Жанровые формы драмы: трагедия, комедия, драма, трагикомедия

В драме присутствует ситема персонажей, конфликты м/д героями. Сюжет построен опред.образом. Драму и эпос роднит объективное изображение жизни-через события, поступки, столкновения. Основу драмы сос-т действие. Действие разворачивается в наст.вр-ни, происходит на глазах у зрителя, т.е. в драме воспроизв-ся само действие, соверш-мое героями, а не рассказывая о нем. Деяствия показываются ч/з конфликт, лежащий в центре драм.произвед-я. В драм.сюжете сконценртированы лишь узловые этапные события. Сюжет отл-ся напряженностью и стремительностью развития. Диалог в драме-осн средство развития действия и конфликта, и осн способ изобр-я хар-ов. Монолог-речь действующего лица, обращ-ая к самому себе или к другим, не зав-щая от ответных реплик. Это форма реч.хар-ки персонажа в драме. В драм.произв-ии изобр-е чела отл-ся большой напряж-тью, а опис-е чувств, мыслей персонажа большой сосредоточенностью, целеустремленностью. Трагедия-драм.произвед, проникнутое пафосом трагического. Основу траг составляют проблемы челов.бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Неразрешимый конфликт сопровождается страданием и гибелью главн.героя. Комедия-драм.жанр, в кот действие и хар-ры трактуются в форме комического. В комедии изобр-ся такие жизненные положения и хар-ры, кот вызывают смех. Комедии делятся на сатир-ю(Гоголь «Ревизор»), высокую (Грибоедов «Горе от ума»), лирич-ю(Чехов «Вишн.сад»). Траги комедия-драм.произведение, обладающее прикнаками как комедии, так и трагедии. В основе лежит ощущение относительности существующих критериев жизни. Одно и то же явление драматург видит и в комич и в трагич освещении. В трагиком. сочетаются и смешные и серьёзные эпизоды, смешиваются комич и возвыш-е хар-ры. Раскрывая идейный смысл драм произвед-я, выявляя осн конфликт, необходимо видеть как выражается мировоззр.автора.

Вопрос№40. Тема, проблематика литературного произведения. Связь темы и проблемы.

Ответ. Тема – от др.греч. то, что положено в основу – предмет художественного изображения, (то, о чем говорится) и художественного познания (все то, что стало основой авторского интереса, осмысления и оценки). Тема как фундамент худ. произведения подчиняет себе отдельные элементы худ. произведения.

Литература как вид искусства обладает огромными возможностями изображения явлений жизни, мыслей и чувств человека. Поэтому тематика худ. произведений богата и разнообразна. Худ. темы/ на неск. групп:

1. вечные темы – тема жизни и смерти, свет и тьмы, любви и свободы, долга итд Герои предстает как нарушитель моральных норм, как резкий бунтарь, как искатель вечной красоты и как разочарованный скептик. Через этот образ по разному раскрывается тема поиска идеала личности.

2. реалии жизни народов, стран и времен в их исторической конкретности. Национальная специфика жизни, традиции и бытовой уклад, важные исторические события воины и революции – все, что окружает жизнь людей определенной эпохи.

Предметом худ. изображения нередко становится современность. Проблемы, волнующие современное писателю общество, становятся предметом размышления и оценок художников.

3. Но наиболее значимой и распространенной в лит-ре со времени её возникновения и до сегодняшнего дня является тема человека и его существования в мире. Образ чел-ка – основной в искусстве слова. Поступки, мысли и чувства персонажей составляют центр авторского интереса в повествовательной лит-ре, в эпических и драматических жанрах. Внутренний мир чел-ка явл-ся предметом познания в лирике.

Худ. произведение редко бывает монотематичным, т.е. посвященным раскрытию только одной темы. Исходя из этого в произведении выделяют главную доминантную тему (темы), которая формирует содержательный план произведения, и темы побочные (периферийные), возникающие по ходу развития действия.

Разные виды тем по-разному воплощаются в тексте. Писатель может стремиться напрямую определить интересующие его темы, а может и завуализировать её, такие темы тогда называют подтекстовыми. Т.о. тематика худ. произвед. бесконечно многообразна, также как и действительность мира и чел-ка, на которых она основывается.

