Теория литературы в составе литературной науки. Предмет и назначение теории литературы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика - часть теории литературы, изучающая состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса - чпсть теории литературы, изучающая закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.
Исторический подход к художественным произведениям дает ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, обнаруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внутри самой литературы, так и в отношении литературы к иным явлениям человеческой культуры, в среде которых литература развивается и с которыми находится в постоянных взаимоотношениях. История литературы является отраслью общей истории культуры.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (а также насущных проблем общественной и духовной жизни, поэтому часто носит публицистический, политико-злободневный характер), с точки зрения эстетической ценности; выражает самосознание общества и литературы в их эволюции; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: a) текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии; b) палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи; c) библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету; d) библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.
Литературоведение состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики. Предмет теории литературы - изучение внутренних закономерностей искусства слова, особенностей образности, содержания и формы его произведений, литературных родов и видов (жанров), специфики взаимоотношений автора и героя, а также читателя, методологии литературоведения. Предмет истории литературы - изучение литературного процесса разных культурно-исторических эпох и национальных литератур; взаимоотношений разных писателей друг с другом; творчества конкретного писателя, а также контекста, в который вписываются его произведения. Историк литературы нередко прослеживает и процесс создания произведения, историю его публикации и критических интерпретаций. Предмет литературной критики - анализ и оценка современных литературных произведений. Опираясь на знание теории литературы, критик спешит поделиться с читателями своими первыми впечатлениями от прочитанного, которые, как правило, определяются не только эстетическими пристрастиями, но и принадлежностью критика к тому или иному общественно-идеологическому течению. Менее объективная, в отличие от истории литературы, критика отличается от нее большей художественностью и порой приближается к изящной словесности (статьи В. Белинского, А. Добролюбова, Д. Писарева, В. Розанова, А. Солженицына).