Различают следующие видовые разновидности драмы – трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама.

Одним из самых популярных в прошлом и практически забытых сегодня видов драмы является трагедия. Интересна этимология этого понятия. В переводе с греческого трагос означает «козел». То есть в первоначальном значении трагедия – это действо козлов.

На празднике бога Вина Диониса плясали сатиры – косматые, бородатые существа. Отсюда и название – трагедия.

Конфликт в трагедии происходит между личными стремлениями и законами жизни в сознании главного героя, которым обычно является знатный человек и весь сюжет трагедии создается для разрешения этого конфликта. Герой трагедии прежде всего борется с самим собой, переживая глубокие страдания. Трагедия заканчивается обычно гибелью героя.

Расцвет трагедия знала в античный период, ее расцвет также связан с английским Возрождением, особенно с творчеством В. Шекспира.

Начиная со второй половины XVIII века, трагедия постепенно уступает ведущее место драме. В современной драматургии трагедия сравнительно редкое явление.

Драма отличается от трагедии сущностью конфликта, на котором она всецело стоится. Если трагический пафос вытекает из непреодолимого противоречия в душе героя, по пафос драматизма, которым пронизана драма, порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят извне (например, «Бесприданница»). В этой драме переживания Ларисы Огудаловой связаны, прежде всего, с ее внешним столкновением с другими персонажами, и смерть героини в финале от выстрела Карандышева – это закономерный итог: богатство и обман побеждают бедность и душевную чистоту.

Теоретическое осознание драмы происходит во второй половине XVIII века. До этого времени среди основных видов драматургии различались лишь трагедия и комедия.

В современной драматургии драма – ведущий вид.

Комедия – это пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. В комедии нет развития характеров, обычного для трагедии и драмы. Чтобы раскрыть комизм характеров, автор комедий обычно прибегает к гиперболе и гротеску.

Комедия не придается и фарса и клоунады. Особенно часто эти элементы встречаются в водевилях; водевиль – это небольшая по объему пьеса «легкого» содержания, с танцами и пением.

Интермедия – среднее между комедией и трагедией.

В заключение отметим, что существуют произведения, которые сочетают в себе признаки многих жанров, видов, а иногда и родов художественного творчества. Например, лиро–эпическая поэма сочетает в себе признаки и эпоса, и лирики, драматическая поэма, сочетающая в себе признаки и лирики, и драмы и т.п.

Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на три рода — эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.

Эпос (по-гречески означает повествование, рассказ) – повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность) и повествование как типичная, но не единственная форма словесного выражения в эпосе, потому что в крупных эпических произведениях 'присутствуют и описания, и рассуждения, и лирические отступления (что связывает эпос с лирикой), и диалоги (что связывает эпос с драмой). Эпическое произведение не ограничено какими-либо пространственными или временными рамками. Оно может охватывать множество событий и большое количество персонажей. В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь (произведения Гончарова, Чехова) или рассказчик («Повести Белкина» Пушкина). Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика («Человек в футляре» Чехова, «Старуха Изергиль» Горького).

Лирика (от греч. lyra – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций. Лирика, в отличие от эпоса, субъективна, чувства и переживания лирического героя занимают в ней главное место, отодвигая на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Как правило, в лирике отсутствует событийный сюжет. В лирическом произведении может присутствовать описание какого-либо события, предмета, картин природы, но оно ценно не само по себе, а служит целям самовыражения.

Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует.Основной ее текст – цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького, Метерлинка, Шоу). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Авторская речь является вспомогательной и образует побочный текст произведения, который включает в себя список действующих лиц, иногда их краткие характеристики; обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки в начале картин, явлений, актов, действий; ремарки, в которых даются указания на интонацию, движения, мимику персонажей. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика же сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.

Однако нужно иметь в виду, что деление литературы на роды до некоторой степени искусственно, потому что на самом деле нередко происходит соединение, сочетание всех этих трех видов, их слияние в одно художественное целое или осуществляется комбинация лирики и эпоса (стихотворения в прозе), эпоса и драмы (эпическая драма), драмы и лирики (лирическая драма). Кроме того, деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя и поэтические (стихотворные), и прозаические (нестихотворные) произведения. Например, по своей родовой основе эпическими являются роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие драматические произведения написаны в стихах: комедия Грибоедова «Горе от ума», трагедия Пушкина «Борис Годунов» и другие.

Деление на роды — первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр — исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (комедия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).

ТЕЗАУРУС

Автор (от лат. auctor – создатель), понятие многозначное; следует различать: 1) биографического автора, т. е. реально существующего человека со своей судьбой и датой рождения (А. С. Пушкин, 1799- 1837); 2) конципированного автора, т. е. понимаемого как художественный образ создателя (творца) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А. С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин»); 3) образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»),

Драма(от греч. drama - действие), 1) один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики - тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир; подразделяется на жанры: трагедия, комедия, драма; 2) литературный жанр преимущественно бытовой сюжетики (в противоположность трагедии, где герой находится в исключительных обстоятельствах). Д. изображает частную жизнь человека, конфликт произведения, как правило, связан с внутрисемейными противоречиями. Яркий пример - мещанская драма Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера.

Жанр литературный (от фр. genre - род, вид, племя),тип литературы по признаку содержания и эмоциональной характеристики (напр., эпистолярный ж., детективный Ж., мелодраматический Ж., фэнтезийный Ж. и т. д.).

Идея художественного произведения,главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Коллизия (от лат. collisio - столкновение),противоречия, имеющиеся в потенциале действия и порождающие конфликт.

Композиция (от лат. compositio - составление),расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение), открытое осуществление коллизии в острой борьбе (интересов, страстей, идей, характеров и проч.), представленной как единый и логически законченный процесс.

Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры),один из трех родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения единичных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. В центре художественного внимания JI. - образ-переживание. Характерные особенности JL: ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического субъекта.

Метод художественный (от греч. methodos - путь, способ исследования, изложения),совокупность эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующих направление, течение или школу.

Направление литературное,совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене Н. наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные Н.: классицизм, сентиментализм, натурализм, романтизм, символизм, реализм (в котором выделяют ренессансный Р., просветительский Р., критический Р. И социалистический Р.). Н. х. часто отожествляется с художественным методом. Разновидностью JI. н. является литературное течение.

Образ вечный,образ из произведения классики мировой литературы, выражающий определенные черты человеческой психологии, ставший нарицательным именем того или иного типа: Фауст, Плюшкин, Обломов, Дон Кихот, Митрофанушка и т. д.

Образ художественный,одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ восприятия, отражения и преобразования действительности. О. также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Объект речи,то, что изображено, и о чем рассказывается. Точкой зрения С. р. определяется тема, идея, характер воздействия на адресата, стилистические особенности речи.

Пафос (от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение),высшая точка подъема достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Род литературный,один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирику и драму.

Наши рекомендации