Проблема – от греч. Задача, нечто, брошенное вперед – аспект содержания произведения на котором акцентирует свое внимание автор, круг проблем, охваченных автором, вопросов, поставленных в произведении составляют его проблематику. Разрешения, поставленные в произведении, задачи – часть творческого процесса писателя. Проблематика худ. произв. напрямую связана с авторским замыслом, она м/б отражена напрямую или опосредовано через образное изображение характеров, предметов или явлений. Открытая проблематика проявляется в жанрах сатиры, научной фантастики, антиутопии, гражданской религии. Примером опосредованной проблематики явл-ся драма «Маскарад» Лермонтова, где вместо человеческих лиц – личины.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения. Чаще всего она выражена в изображении характеров в худ. конфликте.

Проблематика может органически вытекать из тематики произведения. Например, написанные о деятельности Петра I произведения разных жанров так или иначе связаны с изображением проблем петровского времени. Проблематика лит-х произв. также как и тематика, многообразна. Художников волнует вопрос различной направленности. Пробематика составляет одну из граней содержания худ. произв. наряду с тематикой и идеей.

Вопрос№41Понятие худ идеи. Авторский замысел и объективная идея произведения.

Ответ: Идея в лит-нии – это не одна какая-то мысль, это комплекс эмоционально-образных мыслей, в котором выражена авторская оценка изображаемых писателем жизненных явлений.

Кант ввел понятие эстетической идеи. В оценке жизни могут быть 2 крайние позиции: отрицание и утверждение. Худ. идея включает интерпретацию. Худ. идея – это не рациональная идея, не умопостигаемая, она реализуется через пафос. Пафос – это идея страсти. Худ. идея реализуется через образы. Отличие худ идеи от научной – ученый сначала делает открытие, а потто идею, а в лит-ре идея рождается в ходе худ. творчества.

С одной стороны тема регулирует пафос, но идейный замысел может определить тему, т.. они двусторонние.

Идея выражается через подтекст, а не открыто. Искусство не может быть безыдейно, т.к. автор не может не выражать свою оценку. Требование художественности предполагает единство идеи. Значительность идеи зависит от прогрессивности идеи (идея должна соответствовать объективной логики жизни, тенденции развития). Очень часто в творчестве возникают объективно ложные идеи. Автор может намеренно идеализировать действительность. Объективная идея произв – это идея, которая вытекает из логики произведения. Объктивный замысел не совпадает с идеей. Любая худ идея не может исчерпать полностью тему. Идея может отличаться истинным и ложным характером. Тенденциозность худ текста может быть открытой (рассудочная, т.е. автор открыто заявляет). Идея должна вытекать из худ. логики изображаемого.

Вопрос№42 Литературный процесс: стадии литературного развития, преемственность в развитии литературы.

Ответ: Литер-ый процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи; многовековое развитие литературы в глобальном всемирном масштабе. Литературное творчество подвластно изменениям по мере движения истории. Литературная эволюция совершается на устойчивой, стабильной основе. В литературе различимы явления динамичные и статичные, нередко именуемые топикой.

Стадии литературного развития – древние средневековые и литература нового времени. Древняя и средневековая лит-ры характеризовались религиозно-культовым и ритуальным содержанием, широким бытованием анонимности, преобладанием устного словесного творчества над письменностью. Важной чертой древних и среднев-ых лит-р являлось также неустойчивость текстов, размытость границ между оригинальной и переводной письменностью. Первая стадия – архаический период. Влиятельна фольклорная традиция, преобладает мифопоэтическое, художественное сознание. Нет ни лит-ной критики, ни теоретических программ. Вторая стадия – преобладание традиционализма, поэтика стиля и жанра. Писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках второй стадии явилось Возрождение. Литература в большей мере становится светской. Третья стадия – начинается с эпохи просвещения и романтизма. На первый план выдвигается индивидуально творческое худ-ное сознание. Отныне доминирует поэтика автора. Теперь лит-ра сближается с конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке. Все это отражается в романтизме и реализме 19 века.

содержание – сущность любого явления; форма – выражение этой сущности. О содержании и форме говорили античные философы (Платон, Аристотель). Аристотель не мыслит формы без материи и материи без формы. Также он различает органические и механические вещи. Выделение обоснованной категории содержания и формы произошло в XVIII – начале XIX веков. Оно было осуществлено немецкой классической эстетикой.

