Сказки К.Г. Паустовского для детей («Стальное колечко»,»Тёплый хлеб»).
Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (19 (31) мая 1892, Москва — 14 июля 1968, Москва) — русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Нужно отметить, что становление Паустовского как писателя произошло с выходом его первой книги «Блистающие облака». В 30-е годы он - уже довольно известный журналист, который много ездит по стране и даже печатается в «Правде». В 1932 году выходит повесть «Кара Бугаз», после публикации которой Паустовский решил стать профессиональным писателем. Он уходит из всех газет, чтобы по-настоящему заниматься любимым делом. В Великую Отечественную войну он работает военным корреспондентом на разных фронтах, часто рискуя жизнью ради своих репортажей. Нужно отметить, что даже в это тяжелое время Константин Георгиевич Паустовский («Стальное колечко» которого нас сегодня интересует) находил в себе силы заниматься литературой. После войны он получает уже мировую известность. Его рассказами и романами зачитывались и в Европе и Америке, а сам писатель получил возможность ездить уже по миру в поисках впечатлений и вдохновения. Все его рассказы и повести посвящены единению природы и человека. Они наполнены глубинным смыслом бытия, освещая простые и доступные истины. Паустовский («Стальное колечко», отзывы критиков здесь единодушны, - ярчайший тому пример) действительно знал и любил природу. Когда читаешь его рассказы, полностью погружаешься в ее волшебный мир. Отдадим должное бабушке Константина Георгиевича, которая очень трепетно и чутко относилась к миру, рассказывала внуку увлекательные истории и сказки и всеми силами старалась развить в нем отзывчивость к красоте окружающих нас вещей. Многим с детства знакома трогательная история о раненой голодной лошади. Называется этот рассказ «Теплый хлеб». Не все знают, кто автор данного произведения. Написал «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание рассказа поможет быстро узнать, с чего всё началось и чем закончилась история. Произведение учит добру, тому, что важно признавать и исправлять свои ошибки. Автор – признанный мастер художественного описания природы. Читая строки, кажется, будто бы являешься свидетелем всего происходящего.
«Тёплый хлеб»
Начинается повествование с печального события. Пред глазами читателя ясно встаёт раненый конь. Животное пожалел мельник деревни Бережки и приютил его у себя. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Ведь в это время нет свежей травки, которую могла бы пощипывать лошадь, а излишков продуктов у мельника, видимо, не было. Чувство голода заставило лошадку ходить по дворам в поисках еды. Ему выносили чёрствый хлеб, морковку, свекольную ботву – кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филимон не покормил животное. Далее продолжает характеристикой юного персонажа свой рассказ «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание поведает об этом. Филимон был неласков, за что бабушка, с которой он жил, журила парня. Но мальчику всё нипочём. Он почти всегда говорил одно и то же: «Да ну тебя». Так же Филька ответил и голодному коню, который потянулся к краюшке хлеба. Мальчик стукнул животное по губам и отбросил ломоть в снег.
Далее произведение Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает о расплате за содеянное. Казалось, что сама природа захотела наказать за такую жестокость. Моментально началась снежная буря, и температура на улице резко упала. От этого замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки. Бабушка Фильки ещё больше напугала парня, рассказав о похожем поступке, только по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало. Вот такое наказание за серьёзный проступок назначил в своём рассказе «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание плавно приходит к развязке. Ведь всё должно закончиться хорошо.
Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.
Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.
«Стальное колечко»
Что говорит своим незамысловатым и добрым сюжетом сказка «Стальное колечко»? Паустовский чему учит нас, рассказывая относительно простенькую историю? Давайте обсудим. В одной маленькой деревушке, которая называлась Моховое, живет дед Кузьма вместе со своей внучкой Варюшей. Их скромный домик расположен на самом краю деревни. Действие происходит зимой, которая выдалась довольно суровой. Погода была настолько морозной, что даже волки стали подходить ближе к деревне, как будто надеясь согреться теплом от людей. Именно так начинает свое произведение Константин Паустовский. «Стальное колечко», главные герои которого - люди бедные и простые, показывает тихую и спокойную деревенскую жизнь. Но однажды случилась напасть. У деда прямо посреди зимы закончилась махорка. Старый курильщик очень опечалился; настолько, что заболел. Хотя причина болезни была совсем не в отсутствии махорки, но дед объяснял ее именно так. Варюша очень переживает.
И вот девочка отправляется за махоркой в соседнее село Переборы. Купив и надежно завязав ее в узелок, девочка решила посмотреть на железную дорогу, которая проходила недалеко. Особенно Варюше хотелось увидеть поезда, мчащиеся на большой скорости. Когда писал Константин Паустовский «Стальное колечко», железнодорожные составы еще не были привычным явлением в жизни деревенских обывателей. На них ходили смотреть, как на диковинку. На станции, прямо на перроне, девочка встречает двух военных, ожидающих поезда. Увидев, что Варюша неосмотрительно близко подошла к краю платформы, старший солдат предупреждает девочку об опасности. Состав пронесется так быстро, что ее может просто сдуть прямо под колеса.
