Литературные жанры-это сложившиеся в процессе развития худож. словесности виды произведений.

Вопрос№35

Лироэпич жанры(баллада, басня,поэма)

Сочетание лирич и эпич-го не редко встреч-ся в произв-х разн жанров (напр в романтич поэме). Басня-древнейший фольк жанр, заключ-й в себе краткое аллегорическое повест-ние и вытекающее из него поучение, мораль. Если даже поучение не формируется в тексте басни, оно подразумевается. Взаимосвязь поучения с сюжетом басни и сост-т ее лироэпич основу. Персонажами басни обыч явл-ся животные. Начало литер-ой басни связывается с именем Др.Греч баснописца Эзопа. Басни бывают в прозе и стихах. В русс.литре постоянный размер басни-вольный разностопный ямб. Басни часто используются как оружие сатиры. Баллада-небольш стихотв-е произв-е, в кот само повествование пронизано лиризмом. Баллада представляет нерасторжимое слияние лирич и эпич начал. Белинский говорил, что главное не событие, а ощущение, дума на кот она наводит. Такому впечатлению способствует необычайное яркое событие, положенное в основу баллады, а так же композиционные и стилист-е средства: быстрая смена событий, повторение строк, сама стихотв форма. Поэма-от греч-творить,творение-большая форма лироэпич жанра, стихотв-е произв-е с сюжетноповеств-й организацией, повестьили роман в стихах. Своеобразие поэмы основано на сочетании характера и действующих лиц, событий и проч, и их раскрытии ч/з восприятие лирич.героя, повествователя. Расцвет поэму связан с эпохой романтизма. Сюжет в поэме лаконичен, сжат, не всегда полностью развернут. Движение сюжета иногда заменяется повеств-й хар-ой персонажей.

Вопрос №36

Вопрос№37

Жанровые формы эпоса: эпопея,роман,повесть,рассказ,новелла

в классификации род-х форм в лит.эпосе очень важны различия в объеме текстов произв-й. На ряду с малой(рассказ)и средн(повесть) выдел-ют большую эпическ форму-роман. Объем текста произв-ия в эпосе не возникает сам по себе, но опред-ся полнотой воссоздания хар-ов и конфликтов. Так в отлич от повести и большой эпич формы, расссказу не свойст-на развернутая система персонажей, в нем нет сложн эволюции хар-ов. В лит-ой прозе национ-истор-я проблематика раскрывалась в повестях, отражавщих реальн.истр события(«тарас бульба», «слово о полку Игореве»). Проишествия, описанные в повести не изменяют, не развив-ют хар-ры,но раскр-ют их истинную основу. Рассказ-малая эпич.форма. емкость детали и глубина подтекста-принцип-е кач-ва малой эпич.формы. Рассказ интенсивно развивается в литре Возрождения(Боккаччо). Но особенно ярко возможности рассказа раскрываются в литре 19-20в.в.,в творч-ве Пушкина,Чехова,О.Генри,Хемингуэа. Жанровая проблематика в рассказе может быть различной. Выделяют в зависимости от организации сюжета разновидности рассказа. Рассказ с диномичн сюжетом, неожид-ми,острыми поворотами назыв-ют новеллой. Эпопея-от греч-собрание песен,сказаний-наиболее крупная и монументная форма эпич.литры. Эпопея делится на древнюю(средневек) героич-ю эпопею и эпопею нового времени(«роман-э»). Содержание и строение эпопеи многогранно и сложно, в ней запечатл-ся весь опыт народа.

Вопрос №38

Вопрос№39

Вопрос №54

ВОПРОС №55

Пафос.Виды пафоса в русс стихосл-ии.

Пафос-(от гр. Pathos – сильное,страстное чувство)–высокое водушевление художника постижением сущности изображаемой жизни, ее истины (Гегель)

Содержание пафоса в произв-ии имеет 2 источника: оно зависит от миропонимания художника и от объективных св-тв тех явлений жизни, кот писатель познает, оценивает и воспроизводит.

Все виды пафоса возникают первоначально в сознании общества, а затем находят отражение в художественном творчестве.