Произведения искусства – явление не природное, а культурное. В его основе лежит духовное начало, которое должно обрести материальное воплощение, чтобы существовать и восприниматься. Содержание в литературе – высказывания писателя о мире; форма – система чувственно воспринимаемых знаков, с помощью которых слово писателя находит своё выражение. Именно художественная форма гармонизирует беспорядочный жизненный материал и претворяет его в картину мира.

Функции художественной формы:

3. Внутренняя: нести и раскрывать художественное содержание;

4. Внешняя: форма создаётся по законам красоты и эстетики, воздействует на читателя.

В искусстве связь содержания и формы носит иной характер, нежели в науке. В науке фраза может быть переоформлена. В искусстве содержание и форма должны максимально соответствовать друг другу, они неразрывно взаимосвязаны. «Художественная идея в самой себе носит принцип и способ своего проявления, и она свободно созидает свою собственную форму» (Гегель). Неразрывность содержания и формы в литературном произведении раскрывается в понятии содержательная форма – невозможность существования бессодержательной формы или неоформленного содержания. Соотношение содержания и формы выступает критерием художественной оценки литературного произведения.

Аспекты художественной формы и содержания:

3. Онтологический – бесформенное содержание невозможно, как и бессодержательная форма;

4. Аксиологический – соотношение содержания и формы выступает критерием художественности.

Положение о неразрывной связи содержания и формы в произведениях искусства неоднократно игнорировалось. Формальная школа (1910 – 1920 гг.) пренебрегала художественным содержанием, утверждая, что отражение действия не входит в задачи искусства. Художественное произведение – сумма поэтических приёмов. Писатель создаёт только форму, которая независимо от содержания имеет эстетическое значение и ценность. Смысл перестаёт интересовать авторов, они стремятся к оригинальности формы.

Однако форма не оболочка, которую можно легко сбросить, а живая плоть произведения, способ существования данного содержания. Понятия содержания и формы пространственно неразличимы в любой точке художественного текста. Содержание прорастает в форму, а форма переходит в содержание

Литературно-творческий процесс предстаёт не как итог логического познания, а как процесс поиска взаимодополняющих начал. Мысли и чувства поэта выливаются в рифмы. Чтобы перевести жизненный материал в художественные образы, писатель создаёт характеры. Характер – форма для воплощения замысла писателя. Характеры могут получить свою определяемость в сюжете, и тогда сюжет становится формой для характеров. Литературное произведение строится по принципу «матрёшки»: один в другой уровни текста входят внутренняя форма, внешняя форма (речевая организация) и содержание.

При восприятии текста происходит аналогичный процесс перехода знаков в художественные образы. Неразрывность формально-содержательного единства в литературном произведении приводит к тому, что любые изменения в форме сказываются на содержании. Писатели, работая над формой, совершенствуют содержание, уточняют и углубляют смысл. С точки зрения происхождения любая форма – отвердевшее художественное содержание. Много раз повторившись, определённое содержание кристаллизуется как устойчивый стереотип и с течением времени превращается в форму. Так возникли жанры и роды литературы.

Жанр новеллы возник в эпоху Возрождения, момент освоения личной жизни человека, освобождения от феодальной зависимости и закрепощения. Постепенно повторяясь, новелла утратила новизну содержания. Содержание закрепилось в форму. Сегодня новелла – произведение, отличающееся краткостью и напряжённостью чувств. Любая форма в литературе была проявлением жизненного содержания.

В единстве содержания и формы ведущая роль принадлежит содержанию. Оно более динамично, движимо, меняется вместе с жизнью. Форма более консервативна, инертна, меняется намного медленнее.

В переломные этапы развития искусства возникает конфликт нового содержания со старой формой, приводящий к поиску нового художественного единства. Возникает потребность облечь новое содержание, появляются творцы новых форм. Подражание тормозит развитие литературы. Новая форма вырабатывается не автоматически. При смене направления форма отстаёт от содержания. Старая, изжившая себя форма не может органично сочетаться с новым содержанием.

