Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Муниципальное образовательное учреждение

«Козьмодемьянская основная школа»

Ярославского муниципального района

Утверждена

Директор школы А.В. Лежнина

Приказ № 85 от 31.08.2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочного курса

«По страницам литературных произведений»

Классы

Учитель:

Осипова Юлия Сергеевна,

I квалификационная категория

Учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 - 6 классов составлена в соответствии:

· с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

· на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования;

· на основе программы формирования универсальных учебных действий;

· плана внеурочной деятельности образовательного учреждения;

· действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил

Общая характеристика занятий внеурочной деятельности

Данная образовательная программа ориентирована на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности ребенка. В разработку курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» включены произведения, связанные с традиционными программами по литературе для 5 и 6 класса.

Учитель сможет опираться на знания, полученные детьми на уроках литературы, и углублять понимание изучаемого материала.

Программа курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» составлена на основе книги О.А.Ерёминой «Литературный кружок в школе» из серии «Работаем по новым стандартам» (О.А.Ерёмина «Литературный кружок в школе» 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

М.:«Просвещение»,2011).

В данном пособии даны ссылки на Интернет-ресурсы.

· По своему типу данная программа является программой конкретного вида внеурочной деятельности.

· Направленность программы: художественно-эстетическая.

Актуальность выбора определяется прежде всего тем, что в сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности или литературе.

Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение. Современную ситуацию в России можно определить как системный кризис читательской культуры. Приобщение ребенка к чтению, его развитие как читателя - прежде всего задача семьи и школы. Уроки литературы, внеурочные занятия призваны способствовать развитию интереса к чтению у детей.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования.

Отличительной особенностью курса является

· определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

· в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и

воспитательные результаты.

Оставаясь в русле традиций литературного образования, занятия курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» создают условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, для постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, активизируют творческие способности учащихся, стимулируют исследовательскую деятельность, уточняют и развивают важные теоретические знания, освещенные в учебниках. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в контексте художественных произведений, таким образом, обогащается опыт учащихся по анализу текста. Особое внимание уделяется развитию речи учащихся, которое осуществляется при выполнении творческих работ.

Цели курса:

· углубление знаний учащихся по литературе,

· расширение круга чтения детей,

· воспитание грамотного компетентного читателя,

· проявление гуманитарных и художественных способностей

· развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности

· расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду

Задачи

Образовательные:

— Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

Воспитательные:

— Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

Развивающие:

— Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию.

Увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Субъекты реализации программы - учитель литературы и учащиеся 5 – 6 класса.

Форма промежуточной аттестации - индивидуальный проект

На занятиях используются следующие формы работы:

· Эвристическая беседа

· Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность

· Выразительное чтение

· Самостоятельная творческая работа

· Артикуляционные разминки

· Обсуждение проблемных вопросов

· Конкурсы

· Мини-концерты

· Инсценирование

· Словесное рисование

· Выпуск школьной литературной газеты

· Проекты

· Презентации

· Выставки

Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности.

Содержание программы занятий внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию.

Содержание курса внеурочной деятельности

«По страницам литературных произведений».

Класс

Знакомство с курсом. Что такое кружок по литературе?

Божества славянского язычества.

Детский фольклор.

Небылицы.

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказочная интонация.

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

М.Ю.Лермонтов Сказка «Ашик-Кериб»

«Томас-рифмач» шотландская легенда

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы

Дж.Р.Р.Толкиен Повесть –сказка «Хоббит, или Туда и обратно»

П.П.Бажов Сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

Б.В.Шергин Рассказы «Мурманские зуйки», «Миша Ласкин»

Сат-Ок «Таинственные следы»

В.П.Крапивин «Я иду встречать брата»

Поэзия: рифмы, виды рифмовки, размеры стиха

Выпуск школьной литературной газеты

Класс

Введение.

Что такое чудо? Ф.Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути»

А.С.Грин. «Алые паруса»

Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина «Алые паруса»

Л.В. Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»)

В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

Творческая мастерская «Куда ведёт Дорога?»

Афанасий Никитин.«Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи.

А.Н.Толстой. Пётр Первый» ( отрывки)

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок)

Жизнь крестьянских детей.