В художественном произведении в зависимости от его проблематки иногда доминирует один вид пафоса или обнаруживается сочетание разных его видов. Пафос в иск-ве создается худож-ми ср-вами – изображением персонажей, их поступков, их переживаний, событий их жизни.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС – заключает в себе утверждение величия подвига. Предметом героического пафоса в литре является героика самой действительности - активная деятельность людей, благодаря кот осуществляются великие задачи. Героика всегда предполагает свободное само определение личности, ее действенную инициативу, а не послушную исполнительность. Интересы к героике прослеживаются еще в древнейших произведениях, в кот на ряду с образами богов появлялись образы богатырей, героев. Героические образы мифов и легенд широко использовались в литре последующих эпох. В произведениях фольклора – исторических песнях, былинах, эпопеях, воинских повестях – в центре стоит могучий, спрведливый богатырь- воин, защищающий свой народ от иноземных захватчиков.

Героический пафос выражает стремление художника показать величие чела, совершающего подвиг во имя общего дела. Героический пафос чаще всего осложняется драматическими мотивами.

ПАФОС ДРАМАТИЗМА – порождается противоречиями реальной жизни людей (общественной и частной). Писатель(сказитель, певец) может глубоко сочувствовать персонажам, драматичности их положения, их борьбе за осуществление своих стремлений, за свою судьбу и жизнь. Но писатель может и осуждать характеры своих персонажей. Он может видеть в их страданиях справедливое возмездие. Драматические положения и переживания возникают так же в ходе гражданской борьбы в исторической жизни разных народов. Воспроизведение драматизма такого рода встречается в литре разных эпох. Особенно в романах, драмах, лирике конца 18- н. 19в.в. Наряду с драматическими ситуациями, создаваемыми обстоятельствами общественной жизни, писатели нередко изображают драматическим в личных отношениях людей.

ТРАГИЧЕСКИЙ ПАФОС – Слово «трагический», «трагизм»(от др. гр. Ннародные, хоровые представления о смерти и воскрешении бога Диониса). Трагизм реальных жизненных положений вызываемых ими переживаний следует рассматривать по сходству по контрасту с драматизмом. Находясь в трагическом положении, люди испытывают глубокую душевную напряжь и взволнованность, причиняющую им стадания. Трагизм положения и переживаний заключается во внутренних противоречиях и борьбе возникающих в сознании и в душе людей. Худож-ая литра, изображая трагические положения и переживания персонажей, всегда учитывает нравственный уровень их характеров. Трагический пафос находит выражение не только в драматургии, но и эпосе, и в лирике – М. Ю. Лермонтов «Мцыри», А. Блок «На поле Куликовом»

САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС – сильное и резкое, насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Именно смех «проницающий» - составляет неотъемлемое свойство сатиры. Он отличается от шутливости или издевки своим познавательным содержанием. Белинский: «Смех происходит от умения видеть вещи в настоящем виде». Сатира возникла гораздо позднее героики, трагизма, драматизма. В др. греческой литре сатирическое обличение жизни господствующих слоев дано уже в баснях Архилоха, в комедиях Аристофана. В рим. литре славу острого сатирика приобрел Ювенал. В России развитие сат. также было связано с исторической жизнью общества. В 17в. сат. представлена в народном творчестве, в 18 в. – в творчестве Кантемира, Ломоносова, Фонвизина, Крылова.

ЮМОР – ( от англ. Humor – влага, жидкость) сначала получило название жидкости в человеческом организме, затем в переносном смысле – нрава чел., а затем душевной склонности к шутке. Как и сатира юмор представляет собой насмешливое отношение к (порокам) таким характерам со стороны людей, кот. могут осмыслить их внутреннюю противоречивость. Юмор – это смех над относительно безобидными комическими противоречиями. В рус. лит. величайшим юмористом был Гоголь, величайшим сатириком Салтыков-Щедрин. Комизм характеров проявляется во внешних чертах и в поведении людей – в их наружноти, жестах, манерах, поведении, высказываниях. Писатели-юмористы и писатели-сатиры обычно не раскрывают внутренний мир своих героев.