Продолжим изучать краткое содержание. Паустовский, «Стальное колечко» которого очень подробно описывает не только красоту природы, акцентирует внимание на простых человеческих ценностях. Например, нельзя перепродавать что-то, но можно поделиться. Вот как эта ситуация обыграна у Константина Григорьевича. Внимание военных привлек незамысловатый узелок девочки. Один из солдат решил уточнить, не махорка ли это, и просит продать им немного. Однако Варюша не соглашается, аргументировав это тем, что дедушка такие действия ей не разрешает. Вместо продажи она просто разворачивает свой туесок и предлагает бойцам взять столько табака, сколько им надо. Солдат охотно согласился и с наслаждением закурил. Он поинтересовался: что бы она хотела за свою доброту? Девочка ответила, что ей, в общем-то, ничего не нужно. Но боец решил отблагодарить девочку и подарил ей обычное стальное колечко.
Почему же мы говорим: сказка «Стальное колечко»? Паустовский вполне мог описать простоту и очарование детской души и не придумывать ничего сверхъестественного. Но нет. Боец не просто дарит колечко, он рассказывает о его волшебных качествах. Дескать, если носить его на среднем пальце, то кольцо тотчас принесет здоровье близким Варюши; на безымянном - в жизни ее случится огромная радость; ну, а если носить его на указательном пальце - ждут девочку дальние путешествия по чудесным странам. Варюша взяла кольцо, но выразила недоверие. Второй боец убедительно сказал, что его приятель – колдун.
По пути домой девочка размышляла, на какой бы палец надеть колечко. Еще раз посмотрев на подарок, она вспомнила, что колдун ничего не сказал о том, что будет, если одеть кольцо на мизинец. Придя к выводу, что на самый маленький пальчик магические свойства не распространяются, девочка решила отложить принятие важных решений. Она просто надела колечко на мизинчик. Но ее палец был настолько маленьким, что кольцо не удержалось и упало в снег. Снег в том месте был глубокий, и перстенёк сразу же провалился до самого дна. Долго горевала Варюша, разрывая руками снег. Но колечка нигде не было. Пометив это место еловой веткой, она решает отложить поиски до весны.
Однако было обидно до слез. Уже дома, отдав махорку деду, она рассказала ему об этом странном происшествии. Старый Кузьма, умиротворённый табаком, успокаивает девочку, говоря, что весной колечко непременно найдется. А пока предлагает приобщить к поискам старого воробья Сидора, который жил у них в доме. Нужно отметить, что воробей прожил у наших героев всю зиму почти на правах хозяина, мало считаясь с мнением людей. Каши норовил клевать прямо из мисок на столе, хлеб вырывал из рук, а если ему не разрешали этого делать, злился, раздувался, как пузырь, и пытался укусить. При этом Сидор так злобно чирикал, что его слышали даже обычные птички, которые прилетали на шум. На следующий день Варюша, поймав воробья, отнесла его на место происшествия. Посадив его на кончик еловой ветки, девочка попросила его поискать кольцо. Но воробей нахохлился и тут же улетел обратно в теплую избу. Варюша отчаялась найти колечко до весны. И зажили они, как и прежде. О чем рассказывает Паустовский? «Стальное колечко», главная мысль которого буквально невидима, наполнено точнейшими описаниями состояния природы. Кажется, что с переменой настроения Варюши меняются и краски за окном их домика.
Паустовский «Стальное колечко» заканчивает оптимистично и жизнеутверждающе. Однажды Варюша проснулась от того, что воробей радостно стучал клювом в окно. Подойдя к нему, девочка увидела, что пришла, наконец, оттепель. Снег начал таять, падали сосульки, на земле образовывались причудливые ручьи, а солнце светило как-то особенно ласково, и чувствовалось, что оно греет. Однако надевать колечко на другие пальчики и путешествовать Варюша не спешит. Она понимает, что лучше своего края, наверное, ничего и нет в мире. Вот так заканчивает Паустовский «Стальное колечко». Главная мысль становится понятной: нет в мире ничего вечного. Обязательно период отчаяния сменится надеждой. Авторские образы потрясающе раскрывают всю тонкость и гармоничность человеческих взаимоотношений. Прочитав «Стальное колечко», заряжаешься оптимизмом и верой в будущее. И, конечно, сказка очень выразительно передает патриотические чувства, любовь к родной земле.
23.Значение произведений В.В. Бианки в воспитании чувства природы, желания охранять и изучать родной край.
Бианки Виталий Валентинович
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же — образование.Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал(правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.
Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки.Вскоре в журнале «Воробей»
· был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Фамилия Бианки хорошо известна россиянам и не только. Широко распространена версия о том, что предки писателя имели итальянское происхождение. На самом деле это не так. Род Бианки появился в России в начале XIX века. Одна его ветвь имела швейцарские корни, другая — немецкие. В обеих ветвях присутствовали музыкальные таланты. Прабабушка Виталия Бианки была примадонной Мариинского театра, прадед — известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импрессарио поменял расхожую немецкую фамилию Вайс на Бианки.
Произведения Бианки
Бианки В. В. (1894 — 1959)
— один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных.Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. «Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.
Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных.
Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду.