III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?»
Ход урока
I. Беседа о языке как средстве человеческого общения.
– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.
Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
II. Работа над упражнениями 1, 2.
III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.
· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
1. Без языка и колокол нем.
2. Живое слово дороже мертвой буквы.
3. Хорошую речь хорошо и слушать.
4. В чужой беседе всяк ума купит.
5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
М. В. Ломоносов
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.
Н. М. Карамзин
… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.
А. И. Герцен
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. Белинский
Перед вами громада – русский язык.
Н. В. Гоголь
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…
А. И. Куприн
V. Сообщение учителя.
язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
Домашнее задание:упражнение 3.
Урок 2.
ОБЩЕНИЕ УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ
Цель:познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Беседа по теме урока.
– Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».
Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание тусл считать словом? Почему?
(Чтобы сочетание звуков стало словом, необходимо звуки расположить в определенной последовательности, только при таком условии сочетания будут обладать смыслом, значением, т.е. при помощи звуков (на письме букв) выражать определенные понятия. Вот почему стул – слово, а тусл – бессмысленное сочетание звуков.)
По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковой состав (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.
Есть другое определение слова: слово – это речь, язык.
Вот что сказал о речи Л. Н. Толстой: «Речь делает возможным для людей … знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности».
III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
Непонятны человечьи.
И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Понимаем человечьи.
Я в ответ сказать могу:
«Вон овечка – на лугу!»
В о п р о с ы:
– Почему животные не смогли помочь Ване?
– Кто помог мальчику и почему?
– Что это за слова: му, гав, бя, ги – ги – ги?
– К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)
– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)