ПАФОС СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ – от фр. – чувство, чувствительность-это душевная умеленность, вызванная осознанием нравственных достоинств людей, социально униженных. Во фр. в 17в. сентиментальным произведением был роман Руссо «Новая Элоиза». В романе изображены сентиментальные любовные отношения м/д девушкой из знатной дворянской семьи и скромным разночинцем. В нем. лит. 18в. – повесть Гете «Страдания юного Вертера». Пафос этого произведения создается изображением переживаний юноши, разочаровавшегося в пустой и суетной жизни дворянско-чиновного общества. В России-Карамзин, Жуковский. Сентиментальность как пафос нужно отличать от сентиментализма как лит. направления.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС – душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному идеалу. Белинский: «Сфера романтики – вся внутренняя задушевная жизнь чела, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному». Романтика-это восторженное состояние души. Еще поэты и драматурги эпохи Возраждения выражали романтические переживания, Петрарка, Сервантес, Шекспир.

Вопрос№56 Реформа русского стихосложения в 18 веке.

Ответ: Т.к. ведущей лит. формой классицизма была именно стихотворная, а к 1730-м годам в России дело со стихосложением обстояло неблагополучно, поскольку общеупотребительным был силлабический принцип стихосложения, не соответствующий акцентологии русского языка, то первоочередной задачей лит-ры оказалась реформа стих-ния.

Силлабическое стих-ние было заимствовано из польской культурной традиции вместе с жанром виршей – стихов, предназначенных для чтения. Русские силлабич. стихи разделились на длинные (от 11 до 13 слогов) и короткие (от 4 до 9 слогов). Т.к. существенной особенностью ритма польских виршей было женское окончание (в пол яз ударении падает на предпоследний слог), поэтому в русс силлаб стихах потребовалось закрепить 1 сильную позицию – предпосл ударный слог, а это неприемлемо для рус яз.

Реформа русс стих-ния была обусловлена целым рядом причин:

  1. культурные реформы требовали создания новой светской традиции.
  2. новый строй мыслей и чувств требовал новых поэтических форм и нового языка.
  3. сочетание силлабики с незакрепленностью ударения лишило русс силлабич стихи ритма.

Первый этап реформы стих-ния был осуществлен Василием Кирилловичем Тредиаковским в трактате «новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до его надлежащих званий» изданного в 1735г.. Тред укрупняет мельчайшую ритмич единицу стиха, учитывая и кол-во слогов в стихе и разное качество ударных и безударных звуков. Т.о., объединяя силлаб и тонические принципы стихосл-я в понятии стопы, Тред приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосл-ния. Тред выделил следующие типы стоп: спондей, пиррихий, хорей, ямб. Начавшись со стопы хорея или ямба, стих должен продолжаться этими же самыми стопами. Так создается звуковая модель русского ритмизированного стиха. Но мы видим, что реформа Тред была весьма ограничена. В его трактате не упомянуты трехсложные стопы – дактиль, анапест, амфибрахий.

Тред рассматривал только длинный стих – силлабический 11-ти и 13-ти сложник. С короткими стихами он не работал вообще, считая, что они в реформе не нуждаются.

Второй этап реформа осуществил М.В. Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства». Ломоносов полностью разделяет убеждения предшественника в том, что «российские стихи надлежит сочинять по природному свойству нашего языка». Первое правило, предлагаемое Лом, - считать акцентологию основой стихосл-ния, разделять аналогию силовой ударности-безударности с долготой-краткостью. Это пункты, в которых Лом согласен с Тред. Дальше начинаются существенные различия. Лом считает, что реформе стихосл-ния нужно подчинить как долгие, так и короткие стихи. Лом предлагает 6 типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест, хорей, дактиль, дактилохорей. Следствием этого расширения диапазона ритмов стало допущение разных типов рифмовки, а также утверждение возможности чередования клаузул и рифм. Лом ввел еще одно, отсутствующее у Тред, ритмическое определение стиха – определение стиха не только по типу ритма, но и по длине. Так складывается понятие размера, хотя сам термин размер лом не употребляет. А только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами: гекзаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный), диметр (двустопный).

В Ломоносовской реформе был только один непродуктивный момент – это требование чистоты ритма, ограничение на употребление пиррихиев в двусложных метрах. На практике Лом очень быстро отказался от этого положения.

Т.о. поэтапное осуществление реформы русс стихосл-ния в конечном счете утвердило в русс поэзии силлабо-тонический принцип стихосл-ния, который максимально соответствует акцентологии русс языка.