Вопрос№43 композиция лит. произведения. Основные принципы и приемы композиционной организации. Уровни композиции. Внесюжетные элементы.

Ответ. Композиция от лат складывать, строить – это построение худ. произв.; это всегда что-то неуловимое, возникающее непроизвольно, подчиняясь природному чувству гармонии автора. К области композиции причисляют не только расположение событий, действий, поступков, но и соединение фраз, реплик, худ. деталей. В таком случае отдельно выделяется композиция сюжета, композ. образа, композ. поэтических средств выражения, композ. повествования. Использование различных композиционных компонентов и их роль в создании общей композиции у каждого автора отличается определенным своеобразием. Композиционной акцентностью в повествовании нужно считать наиболее яркий, выделенный или напряженный сюжетный момент. Обычно это кульминация конфликта. На уровне композиции сюжета возможно расчленение эпизодов на сценический и несценический: в первых повествуется о событиях, непосредственно происходящих, во вторых – о событиях, которые происходят где-то «за сценой» или происходили в далеком прошлом.

Композиция в литер. произвед тесно связана с их жанром. Наиболее сложными являются эпические произведения, определяющими признаками которых выступают многие сюжетные линии, разносторонний охват явлений жизни, широкие описания, большое кол-во действующих лиц, наличие образа-рассказчика итд. Особенности композ. драматических произв. – ограниченное кол-во «вмешательства» автора, наличие «внесценических» персонажей и прочее. Основу композ. лирического произведения составляет последовательность изложения мыслей и настроений, выражения эмоций и впечатлений. Существует 3 типа композ.: простая, усложненная, сложная. Простая комп. основана на принципе «нитки из бус», т.е. соединение отдельных эпизодов вокруг одного героя, события или предмета. Например, Некрасов «Кому на Руси…». Усложненная комп. – в центре событий-главный герой, у которого завязываются отношения с другими персонажами, возникают различные конфликты, образуются побочные сюжетые линии. Например, «Евг.Онегин», «Отцы и дети», «Герой нашего времени». Сложная комп – присуща роману-эпопеи («Война и мир», «Тихий Дон», «Прест и наказ»); множество сюжетных линий, событий, явлений, картин – все это соединено в одно целое. Здесь неск главных сюжетных линий, кот то развиваются паралл-но, то перекрещиваются в своем развитии, то сливаются. Все 3 вида комп имеют общий элемент – развитие событий, действие героев во времени.

Часто главным композ-ым приемом выступает контраст. Принцип противопотсавления в комп помогает автору воплотить в тексте свой эстетический идеал. Например Горький «Старуха Изергиль».

К своеобразным композ-ым приемам относится и повествование, кот может вестить от лица автора, от лица героя, народного рассказчика.

В комп могут быть включены различные отступления, вставные эпизоды, подробные описания. Эти элементы позволяют ярче нарисовать героев, полнее раскрыть замысел авторов, убедительнее высказать идею.

Для раскрытия характеров героев определение перспектив развития сюжета писатель включает в текст внесюжетные элементы. Сон – важный компонент комп; явл-ся одним из способов комментирования, оценки изображенных событий; часто испол-ся в качестве психологической характеристики персонажей. Сон, с его символическим контекстом, мистикой, позволяет романтикам отождествить воображаемый мир с таинственным миром души. Предисловие – значимый элемент текста, выполняет комментаторскую, прогнозирующую функцию. Эпиграф – краткий отрывок из произведения другого автора, фраза, пословица, отрывок из пени, помещенный в начале произв или главы; выражает основную тему, идею или настроение произведения. Имеет большое значение для направления восприятия читателя в нужном для автора русле. Обладает всеми свойствами цитат. Вносит доп. Точку зрения на предмет изображения. С его помощью автор выражает свое отношение к изображаемому.

Вопрос № 44: ритм как явление в искусстве. Отличие ритма в стихе и прозе.

Ответ: одним из эстетических свойств художественной речи является её упорядоченность, которая создаётся особой ритмической организацией стиха и прозы. Ритм (греч. rhythmos – такт, стройность) – более древнее явление, чем искусство. Оно является важным и в нашей сегодняшней жизни. Само сотворение мира человеком связывают непосредственно с ритмом. В самом широком смысле ритм – периодическое, регулярное повторение закономерностей, одинаковых элементов процесса, протекающего во времени. Уловив ритм в природе, человек попытался перенести его в собственную жизнь. Ритм – средство упорядочивания, гармонизации мира и жизни.

