III. Нахождение признаков текста
Учитель сообщит, какими признаками должен обладать текст, в процессе разбора текста учащиеся находят названные признаки.
1. Заглавие.
2. В заглавии прямо или косвенно должна отображаться тема(то, о чем говорится в тексте), основная мысль (то, в чем убеждает вас автор).
3. Начало.
4. Тема и основная мысль раскрываются на протяжении текста. Как правило, текст делится на три части: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.
Именно в заключении присутствует элемент конца текста.
5. Конец текста.
6. Все части связаны между собой по смыслу и по строению.
7. Текст имеет композиционную завершенность (в начале текста мы оттолкнулись от названия «Плохо», в конце текста в речи героини опять звучит это слово – «плохо». Именно оно является ключевым (главным) в раскрытии поведения ребят).
V. Выполнение упражнения 64, проверка.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: фрагмент текста также можно считать текстом, если в нем все понятно без дополнительных разъяснений и есть возможность его озаглавить (или присутствует заглавие).
Домашнее задание:упражнение 65, выучить признаки текста.
Уроки 14–15.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. обучающее изложение
(«Хитрый заяц», упражнение 66)
Урок 25.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Устное сочинение
по картине А. А. Пластова «Летом»
Цели: развивать образное мышление учащихся, учить видеть изображенное на картине.
Урок 1.
СИНТАКСИС
Цели: сообщить учащимся, что такое грамматика, что изучает данный раздел; развивать умения пользоваться научными терминами.
Ход урока
I. Беседа по теме урока.
– Кто знает, что такое грамматика?
Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma – буква.
Запись в тетради: Грамматика – gramma – буква (греч.)
Грамматика включает в себя два раздела: морфологию и синтаксис.
Морфология – morphos – форма (греч.)
logos – учение (греч.)
Синтаксис – sintacxis – составление (др. греч.)
построение
порядок
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы предложений, их строения.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе».
В о п р о с ы:
1. Что такое грамматика?
2. Из каких разделов состоит грамматика?
3. Для чего нужно изучать грамматику?
II. Знакомство с материалами § 24, с. 47.
III. Работа над построением словосочетаний и предложений.
· Задание. Найдите среди бессмысленного набора слов такие, которые могут иметь друг к другу какое-либо отношение. (Слова можно изменять, использовать предлоги).
бассейн, крыша, купаться, тугой, прыгать, бочка, быстро, проволока, кот, обруч, гладить, небеса.
П р и м е р: прыгать в бассейн, купаться в бассейне, прыгать по проволоке, гладить кота.
– Итак, данные слова связаны по смыслу, при помощи предлогов и окончаний, просто окончаний, а значит, вы построили словосочетание. Самостоятельно добавьте еще по одному слову в каждое словосочетание.
П р и м е р: Ребята купались в бассейне; воробей прыгает по проволоке; Наташа гладит кота.
– Получились предложения.
– А из чего состоит текст? (из предложений). Попробуйте составить небольшой текст.
П р и м е р н ы й в а р и а н т т е к с т а.
Был хороший день. Ребята купались в бассейне.
Наташа гладила кота и наблюдала за воробьем, который прыгал по проволоке. Вдруг воробей подлетел к бортику бассейна и хотел на него сесть. Промахнулся и попал в воду!
– Воробей в воде! – закричала Наташка.
Ребята быстро выловили птицу, а затем отнесли ее в безопасное место.
– Чему же учит синтаксис? (грамотно строить словосочетания, предложения, тексты.)
Словосочетание, предложение, текст – единицы синтаксиса. Слова в них связаны между собой по смыслу и грамматически.
IV. Выполнение упражнения 115 с комментированием.
Домашнее задание:упражнение 116.
Урок 2.
ПУНКТУАЦИЯ
Цель: сообщить учащимся, что такое пунктуация, что изучает данный раздел.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по материалам учебника, с. 48.
III. Словарно-орфографическая работа.
Пунктуация – punctum – точка (лат.).
IV. Работа над отрывком из легенды о том, как запятая спасла жизнь человеку.
Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.
Некий повелитель на смертном приговоре какому- то человеку написал окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запятую: Казнить нельзя помиловать.
Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить. Полную ясность внесла бы запятая: Казнить нельзя, помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.
По А. Моисееву.
– Какова идея текста?
V. Выполнение упражнений 117, 118, 119.
VI. Знакомство с теоретическими сведениями учебника, с. 49.