Тематика литературных произведений

Тема(гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) — это предмет познания. Тематика— это те явления жизни, которые отражены в том или ином выска­зывании или сочинении, в произведении искусства, в част­ности художественной литературы.

Предметом изображения в произведениях худо­жественной литературы (словесности) могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.). Иног­да изображаются даже фантастические существа — го­ворящие и мыслящие животные и растения, различного рода духи, боги, великаны, чудовища и т. п.

Но основным предметом познания в художествен­ной литературе (в ее отличии от синкретического словес­ного творчества первобытного общества) являются харак­терные особенности человеческой жизни в ее со­циальной сущности. Иначе говоря — это социаль­ные характеры людей как в их внешних проявле­ниях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни, в состоянии и развитии их мыслей и пе­реживаний.

Социальный характер, как уже указывалось, — это индивидуальное воплощение тех или иных о б-щих, существенных, социально-исторических осо­бенностей человеческой жизни. Социальным характером всегда обладает та или иная личность с ее индивидуаль­ными чертами и свойствами. Но не всякая индивидуаль­ность отличается ярко выраженной характерностью. Ха­рактер — это такая индивидуальность, которая воплощает в себе какие-то общие, существенные особенности социаль­ной жизни людей со значительной степенью отчет­ливости и активности.

Образы животных, растений, виды природы часто имеют в художественной литературе иносказательное и служеб­ное значение. Они или знаменуют собой людей, как это почти всегда бывает, например, в баснях, или создаются для выражения человеческих переживаний, особенно в ли­рических образах природы. Еще чаще явления природы с ее растительным и животным миром изображаются как та естественная среда, в которой протекает человеческая жизнь с ее социальной характерностью.

В реальной жизни существенные особенности людей, выражающиеся в их индивидуальности, всегда формиру­ются под действием социальных отношений какой-то стра­ны и эпохи. В этом смысле человеческие характеры всегда исторически конкретны. Каждая среда, страна, эпоха рождает свои, особенные характеры людей со всей разносторонностью и сложностью их жизни.

Так, в русском столичном дворянском обществе первой половины XIX в., представлявшем как будто одну классо­вую среду, были люди разного уровня мышления и разных взглядов. Одни вели спокойное, беззаботное, обеспеченное существование. Таких, например, изобразил Пушкин в лице графа Нулина или Л. Толстой в лице Анатоля Курагина. Другие более или менее активно участвовали в идейно-политической борьбе, которая уже тогда разделяла круги столичного дворянства на два враждебных лагеря. Многие из них были сторонниками и защитниками самодержавия и крепостничества. Таких, например, показал Грибоедов в «Горе от ума» в лице Скалозуба и Фамусова или Л. Тол­стой в «Войне и мире» в лице старого князя Курагина, Друбецкого, Берга. Немногие, сознавая реакционность самодержавия, крепостнической власти, подавляющей стра­ну, стремились к ее свержению. Это были декабристы, о которых позднее упомянул Некрасов в поэме «Русские женщины». Были и такие, которые в своей враждебности к «светской черни» не шли дальше личного, индивидуалисти­ческого протестантства, — это Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Бельтов у Герцена.

Существовали различия и между участниками револю­ционного движения, приведшего к победе Великого Октяб­ря; между теми, кто участвовал в строительстве социализ­ма в нашей стране. Так, Горький в романе «Мать» показал революционеров-подпольщиков, вышедших не только из рабочей среды, как Павел, Ниловна, Андрей Находка, но и из среды демократической интеллигенции, овладевшей со­циалистическими идеалами. Это Наташа, Саша, Егор Ива-

нович, Софья, Николай Иванович. И в романе Шолохова «Поднятая целина» коммунисты, участвовавшие в преобра­зовании крестьянской жизни, — люди с разными социаль­ными характерами. Давыдов — питерский рабочий с креп­кими пролетарскими традициями, политически сознатель­ный, уверенный в своих действиях; Нагульнов и Размет-нов — выходцы из крестьянской бедноты, мыслящие и чувствовавшие в значительной мере стихийно.

Тематика произведений является выражением особен­ностей национальной жизни определенной эпохи. Так, например, тематическая организация романов Баль­зака обусловлена своеобразием жизни французского буржуазно-дворянского общества 20—40-х годов XIX в. В отличие от образов протестующих дворянских интелли­гентов типа Онегина, Печорина, характерных для передо­вой русской литературы того же времени, главные герои Бальзака — люди из обедневшего дворянства, пытаю­щиеся сохранить свои аристократические привычки и вернуть утраченное достоинство путем выгодных связей и карьеры, или же это буржуазные дельцы, банкиры, ростовщики, или преуспевающие плуты, строящие свою карьеру на овладении тайнами частной жизни, на шанта­же, ловкости, обольщении женщин и т. п.

