I. Проверка домашнего задания. Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки

Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки.

II. Беседа по вопросам.

1. Образ королевы.

— Как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем вызваны такие изменения? (В начале сцены королева приказывает, а в конце просит о помощи.)

— Чем отличаются между собой слова: «приказывать», «просить», «требовать», «повелевать»? (Оттенком лексического значения.) Как называются эти слова? (Синонимы.)

— Можно ли сказать, что королева научилась многому хорошему за один день в зимнем лесу?

— Расскажите, как относятся к королеве и падчерице канцлер, профессор, солдат.

— Кто из названных героев очень боится правительницы, а кто побаивается? Почему?

— Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)

— Что можно сказать о профессоре? (Добрый человек, стремится научить королеву доброте, но вынужден подчиняться ее безумным капризам.)

Образ Падчерицы.

— Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)

— Вспомните, как братья-месяцы относятся к героине?

— В каких еще сказках вы встречались с падчерицами? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Какие качества становятся основными в характере героини? (Доброта, приветливость, решительность, умение противостоять злу.)

Обобщение

1. Подумайте, можно ли обозначить отношение автора к героям сказки?

2. Для чего нужна в пьесе 1-я картина I действия?

III. Выполнение поисковых (проблемных) заданий.

Перечитывание понравившихся отрывков, эпизодов в малых группах (по страницам пьесы-сказки); обмен впечатлениями о прочитанном; выбор актеров и распределение ролей станут подготовительной работой к инсценированию одной из картин сказки.

Домашнее задание: выучить стихотворные реплики братьев-месяцев наизусть.

Индивидуальное задание: группе учащихся выучить роли, подготовиться к инсценированию постановки.

Урок 53. А. П. ПЛАТОНОВ. «НИКИТА».

БЫЛЬ И ФАНТАСТИКА. ДУШЕВНЫЙ МИР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Цели деятельности учителя: сообщить о замечательном мастере пера, писателе советского периода; помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики; развивать навыки беглого выразительного чтения; побуждать к оптимистическому восприятию жизни; раскрыть душевный мир главного героя, его отношения с природой.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился в 1899 г. в Ямской слободе на окраине Воронежа. Судьба отмерила Платонову 51 год жизни. Отец, А. Ф. Климентов, работал на железной дороге, зарабатывая немного, отчего семья жила небогато. Андрей был старшим сыном в семье. Образование Платонов начал получать в церковно-приходской школе, потом в Воронежском городском училище. Пришлось повторить судьбу Горького — «пойти в люди».

В 1918 г. в газете Воронежская коммуна» впервые вышла из печати его брошюра «Электрификация».

В 1918 г. была издана книга стихов «Голубая глубина», а затем появился целый ряд произведений: «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город графов» роман «Чевенгур» и другие.

Умер А. П. Платонов в 1951 году, вокруг него образовалась атмосфера непризнания, навалились вечные житейские невзгоды, болезнь давала себя знать (туберкулез явился следствием нервных перенапряжений и наследием фронтовых дорог).

II. Работа учащихся

1. Чтение статьи в учебнике, с. 112.

— Назовите даты рождения и смерти писателя.

— Вспомните настоящую фамилию Платонова.

2. Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя» (с. 112) и дополнительные:

— Где родился писатель? Кто был его отец?

— Что значит «пришлось “пойти в люди”»?

— Где писатель получил образование?

— Как называлась первая брошюра Платонова?

— Вспомните названия произведений А. П. Платонова.

III. Чтение рассказа «Никита» учителем (учебник, с. 113-121).

Анализ рассказа по вопросам:

— Понравился ли рассказ?

— Подумайте, почему писатель назвал рассказ «Никита»?

— Кто главный герой? Сколько ему лет?

— Почему мальчик боится оставаться один во дворе?

Попутешествуем с Никитой по двору.

Вопросы:

— Кого он увидел во дворе?

— Почему в сарае «оставались чистые стежки»?

— Кем казались Никите Солнце, Банька, петух, пень?

— Кто жил в колодце?

— Почему мальчик решил накормить змей и разложил хлеб около нор?

— Чем заканчивается рассказ? Почему рядом в рассказе живут фантастика и быль?

Домашнее задание: прочитать рассказы С. Черного «Кавказский пленник», «Игорь—Робинзон».

Наши рекомендации