Значение ритма в искусстве:

1. Объединение, организация стихии звуков, движений в целесообразное, гармоничное целое;

2. Сильное психологическое воздействие на человека, подчиняющее и направляющее строй его души.

Художник слова организует гармонию речи, делает её связной.

Аспекты ритмической организации:

  1. Тяготение к равномерности, упорядоченности в искусстве;
  2. Отклонения, перебои ритма, обусловленные эстетически. В насыщенной ритмической атмосфере все мысли и чувства приобретают особую выразительность;

Художественный ритм – закономерный повтор, чередование однотипных речевых явлений, которые воспринимаются как соразмерные, равнозначные между собой. Характер ритма в стихах и прозе разный. Стихи – художественная речь, расчленённая на равные отрезки, разделённая на ритмические паузы и графически оформленная столбцами. Проза – художественная речь, расчленённая на относительно неравные отрезки, отделённые интонационно-смысловыми паузами (знаками препинания) в линейном порядке. Но ритм в прозе существует. Колоны – неравные речевые отрезки в прозе.

Первый регулятор ритма в прозе – дыхание, второй и более существенный – смысловая связь слов, а способ её выявления – интонация, которая различает части высказывания соответственно их смысловой важности, образует смысловые акценты слов. Колон может укорачиваться или возрастать.

В прозе все ритмические соответствия строятся по заданной словами выразительной линии речи. Ритм в прозе полностью подчинён смыслу. Он изменчив, непостоянен, самостоятельно значимые слова имеют одинаковые смысловые акценты. Каждый шаг ритмического движения в прозе не предопределён предыдущим. Ритм создаёт плавное и слаженное течение в повествовании. Ритм характеризует стилевое единство творчества отдельных писателей. Ритм является непосредственным материальным способом выражения определённого настроения автора, соответствующего теме, предмету, характеру произведения.

В стихах ритм постоянен, задан, изначально выделен, имеет соразмерность и является главным фактором. От ритма зависит и смысл, и выражение в стихах. Благодаря ритмической организации слова приобретают особую значимость. Особое ударение выделяется в конце строки.

Стих (греч. styhos – порядок) – 1вид художественной речи с упорядоченным чередованием закономерных повторов стиховых рядов; 2основная ритмическая единица стихотворной речи, объединяющая ряд слов, связанных единой интонацией, мелодией, совпадающей, как правило, со стихотворной строфой. Разделяя речь на стихи, поэт выражает свой ритмико-интонационный замысел. Чтение стихов с интонационным выделением ритмических пауз, интонационное подчёркивание их ритмостроения называется скандированием (лат. scando – размеренно читать).

Вопрос № 45: тоническая система стихосложения.

Ответ: в тонической системе ритм определяется равноударностью при свободном расположении слогов. Тоническая система стихосложения в русской литературе восходит в фольклору, а вообще она характерна для немецкого и английского языков

В песенно-тонической системе стихосложения равномерное распределение ударения определяется ритмическим строением музыкального напева. Вокальная мелодия песни подчиняет себе речевую мелодию стихов. При исполнении на некоторых самостоятельных по значению словах ударение не ставится, если не совпадает с акцентами мелодии. Чем регулярнее была мелодия, тем строже выстраиваются словесные ряды.

Характерная особенность песенно-тонических стихов – отсутствие рифмы, компенсирующееся мелодикой, повторами, многосоюзием, обилием частиц, междометиями. Самый значимый корпус русского музыкального стихосложения – русские былины, для которых характерен четырёхударный тонический стих. Стихотворный ряд состоит из групп неравного слогового состава: под одно ударение стягивается несколько безударных слогов. Доля – единица ритма неравного слогового состава.

Тонический акцент в силу колебания безударных был менее канонизирован. На основе тонического стиха В.В. Маяковский создал собственный декламационно-тонический стих, в котором ритмообразующими являлись ударные слоги, а количество безударных слогов варьировалось от 0 до 8. Ритмообразующим элементом являлась рифма, скреплявшая метрическую и строфическую композиции.

