III. Усвоение нового материала
1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Обратимся к примерам. Прочитайте и сравните слова:
плот – плод леса – лиса
лук – луг
рот – род
– Что заметили в парах слов?
– Запишите (назовите) предложения с этими словами.
Например: Вырос на дереве огромный плод.
Паромщик переправлял плот к населенному пункту.
У клоуна был улыбающийся рот.
Наш род включает много поколений.
Под кустом спряталась лиса.
Знойным летом горели леса и территории России.
Луг превратился в разноцветный яркий ковер.
Овощеводы вырастили лук новой селекции.
– Как определить правильное написание букв?
– Выполните проверку и докажите (объясните) правильное написание этих орфограмм.
Например: луг – луг (природное сообщество);
лук – лка (растение, овощ) и т. д.
– Откройте учебник на с. 11. Выполним упражнение 17 по заданию в учебнике.
Учащиеся читают задание, затем текст.
– Как вы определили тему отрывка из рассказа А. П. Чудакова? (Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.)
– Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском языке?
– Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные?
– Что подсказывает вам ваш орфографический опыт?
– Какие примеры можете привести для обоснования своего мнения?
Например: ф[а]на[р’]щик – фонарщик; р[и][с’]ба – резьба; [йош] – ёж; [а]вра[к] – овраг и т. п.
– Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим. Поэтому мы должны соблюдать правила написания.
В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).
– Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу слова.
Звуки мы _________, а буквы __________. Один и тот же звук может передаваться на письме _________ буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять ________.
2. Введение термина «транскрипция». Чтение основного теоретического материала на с. 11 учебника.
– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)
– Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, первый абзац.
– Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.)
– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)
– Посмотрите запись на доске:
[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.
– Что заметили? Конечно, вы обратили внимание на особые знаки фонетической транскрипции. В моей записи сопоставлены звуки и буквы в нескольких словах. Я транскрибировала слова. Что это значит? (При помощи специальных знаков обозначила, как произносятся эти слова.)
– Прочитайте информацию в учебнике на с. 11, второй абзац.
– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?
3. Выполнение упражнения 18.
– Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова, которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.)
– По желанию приглашаю к доске тех, кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова. Все работают самостоятельно в тетрадях.
[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]
– Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.)
– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)
– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)
– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)
4. Выполнение упражнения 19 на с. 12 (устно).
5. Введение термина «орфограмма».
– На основе повторения различий между буквой и звуком мы выяснили, что правильно произносить слово (согласно орфоэпическим нормам) и правильно записывать слово – это не одно и то же. Объясните, что значит «грамотно писать».
– Зачем нужно соблюдать правила написания слов?
– Что представляет собой орфографический словарь?
– С какими орфограммами вы уже знакомы?
– Какое значение вкладываете в понятие «орфограмма»?
– Какие орфографические правила вам уже известны?
– Выполните задание 20 по учебнику (с. 12).
IV. Закрепление.
· Задание. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам1.
Количество букв и звуков в слове совпадает | Звуков в слове больше, чем букв | Звуков в слове меньше, чем букв |
Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский.
· Игра «Кто больше?» (по заданию 21 учебника).
– Для чего нужны орфографические правила?
– Сверьте свои ответы с выводом в учебнике на с. 12.
· Задание. Проиллюстрируйте примерами схему.
· Игра «Дай сигнал».
Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышал слова, в которых буквы могут передавать два звука.
Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания.
V. Выполнение теста.
Звуки и буквы2
1. Найдите согласные звонкие звуки:
1) [с]; 4) [т];
2) [в]; 5) [ш];
3) [р]; 6) [з].
2. Найдите согласные глухие звуки:
1) [ч]; 4) [к];
2) [ж]; 5) [ф];
3) [н]; 6)[ц].
3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости-звонкости?
1) [б], [ф], [ш], [м]; 3) [в], [н], [з], [л];
2) [т], [к], [д], [г]; 4) [ж], [р], [с], [т].
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) Чаща; 3) точка;
2) дело; 4) шина.
5. В каком слове все согласные звуки твердые?
1) Тень; 3) собака;
2) подвиг; 4) барабанщик.
6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:
1) яма, ёж, день, юла, семья;
2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;
3) дело, ель, обезьяна, книга;
4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.
7. В каком ряду во всех словах есть звук [j’]?
1) Няня, яд, прекрасный;
2) переехал, йогурт, съемки;
3) моё, лошадь, почтальон;
4) ярмарка, тройка, звезда.
8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:
1) 7 букв, 7 звуков;
2) 7 букв, 8 звуков;
3) 6 букв, 6 звуков;
4) 6 букв, 7 звуков.
9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:
1) алфвит, магазн, предмт, портфль;
2) алфавт, магзин, предмт, портфль;
3) алфавт, магазн, предмт, портфль;
4) алфвит, магзин, прдмет, пртфель.
10. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:
1) дом; 3) цыган;
2) что; 4) караван.
Ключ: 1 – 2, 3, 6; 2 – 1, 4, 5; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 2.
V. Итог урока.
– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?
– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
– Какие умения и навыки совершенствовали?
– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.
– На какие группы делятся звуки?
– Сколько гласных букв включает в себя алфавит? Сколько согласных?
– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?
& Домашнее задание:упражнение 22, с. 12. Дополнительное задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда.
Урок 2.
ОРФОГРАММА
Цели:вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова?
– Что значит «однокоренные слова»?
– Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры.
Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый.
Работу можно провести устно или письменно.