Каждый писатель всегда тяготеет к выбору и изобра­жению определенных характеров. Такое тяготе­ние объясняется не только особенностями личного жиз­ненного опыта писателя, не только индивидуальными свойствами его таланта, но прежде всего — его при­надлежностью к тому или иному течению общественной мысли и вытекающей отсюда его идейной активностью, наличием у него определенного миросозерцания, опре­деленных идеологических взглядов.

Переломы, происходящие в общественной жизни, обычно очень быстро отражаются на тематике художе­ственных произведений. Но эти перемены могут быть двоякого рода. Они выражаются в появлении но­вых социально-исторических характе­ров, что, естественно, обусловливает новизну тематики в литературе того или иного периода. Так, появление рабочего класса и активизация его деятельности в Рос­сии не могли не привлечь внимания русских писателей начала XX в., в первую очередь М. Горького.

Но известно, что перемены в общественной жизни обнаруживаются и иначе: они сказываются в появле­нии новых идей и настроений, которые по-

буждают литературу к освоению неизвестных ей до тех пор характеров. При этом нередко бывает так, что те или иные характеры, которые давно существовали в реальной действительности, неожиданно становятся предметом активного интереса со стороны различных писателей, — тем самым создается иллюзия, что они только что появились в самой жизни.

В 40-е годы прошлого века русская литература как бы открыла для себя самый факт существования так называемого «маленького» человека — мелких чиновни­ков, обитателей городских трущоб, чердаков, окраин, а также крестьян. Вспыхнувший интерес к таким характе­рам вызвал к жизни целый поток рассказов и очерков, посвященных одной и той же теме, авторами которых были писатели с различными идейными взглядами, — такие, как Тургенев и Григорович, Некрасов и Салтыков-Щедрин, Достоевский и Герцен и др.

Определенные социальные характеры встречаются не только в реалистической литературе, но и в произве­дениях классицизма, сентиментализма, романтизма, а также в произведениях более ранних эпох. Авторы их тоже выбирают, обобщают и творчески типизируют наиболее характерные, с их точки зрения, человеческие отношения и переживания. Эти отношения могут отра­жать черты как той эпохи, к которой принадлежит сам автор, так и других эпох, к которым принадлежат изобра­женные автором герои.

Так, многие герои Шекспира выражают в своих мо­нологах философские раздумья о человеческих судьбах, характерные для эпохи Возрождения. Но они же пред­стают и как определенные социально-исторические характеры, действующие в условиях своего времени, нередко более раннего по отношению к эпохе Шекспи­ра. При этом очень часто они принадлежат к придворной среде или к среде высшей феодальной знати, к той или иной группе внутри этой среды. Этот интерес к характе­рам людей, занимающих в обществе высокое положе­ние и обладающих властью, объясняется не аристокра­тическими симпатиями и связями Шекспира, а особен­ностями его миросозерцания — желанием выразить свои мысли о сущности высшей власти, ее национальном значении, взаимоотношении ее с народом, соблазнах и злоупотреблениях правящих кругов.

Подобный интерес к характерным представителям высших слоев общества проявляли в своих трагедиях

и писатели классицизма — Корнель и Расин во Франции, Сумароков и Княжнин в России.

В сентименталистских произведениях XVIII в. принцип сословности в выборе характеров уступает место поис­кам добродетельных и высоконравственных героев в разной социальной среде. Среди них могли быть и знат­ные дворяне (Юлия, Вольмар в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»), и разночинцы (учитель Сен-Пре из того же произведения), и крестьяне (Лиза в повести Карамзина), и слуги (Памела из одноименного романа Ричардсона).

Писатели-романтики, очень часто обращавшиеся в поисках своих идеалов к историческому прошлому, также находили там героев с определенными социаль­ными характерами. Так, в романах В. Скотта всегда на первом плане рыцари (Айвенго, Квентин Дорвард), представители шотландских кланов (Мак Ивор, Роб Рой), короли, принцы, герцоги (Ричард Львиное Сердце), а у Гюго главные герои — люди из городских низов (Эсмеральда, Квазимодо в «Соборе Парижской бого­матери»).

В произведениях русских романтиков — Рылеева, Жуковского — встречаются характеры из разных кругов русского и западноевропейского средневекового обще­ства. В поисках характеров сильных, героических, спо­собных на самоотверженную борьбу за национальные интересы, Рылеев чаще всего обращается к княжеской среде и выбирает таких героев, как Святослав, Александр Тверской, Дмитрий Донской. Но в одной из своих «дум» он изображает в качестве национального героя крестья­нина Ивана Сусанина. Жуковский, исходя из своих идеа­лов и представлений о возвышенном, романтическом, изобразил в балладе «Эолова арфа» нежную любовь и тайные свидания аристократки Минваны и бедного певца Арминия, отправленного за это в изгнание и умершего там.

Таким образом, выбор характеров зависит от миро­созерцания писателя, его общественных взглядов. А сущность самих характеров, составляющих тематику произведения, определяется состоянием общественной жизни той среды и эпохи, которая изображается в про­изведениях.

Но тематикой не исчерпывается содержание литера­турных произведений. Еще более важна другая сторона их содержания — проблематика.


Наши рекомендации