Своеобразие ритма Маяковский изображал графически. Его стих распадался на смысловые и синтаксические группы, что подчёркивалось декламационными паузами. Заглавные буквы он выделял в начале предложения. Строфика Маяковского называлась «лесенкой». Но новаторство Маяковского не изменило традиций русского стихосложения.

Вопрос № 46: силлабическая система стихосложения. Принципы её ритмической организации.

Ответ: силлабическая система (греч. syllabus – слог) свойственна просодиям французского, итальянского, польского языков. В ней ритм создаётся равенством слогов. Для эстетического осознания равенства необходимо схожее звучание слогов. Силлабический принцип развивался в языках тех народов, где ударные и безударные гласные обладали относительным равенством звучности, отсутствием редукции, фиксированным ударением. Фиксированное ударение способствовало однотипности стихотворного окончания, оказывалось эффективным средством расстановки пауз.

В русской литературе силлабика появляется в XVII веке. Её впервые использовал Симеон Полоцкий. Его одиннадцатисложник состоит из двух полустиший (5+6) с постоянной паузой после пятого слога.

Каждый стих в силлабике состоит из нечётного количества слогов (от 7 до 13). Акцент ставится на предпоследнем слоге стиха. Расположение ударных слогов произвольно. Характерной чертой силлабики является женская парная рифма, падающая на предпоследний слог от конца. Силлабический стих утвердился в России на 100 лет. Ярким представителем силлабической лирики является А.Д. Кантемир. Силлабический стих был письменным и содержал актуальные проблемы.

В русской системе произношения нет фиксированного ударения, безударные слоги редуцированы. К тому же произошло обмирщение литературы. Поэтому силлабический слог не прижился в русской системе стихосложения.

Вопрос № 47: силлабо-тоническая система стихосложения. Основные ритмообразующие элементы.

Ответ: в силлабо-тонической системе ритм регулируется метром. Это соединение силлабического и тонического принципа на основе стопы. Основа силлабо-тонического принципа – равностопность. Тредиаковский заимствовал стопу из АМС. В русском языке отсутствует признак долгота/краткость, поэтому ударный слог приравняли к долгому, а безударный – к краткому. Ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, и всякое отклонение становится ощутимым. Чётко определённый метр вызывает ожидание его подтверждения.

Виды метра:

1. Двухсложный;

2. Трёхсложный.

Преобладающими в русской поэзии являются двухсложные размеры. Хорей – двухсложный метр с ударением на первом слоге и нулевой анакрузой (ритмический зачин, измеряемый количеством слабых безударных слогов, предшествующих первому икту). Греческое слово choreus – плясовой, хоровой. Это очень подвижный, динамичный метр. Звучание хорея ассоциируется с народной поэзией.

Ямб – двухсложный метр с ударением на втором слоге (анакруза = 1). Значение слова ямб неизвестно. В русскую поэзию ямб был введён Ломоносовым. Ямб соответствует природе торжественной оды. В отличие от хорея это спокойно-размеренный метр.

Следование схеме двухсложного метра неизбежно провоцирует отступления, так как слоговой состав русских слов не укладывается в два слога. Среднее фонетическое слово состоит из трёх слогов.

Виды отступлений:

  1. Пропуски ударений на сильных местах;
  2. Появление неметрических ударений на слабых местах;
  3. Инверсия.

Причины утраты ударений:

  1. На сильную позицию могут попасть служебные слова;
  2. На сильные места могут попасть безударные слоги длинных самостоятельных слов. Облегчённая стопа с нулевым ударением называется пиррихий. Он встречается в начале стиха и в предпоследней стопе. Пиррихии придают стиху ритмическое разнообразие;
  3. В двухсложных размерах может появляться лишнее ударение, и тогда появляется утяжелённая стопа или спондей. Используется в начале стиха или в середине после цезуры.
  4. Инверсия – замена, перестановка в ямбических стихах. Первая стопа ямба заменяется хореической (ямбохорей), а в хореических стихах первая стопа может оказаться ямбической (хореямб).

Ямб как наиболее гибкий размер разработан в русской поэзии. В трагедии и стихотворных драмах используется пятистопный ямб в силу традиции, заложенной Пушкиным в «Борисе Годунове».

