Жанр житий, «Житие Александра Невского»
Житие - жизнеописания святых. Жанр был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых и писалось после смерти теми, кто общался/был свидетелем его жизни. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Каноны жития: 1. Благочестивое происхождение героя, родители обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. 2. Святой рождался святым, а не становился им. 3. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. 4 Обязательный атрибут – описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 5. Святой не боялся смерти. 6. Заканчивалось житие прославлением святого.
По своему художественному облику "Житие Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Вступление традиционно повествует о благочестии родителей, но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона и т.д. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.
Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: первая часть — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде». Точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении. Во второй части эпизода подробно описана битва. Подчеркивается автором мужество русского полководца, наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня». Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.
Таким образом, этот фрагмент представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо. Последующие эпизоды соединены хронологически и представляют наиболее важные деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения. Создавая биографию Александра задолго до его канонизации, автор воспользовался как образцом традицией житий, но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных воинской повести. Соединение двух жанровых традиций при сохранении ведущей роли признаков жития привело к созданию новой агиографической разновидности — жития князя-воина, в дальнейшем воплощенной также в "Слове о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского" и «Житии Довмонта Псковского».