» (Павел I), убитый в 1801 году в России во время дворцового переворота. Поэт убежден, что основная причина революционных потрясений, цареубийств и других бедствий коренится как в деспотизме правителей, так и в необузданном самоволии народа. Лишь следование Закону (одна из ключевых идей Просвещения!) может принести обществу мир и благоденствие. В конце стихотворения поэт обращается к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Жанр оды требовал высокого стиля. В стихотворении много примеров гражданской лексики («вольность», «тираны»), в частности славянизмов («внемлите», «восстаньте», «глава», «врата»).
«К Чаадаеву»
Стихотворение «К Чаадаеву» по традиции датируется 1818 годом. До нас не дошел автограф произведения, но оно известно в многочисленных списках.
Чаадаев, гвардейский офицер, участник войны 1812 года, известный своим вольномыслием, был для юного Пушкина образцом приверженности высоким гражданским идеалам.
«К Чаадаеву» обычно характеризуют как произведение гражданского романтизма. Романтический идеал связан здесь с утверждением таких высоких духовных ценностей,каксвобода и любовь к отчизне.
Мотив «вольнолюбивой дружбы»(определение Б.В.Томашевского) – главный в этом произведении. Традиционный жанр дружеского послания наполняется здесь новым, общественным содержанием. Чувство преданности другунеотделимо от желания служить отечеству, протеста против самовластья. Все эти мотивы ярко звучат в пушкинском стихотворении. Поэт обращается к Чаадаеву:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Гражданский пафос стихотворения подчеркивается словами высокого стиля: «отчизна», «внемлем», «призыванье», «вольность святая», «упованье».
«Деревня»
Стихотворение «Деревня» написано в 1819 году. Оно соединяет в себе черты двух жанров – элегии и сатиры: первая часть произведения элегическая, вторая – сатирическая.
Произведение Пушкина построено на антитезе.
В первой части «Деревни» поэт рисует идиллическую картину природы, которая рождает в его душе творческое вдохновение:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Жизнь в единении с природой противопоставлена светской жизни; поэт «променял порочный двор цирцей» «на мирный шум дубров, на тишину полей».
Пейзаж в «Деревне», сохраняющий некоторые условные очертания, что было свойственно поэзии классицизма, приобретает и некоторые реалистические черты. Поэт рисует картины Михайловского, где ему довелось побывать уже в 1819 году:
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты,
Везде следы довольства и труда...
Переход ко второй части произведения отмечен словами: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает». Стихотворение приобретает гневно-риторический тон. Основной мотив произведения – протест против крепостного рабства – выражен в словах:
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
В «Деревне» звучит также мотив высокого гражданского назначения поэта:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Отметим, что в первый петербургский период творчества Пушкину были свойственны просветительские иллюзии в отношении быстрого падения рабства и установления политической свободы в России. Не случайно в конце стихотворения поэт выражает надежду на скорое освобождение народа по воле просвещенного монарха:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Гражданский пафос «Деревни» подчеркнут словами и выражениями высокого стиля: «Рабство тощее влачится по браздам», «витийства грозный дар», «Рабство, падшее по манию царя».
Лирика периода южной ссылки. Романтические мотивы
На период южной ссылки приходится расцвет романтизма в творчестве Пушкина.
«Погасло дневное светило...»
Одно из первых стихотворений, написанных в этот период, – «Погасло дневное светило…» (1820). Это яркий пример романтической элегии. Стихотворение создано под впечатлением от путешествия поэта на корабле в Гурзуф. Мотив странствий сближает это произведение Пушкина с началом поэмы Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда».
Элегия открывается картиной природы. Примечательно, что пейзаж приобретает здесь романтическую окраску.Во-первых, он делается более субъективным. Образы природы всё в большей степени становятся средством раскрытия внутреннего мира поэта, являют собой, по выражению А.Н. Веселовского, «пейзаж души». Картина природы передает здесь взволнованное состояние души поэта:
Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Картины природы вызывают в душе поэта воспоминания:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
Отметим, что мотив воспоминания – один из центральных мотивов поэзии Пушкина.