[1] Понятие было введено Юрием Тыняновым. Лирический герой – художественный образ, созданный писателем и несущий в индивидуальном переживании эстетически значимое обобщение

[2] Носитель переживания, персонаж, принципиально отличающийся от автора

[3] Субъект речи, у которого отсутствует своё Я

Вопрос№35

Лироэпич жанры(баллада, басня,поэма)

Сочетание лирич и эпич-го не редко встреч-ся в произв-х разн жанров (напр в романтич поэме). Басня-древнейший фольк жанр, заключ-й в себе краткое аллегорическое повест-ние и вытекающее из него поучение, мораль. Если даже поучение не формируется в тексте басни, оно подразумевается. Взаимосвязь поучения с сюжетом басни и сост-т ее лироэпич основу. Персонажами басни обыч явл-ся животные. Начало литер-ой басни связывается с именем Др.Греч баснописца Эзопа. Басни бывают в прозе и стихах. В русс.литре постоянный размер басни-вольный разностопный ямб. Басни часто используются как оружие сатиры. Баллада-небольш стихотв-е произв-е, в кот само повествование пронизано лиризмом. Баллада представляет нерасторжимое слияние лирич и эпич начал. Белинский говорил, что главное не событие, а ощущение, дума на кот она наводит. Такому впечатлению способствует необычайное яркое событие, положенное в основу баллады, а так же композиционные и стилист-е средства: быстрая смена событий, повторение строк, сама стихотв форма. Поэма-от греч-творить,творение-большая форма лироэпич жанра, стихотв-е произв-е с сюжетноповеств-й организацией, повестьили роман в стихах. Своеобразие поэмы основано на сочетании характера и действующих лиц, событий и проч, и их раскрытии ч/з восприятие лирич.героя, повествователя. Расцвет поэму связан с эпохой романтизма. Сюжет в поэме лаконичен, сжат, не всегда полностью развернут. Движение сюжета иногда заменяется повеств-й хар-ой персонажей.

Вопрос №36

Литературные жанры-это сложившиеся в процессе развития худож. словесности виды произведений.

Кол-во и характер жанровых признаков – величина переменная в истории литры. Это находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий. Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они сохраняют некот устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. Сами жанровые обозначения, часто входящие в текст произведения, в его название «Ревизор», «Евгений Онегин» являются знаками лит. традиции, они вызывают у читателя определенное жанровое ожидание. В эволюции жанров отражаются общие тенденции лит. процесса и его темпы. Так в древних лит-х развитие авторского самосознания было медленным. С возникновением лит. направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления.

Жанр-это носитель творческой памяти, традиции. Каждый жанр должен рассматриваться в контексте с другими.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ- важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежность к тому или иному литературному роду: эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды: устойчивые, композиционно-стилистические-родовые формы. Родовые формы могут быть стихотворными или прозаическими. Основанием для выделения родовых форм может быть принципы сюжетосложения-в новелле особое сюжетное построение, в лирике твердые строфические формы (сонет, рондо), в драме то или иное отношение к театру(драма для чтения, для кукольного театра). Во всех родах литры произведения могут образовывать цикл (гр. Kyklos-круг, колесо), подчиненный общему замыслу.

-с пафосом.(трагедия пронизана трагическим пафосом, комедия-сатирическим или юмористическим, сатира-сатирическим, ода – героическим).

-Изучение жанровой проблематики имеет свою научную традицию. Наибольшее значение имели произведения с национально-исторической(в большинстве случаев героической)проблематикой. Позднее, когда у разных народов уже сложился классово-государственный строй, в лит-ре возникла новая, нравоописательная проблематика (писатели обращали внимание на определенный гражданский или социально-бытовой уклад жизни общества, отдельных его слоев и выражали в своих произведениях его идейное отрицание или утверждение.

-С разложением феодализма и началом формирования буржуазных отношений в лит-ре разных стран появились произведения, получившие название романов и новелл. При различии масштаба сюжетов и объема текстов это произведения романические по проблематике (внимание писателей было направлено на жизнь и судьбу отдельной личности, на развитие ее характера в столкновении с окружающей средой). Жанровая проблеатика является одним из стилеобразующих факторов, обусловливающих, как будет показано ниже, некот особенности индивидуализации персонажей, их расстановку, ту или иную функцию и соответствующее построение сюжета, определенные стилистические тенденции. В итоге общая жанровая классификация произведений оказывается перекрестной, или полицентрической.

Вопрос№37

Наши рекомендации