Трёхсложные метры получили широкой распространение во второй половине XIX века. В пушкинскую эпоху трёхсложные метры были балладными размерами.

Дактиль – трёхсложный метр с ударением на первом слоге (анакруза = 0). Амфибрахий – трёхсложный метр с ударением на втором слоге (анакруза = 1). Анапест – трёхсложный метр с ударением на последнем слоге (анакруза = 2).

Отклонения от трёхсложных размеров:

  1. Трибрахий – три безударных слога в стопе;
  2. Бакхий – два последних слога в стопе ударные;
  3. Антибакхий – два первых слога в стопе ударные;
  4. Амфимакра – средний слог в стопе безударный.

Важнейшим ритмическим определителем в силлабо-тонике является длина стиха. Чем длиннее стиховой ряд, тем более плавным и спокойно повествовательным является стих. Короткие строчки дробят течение стихового потока и делают стих динамичным. Длина стиха складывается из анакрузы, основы стиха и эпикрузы. Поэт может использовать стихи одного метра, но разной длины. Стихи с упорядоченной, предсказуемой неравностопностью называют разностопными. Но в русской поэзии встречаются стихи с непредсказуемым, неурегулированным чередованием разностопных стихов. Такое чередование называют вольным размером.

Анакруза придаёт своеобразие ритмическому рисунку, но при этом она может смещаться. Такую анакрузу называют скользящей. Она встречается в трёхсложных размерах.

Клаузула (лат. исключение) – стихотворное окончание, состоящее из последнего икта и эпикрузы. Оно создаёт отступление от ритма.

Виды клаузул:

  1. Мужские – односложные (последний слог ударный, эпикруза = 0);
  2. Женские – двухсложные (предпоследний слог ударный, эпикруза = 1);
  3. Дактилические – трёхсложные (третий слог от конца ударный, эпикруза = 2);
  4. Гипердактилические – четвёртый или пятый слог от конца ударный, эпикруза = 3 или 4.

Мужские клаузулы более отрывистые, женские – менее определённые и более мягкие. Использование однотипных клаузул создаёт монотонность. Ломоносов ввёл правило альтернанса – чередования клаузул. С метрической точки зрения характер клаузул должен соответствовать метру, но в последней стопе могут происходить изменения. Каталектика – усечение одного или двух безударных слогов, резко обрывающее движение ритма. Ямб и анапест не имеют каталектики. Противоположное явление – наращивание последней стопы, появление лишних слогов, не предусмотренных метром – гиперкаталектика. Слоги удлиняют стих, выделяя последние слова.

Важнейшим ритмообразующим элементом являются паузы. Паузы отделяют друг от друга стихи и строфы. Существует и внутренняя пауза – цезура (лат. разрез), внутренний словораздел, дыхательная пауза. Цезура может делить стопу, но она не рассекает слово. Самая глубокая пауза ставится в конце стиха и строфы. Анжабеман – перескок паузы, создающий эмоциональность речи.

Вопрос № 48: рифма. Классификация рифм. Стихи без рифмы.

Рифма – явление сравнительно позднее. В АМС её не было. Она возникла в средневековой европейской поэзии из синтаксического параллелизма. В русской поэзии она использовалась в досиллабических виршах XVII века. Рифма (греч. соразмерность) – регулярный звуковой повтор, возникающий преимущественно в конце стиха, отмечающий границы стиха и связывающий стихи между собой.

Функции рифмы:

  1. Направление поэтической мысли;
  2. Разделительная;
  3. Композиционная;
  4. Мнемотическая.

В русской поэзии были моменты кризиса рифмы, когда писателям казалось, что все возможные рифмы уже известны. В наши дни имеется тенденция перехода к белому стиху и отказу от рифмы.

