I. Проверка домашнего задания. II. Индивидуальная работа по карточкам
II. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1
• Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Объвление об экскурсии, бседа о смелости героизм, в бршро спорт, справит?ся в расписан, сидеть на цновк, шлковый галстук, щлканьбелк, склнение существительных, полет без пересадк.
К а р т о ч к а 2
• Вставьте буквы, выделите орфограммы.
Лекця в планетар, на урокистор, располженбатаре, состязат?ся в плаван, встать на цпочк, щтка для стирк, помощ?ники инженера, измнение слгаемых, ребенок без помощ.
III. Анализ текста.
Текст читается выразительно и записывается.
Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…
… Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Ее белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли тонкий сосновый пруток, и каждый был в своей сосновой лапке.
По В. Белову.
В о п р о с ы к анализу текста.
– Как вы думаете, о каком месяце идет речь? Почему? (О феврале, потому что именно в этом месяце в природе сочетаются два цвета – синь неба и белизна снегов.)
– Найдите метафоры. Укажите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
– Выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
– Разберите по составу слова белизна (записать два существительных с таким же суффиксом) и наслаждалась (записать два существительных с таким же корнем).
– Разберите морфологически из глуби, синеву, от опушки.
– Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Домашнее задание:упражнение 562.
Урок 26.
Систематизация и обобщение знаний
по теме «Имя существительное»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное».
Ход урока
I. Схематический диктант.
1. Грач – птица весенняя. 2. Первые утренние лучи полились на туманное озеро, и оно сразу стало легким, прозрачным.
II. Орфографическая диктовка.
Длинный язычок, тихий звоночек, нуждаться в помощи, в старинном монастыре, о высокой цели, птицы на крыше, шоколадный торт, военный госпиталь, ранние заморозки, черный перец, свежие дрожжи, послать за багажом.
III. Работа с таблицей.
Заполните колонки примерами.
Часть слова | О | Е |
Чертежом, пальцем, шепот, шелк, огурцов, черствый, улицей, борцом, со свечой, желтый, крыжовник, шорох, щелочь, капюшон, полотнищем, желудь.
IV. Работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1
• Вставьте буквы.
Вспомнить о наград, говорить о молодеж, жить в Грец, под туч, плащм, полотенцм, об уль, подезжали к Казан, думать о лекц, расказать на встреч, думать о поздравлен, делать предложен.
• Составьте предложения к схемам.
К а р т о ч к а 2
• Вставьте буквы.
Зайти к Наташ, увидет?ся в театр, задвать вопрос, о низкой температур, лжит?ся на перила, држать от страха, серьезно относит?ся к работ, свсать с веревк, двигат?ся по длин, армат акац.
• Подберите примеры существительных с корнями.
-раст- -ращ- -рос-; -лаг- -лож-.
V. Запись текста под диктовку с комментированием.
Впишите в таблицу примеры – слова самостоятельных частей речи. С помощью знаков плюс и минус покажите в таблице, как изменяются слова.
К концу зимы в еловых шишках созревают семена. Чешуйки у них поднимаются, и семена высыпаются на снег. Высоко шишки на елках растут, трудно до них добраться. Клесты лапами и клювами за ветки цепляются. Доберутся до шишек и давай их шелушить. Да не очень-то ловко у них это получается; то одну, то другую шишку на снег уронят. Так шишки и сыплются, только успевай собирать.
По Г. Скребицкому.
Слово | Изменяется | Часть речи | ||||
По числам | По родам | По падежам | По временам | По лицам | ||
К концу Еловых Созревают | + + + | – + – | + + – | – – + | – – + | Сущ. Прил. Глагол |
Домашнее задание:упражнение 560.
Уроки 27–28.
Контрольный диктант. Анализ диктанта
В а р и а н т I
О почте
Мы так привыкли к почте, что не удивляемся ей. Мы знаем, что письмо обязательно дойдет туда, куда его послали. Если это место далеко от железной дороги, письмо со станции отправят дальше на машине. Если на пути окажется море, письмо поплывет на пароходе или полетит на самолете.
Более ста пятидесяти лет тому назад в Москве не было почтовых ящиков. Письма несли для отправки в мелочные лавочки3, почтальоны их собирали и везли дальше на тройках лошадей4. Письма долго путешествовали, часто терялись4.
Об этом надо помнить, чтобы ценить быструю и четкую работу3почты сегодня. (91 слово.)
По М. Ильину и Е. Сегал.
Дополнительные задания можно разделить по вариантам.
В а р и а н т II
Летней ночью
День кончается. На опушке3еще горят в последних лучах солнца вершины берез, а в лесной чаще уже легли густые тени4. Одна за другой умолкают птицы. Спрятались дневные бабочки и жуки, не гудят шмели, не жужжат мухи4. Перестали бегать по тропинке муравьи. Надвигается ночь. Вместе с ней на смену жизни дневной приходит жизнь ночная. Еще в сумерках замелькали на опушке и лесной поляне крупные сумеречные бабочки – бражники. У этих бабочек длинный хоботок. Развернув его, бабочка висит в воздухе над цветком и на лету сосет сладкий сок. Вот на просеке появляется козодой. Весь день эта птица просидела, прижавшись к ветке3или пню, а теперь она вышла на охоту за насекомыми. (108 слов.)
По Н. Плавильщикову
Уроки развития речи
Уроки развития речи нацелены на формирование основных коммуникативных умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли, планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, обучаются различным видам пересказа, изложениям, сочинениям. Широко привлекается иллюстративный материал, в частности репродукции картин известных художников.
Урок 3.
Развитие речи. Доказательства в рассуждении
(упражнение 477)
Урок 6.
Развитие речи. Сжатое изложение
(упражнение 496)
Урок 16.
Развитие речи. Изложение
(упражнение 546; памятка на с. 295)
Урок 23.
Развитие речи. Сочинение по картине
Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
Урок 1.
Имя прилагательное как часть речи
Цели: повторить изученное об имени прилагательном; вспомнить о синтаксической функции прилагательного в предложении.
Ход урока