В стихотворении звучит также характерный для романтизма мотив любви-страсти: «Я вспомнил прежних лет безумную любовь…» Здесь же встречаем мотив рано ушедшей молодости – «потерянной младости». Наконец, это мотив побега, тоже часто встречающийся в романтической поэзии: «Я вас бежал, отечески края…»
Цельность, внутренняя законченность стихотворения подчеркнута повторами:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Стихотворение написано так называемым элегическим вольным ямбом – размером, характерным для русской романтической лирики. Вольный ямб помогает поэту передать атмосферу воспоминаний, грустных размышлений и одновременно душевное волнение, «игру страстей».
«Песнь о вещем Олеге»
В период южной ссылки Пушкин обращается и к исторической теме.
«Песнь о вещем Олеге», написанная в 1822 году, – характерный образец такого лироэпического жанра в творчестве Пушкина, как баллада. В основе «Песни» лежат конкретные исторические факты, изложенные в древнерусской летописи «Повесть временных лет».
Пушкин не случайно обращается к прошлому. История – важнейшая сфера воплощения романтического идеала поэта.В легендарном прошлом поэт-романтик ищет примеры ярких характеров, героических событий –таких, каки месть Олега «неразумным хазарам», победа над Константинополем («щит на вратах Цареграда»).
В произведении звучат также характерные для романтизма пророческие мотивы.Кудесник предсказывает князю страшную гибель: «Но примешь ты смерть от коня своего».
В своей балладе Пушкин обращается и к теме поэта и поэзии. Здесь звучит мотив свободы творчества, а также мотив Божественного предназначения поэта. В уста кудесника поэт вкладывает свои собственные убеждения о свободе и независимости творца:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Мотив свободы в романтической лирике Пушкина. «Узник»
Мотив свободы в романтических стихотворениях Пушкина периода южной ссылки, в отличие от первого петербургского периода, приобретает новое звучание. Это уже не просто свобода политическая, свобода как вольность, как антитеза рабству. Это свобода абсолютная, ничем не ограниченная.
Стихотворение «Узник» написано в 1822 году. Оно построено на антитезе мотивов свободы и неволи.
В своем произведении Пушкин обращается к поэтическому символу[5]. Мотив свободы раскрывается через такие символические образы природы, как «вольные птицы», «гора», «морские края», «ветер»:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..
«Свободы сеятель пустынный...»
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный...» (1823) написано по мотивам евангельской притчи[6], однако в образе сеятеля выступает здесь не Спаситель, а сам поэт. Семена свободы, которые своими стихами он щедро сеял на российской ниве, не взошли. Поэт с грустью сознает, что Россия народная не готова к тем радикальным преобразованиям, которые замышляли его либерально настроенные друзья. Мрачное настроение поэта наиболее ярко выражено в последних строках стихотворения:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Здесь нашел отражение кризис просветительских идей в мировоззрении Пушкина. Этот кризис проявился и в элегии «К морю», написанной в 1824 году и ставшей итогом размышлений поэта о свободе в романтический период творчества.
«К морю»
Образ морской стихии становится здесь символом абсолютной, ничем не ограниченной свободы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Такая свобода несет в мир не толькодобро,но изло. Поэт пишет:
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей,
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
В стихотворении «К морю»,как и в элегии «Погасло дневное светило...», звучит характерный для романтизма мотив побега,имеющий автобиографическую основу: Пушкин одно время собирался бежать из ссылки за границу:
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег...
Здесь же присутствует мотив страстной любви:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
В пушкинском произведении обозначены две фигуры, необычайно популярные в эпоху романтизма. Это Наполеон и Байрон, великий завоеватель и великий поэт-бунтарь, олицетворяющие неограниченную свободу и неотделимый от нее крайнийиндивидуализм. Пушкин пишет:
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений,
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Кроме того, в стихотворении присутствует свойственная романтизму антитеза моря и берега, природы и цивилизации.Поэт с грустью замечает:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Истинная свобода, по убеждению поэта, несовместима ни с «просвещеньем» (здесь имеется в виду просвещенная монархия), ни с тиранией; она в принципе невозможна в существующем мире, в условиях человеческой цивилизации. К такому выводу приходит поэт к концу романтического периода творчества.
Марина Цветаева назвала стихотворение «К морю» прощанием Пушкина с романтизмом.