Н.А.Некрасов. Стихотворения, посвящённые детям.

К.М.Станюкович. Рассказ «Максимка»

А.П.Чехов. Рассказ «Ванька»

В.А.Осеева. «Динка».

«Дети и эпохи». Читательская конференция

В.П.Катаев «Белеет парус одинокий»

А.П.Платонов. Рассказ «Юшка»

Е.И.Носов. Рассказы. ( «Кукла» и др.)

А.Г.Алексин. «Безумная Евдокия»

Ю.Я.Яковлев. «Зимородок».

Дети и война. Ю.В.Друнина. «Зинка»

Дети и война.Творческая мастерская. Зарисовка. Воспоминание бабушки или дедушки.

Джек Лондон. Рассказ из цикла «Смок Белью» и «Смок и Малыш» «Как вешали Калтуса Джорджа».

В.К. Арсеньев. « Дерсу Узала»

И.А. Ефремов. «Белый Рог».

М.Матерлинк. «Синяя птица»

«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов.

Что читать летом? Занятие – конкурс.

Ожидаемые результаты

В результате работы литературного учащиеся научатся:

-анализировать литературные произведения разных жанров

-выразительно читать

-рецензировать актерское чтение,чтение одноклассников и свое чтение

-давать собственную оценку прочитанного произведения

чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения

- правильно исполнять малые роли;

- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- выражать собственные эмоции;

- чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

- индивидуально и коллективно работать;

- творчески подходить к занятию;

- практически показать и исполнить освоенный материал;

- уметь эмоционально наполнять и выражать движения, жесты, позы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами освоения курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» является формирование следующих умений:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,

-осознание своей этнической принадлежности,

-знание истории,языка,культуры своего народа,

-формирование отвнтственного отношения к учению,готовности к саморазвитию и самообразованию,

-формирование целостного мировоззрения,

–осознание роли книги в жизни людей,

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

–соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

–реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;

–самостоятельно работать с книгой, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;

-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками;

–учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной

деятельности;

–делать простые выводыи обобщения в результате совместной работы класса

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «По страницам литературных произведений» является формирование следующих умений:

-выразительно читать

-определять тему, основную мысль произведения

-давать характеристику литературного героя

–выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

–осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

–сочинять тексты разных жанров на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;

–исполнять тексты, подбирать цитаты;

- знать и различать основные термины теории литературы, учитывать их специфику;

-использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

-выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;

-осуществлять работу с различными источниками информации;

-выполнять письменные работы различного характера.

Поурочное планирование

(5 класс)

№ п/п № урока в четверти Тема урока Примеча- ние Дата
1. Введение. Божества славянского язычества.    
Образ птицы в славянской мифологии.      
Мифы Древних славян.      
Детский фольклор    
Особенности детского фольклора    
Творческая мастерская. Небылицы    
Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказочная интонация.    
Сказки о животных. Сопоставление сказок о животных, созданных разными народами.    
Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна – сокола»    
Творческая мастерская. Символика волшебной сказки.    
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы    
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Знакомство с фильмом по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»    
Сюжет и герои «Руслана и Людмилы». Викторина    
М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик – Кериб»    
Шотландская легенда «Томас-рифмач»    
Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы.    
Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы.    
Дж. Р.Р. Толкиен. Повесть – сказка «Хоббит, или Туда и обратно»    
Путешествие с Бильбо Бэггинсом    
П.П. Бажов. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка»    
Сказ «Малахитовая шкатулка»: Танюшка – мастерица    
Викторина «Тайны «Малахитовой шкатулки»    
Б.В. Шергин. Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки»    
Б.В. Шергин. Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»    
Сат-Ок: судьба писателя. «Таинственные следы»    
Сат-Ок. «Таинственные следы». Книги про индейцев.    
В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата»    
Командор и «Каравелла»    
Творческая мастерская. Строим наш мир.    
Поэзия: рифма, виды рифмовки    
Поэзия: размеры стиха    
Поэзия: размеры стиха    
Творческая мастерская «Гусиное перо»    
Творческая мастерская. Выпуск школьной «Литературной газеты».    
Что читать летом?Занятие – конкурс.      

Поурочное планирование

(6 класс)

Наши рекомендации