Классификация рифм:

  1. По типу клаузул: мужские, женские, дактилические, гипердактилические;
  2. По звуковой наполненности: точные, неточные. Точные основаны на акустическом тождестве звуков. Если совпадают не только послеударные, но и предударные слоги, рифма называется богатой. В бедной рифме совпадают только послеударные слоги. Точные рифмы были распространены в поэзии XIX века, но к его середине исчерпали себя. Неточная рифма представляет собой приблизительное звуковое подобие. Её канонизация произошла в начале XX века в творчестве А.А. Блока. По характеру несоответствия звуков точные рифмы делят на ассонанс (совпадают ударные гласные, но не совпадают согласные) и консонанс (совпадают согласные, но не совпадают ударные гласные). Неточная рифма может быть и богатой. В XX веке встречались очень богатые неточные рифмы;
  3. По форме: простые, составные (одно слово рифмуется с двумя или тремя, чаще всего с частицами);
  4. По лексической наполненнности: тавтологические (повтор того же слова или его фонетического варианта), омонимичные;
  5. По грамматической наполненности: грамматические (рифмуются одни и те же части речи) и неграмматические (рифмуются разные части речи);
  6. По положению в стихе: конечные, внутренние (ритмическое соответствие внутри строки), начальные;
  7. По положению в строфе: смежные, перекрёстные, кольцевые.
  8. По кратности: двойные, тройные, монорифмы.

Система рифм обозначается буквами аа бб. Мужская рифма обозначается строчной буквой, женская – прописной, дактилическая – апострофом, гипердактилическая – двумя апострофами. Долгое время рифму считали абсолютным элементом стиха.

Случаи отсутствия рифм:

1. Безрифменные стихи. Отсутствует сама традиция рифмы, поэтому её отсутствие не замечается (античные стихи);

2. Белые стихи. Рифма отсутствует на фоне мощной традиции, определённый минус-приём в силу смысловых задач. Очень сильно используется в драматургии;

3. Холостые стихи (нерифмованные строчки в рифмованном стихотворении). Чаще всего холостыми бывают первый и третий стихи четырёхстрочной рифмы. Отсутствие рифмы обнаруживается внезапно. Они также используются в восточной поэзии. При отсутствии рифмы стихи не утрачивают свою специфику.

Вопрос № 49: строфика, виды строф, их ритмообразующая роль в стихотворном произведении.

Ответ: строфа (греч. strophe – оборот, круг) – сочетание стихов, объединённых смысловым единством и скреплённых общей системой рифм и интонацией. Строфа выражает законченное высказывание и побуждает читателя к сопоставлению и противопоставлению строк. За счёт этого смысл стиха воспринимается более активно. В русской поэзии использовались строфы от двойной до 16-ричной (преимущественно чётное количество).

Виды строф:

  1. Моностих. Используется крайне редко;
  2. Двустишие. Два стиха объединяются одной рифмой. Широко использовалось в поэзии XIX века, которая знала смежную рифму;
  3. Терцина – трёхстишие с определённым видом рифм (1+3; 2+4+6; 5+7+9; 8+10+12). Рифма цепочечная. В литературу терцины ввёл Данте в «Божественной комедии». Они отличались высокой ритмичностью, но сохраняли самостоятельность. По содержанию терцины были абстрактными, отвлечёнными;
  4. Катрен (фр. четыре) – четверостишие, самый распространённый вид строфы в русской поэзии. Единицы ритма ощущаются наиболее отчётливо. Способ рифмовки разнообразный. Иногда катрен бывает отдельным стихом;
  5. Пятистишие. Рядом с третьим стихом ставится ещё один стих с перекрёстной рифмой (1+3+4; 2+5);
  6. Секстина – шестистишие, строфа, имеющая различную форму. Она пришла из итальянской поэзии. Наиболее часто в русской поэзии используются тройные созвучия;
  7. Семистишие. Встречается крайне редко. Структура строфы помогает развивать ход авторской мысли, сама по себе является воплощением авторского замысла;
  8. Октава (лат. восьмая) – восьмистишие. Состоит из секстины и заключительного двустишия. Пришла из итальянской поэзии эпохи Возрождения и была очень распространена в пушкинскую эпоху. Пушкин использовал октаву в лирических произведениях. В итальянской литературе октава использовалась в рыцарской поэзии эпохи Возрождения. Это строфа сдержанно-спокойного повествования в акцентами на глаголах. В русской поэзии в октавах использовалось правило альтернанса. Октавы чаще писались четырёхстопным ямбом;
  9. Одическая – десятистишие. Первое четверостишие формулирует основную тему, а последнее шестистишие является её разработкой и развитием. Э<

Наши рекомендации