III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?»

Ход урока

I. Беседа о языке как средстве человеческого общения.

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

II. Работа над упражнениями 1, 2.

III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.

· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

1. Без языка и колокол нем.

2. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Хорошую речь хорошо и слушать.

4. В чужой беседе всяк ума купит.

5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!

IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

М. В. Ломоносов

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

Н. М. Карамзин

… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.

А. И. Герцен

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В. Г. Белинский

Перед вами громада – русский язык.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…

А. И. Куприн

V. Сообщение учителя.

язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

Домашнее задание:упражнение 3.

Урок 2.
ОБЩЕНИЕ УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ

Цель:познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Беседа по теме урока.

– Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».

Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание тусл считать словом? Почему?

(Чтобы сочетание звуков стало словом, необходимо звуки расположить в определенной последовательности, только при таком условии сочетания будут обладать смыслом, значением, т.е. при помощи звуков (на письме букв) выражать определенные понятия. Вот почему стул – слово, а тусл – бессмысленное сочетание звуков.)

По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковой состав (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.

Есть другое определение слова: слово – это речь, язык.

Вот что сказал о речи Л. Н. Толстой: «Речь делает возможным для людей … знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности».

III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

– Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Промычала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

– Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

– Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

– Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

Непонятны человечьи.

И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

Мы с тобой такие речи

Понимаем человечьи.

Я в ответ сказать могу:

«Вон овечка – на лугу!»

В о п р о с ы:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

– Что это за слова: му, гав, бя, ги – ги – ги?

– К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

Наши рекомендации