Теоретический материал
Русский язык и культура речи
Учебно-методическое пособие
Для студентов-заочников
Тольятти – 2006
«Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды»
Д.С.Лихачев
Методическая справка
Данное пособие содержит:
Ø маршрутизатор по курсу
Ø темы лекционных занятий с кратким изложением основных теоретических положений по курсу;
Ø методические указания, как готовиться к лекциям и практическим занятиям;
Ø материалы к практическим занятиям с методической справкой по выполнению заданий;
Ø тесты для самоконтроля с ответами в конце пособия;
Ø справочные материалы, которые помогут Вам при выполнении практических заданий и тестов;
Маршрутизатор
Семестр | Вид занятия | К-во часов | Тема | Цель |
Лекция 1 | Культура речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический | Ознакомить с основными понятиями культуры речи, дать представление о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры речи. | ||
Лекция 2 | Функциональные стили русского языка. Языковые особенности официально-делового, публицистического и научного стилей. | Ознакомить с функциональными стилями речи, дать представление о языковых особенностях книжных стилей. | ||
Практическое 1 | Нормы русского литературного языка. | Научить анализировать ошибки и выработать навыки самоконтроля речи. | ||
Практическое 2 | Коммуникативные качества речи. Этические нормы культуры речи | Научить анализировать причины нарушения коммуникативных качеств речи и выработать навыки самоконтроля речи. | ||
Практическое 3 | Функциональные стили. Языковые особенности официально-делового, публицистического и научного стилей. | Научить определять функциональный стиль текста, выработать умение трансформировать текст одного стиля в другой с учетом языковых особенностей каждого стиля. |
Материалы к лекциям
Чтобы подготовиться к лекции, необходимо:
Ø Прочитать теоретический материал к лекции.
Ø Ознакомиться с изложением данной темы по учебнику (страницы учебника указаны после основных вопросов лекции).
Ø Выписать основные термины и понятия по данной теме с дефинициями, то есть определениями.
Ø Ответить на основные вопросы.
Ø Выполнить тесты для самоконтроля и сверить с ответами. Поработать над ошибками, если они были допущены.
Ø Сформулировать вопросы преподавателю, если они возникли.
Лекция 1.
Культура речи. Аспекты культуры речи.
Основные вопросы:
1. Что такое язык? Каковы функции языка?
2. Каковы формы существования национального языка?
3. Каковы основные признаки литературного языка?
4. Что такое культура речи? Какие аспекты культуры речи выделяются?
5. Что такое литературная норма? Как соотносятся понятия «норма» и «вариант»?
6. Какие основные нормы выделяются в русском языке?
7. Что такое коммуникативный аспект культуры речи?
8. Что понимается под этическим аспектом культуры речи?
Литература: Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи для инженеров. Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 2003, стр. 21-31, 61-89, 140-177
Основные термины и понятия данной темы: полифункциональный, коммуникативный, когнитивный, аккумулятивный, волюнтативный, эмоциональный, культура речи, диалект, жаргон, просторечие, литературный язык, нормированность, литературная норма, императивные и диспозитивные нормы, вариант, паронимы, плеоназм, тавтология, паралингвистический, этикет.
Теоретический материал
Что такое язык? Язык - это система, которая состоит из единиц:
§ звук;
§ морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
§ слово;
§ фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
§ свободное словосочетание;
§ предложение (простое, сложное);
§ текст.
Язык представляет собой систему искусственных знаков. Языки бывают естественные и искусственные. Языки искусственные создаются для определенных целей: международный язык эсперанто, компьютерные языки. Обычно в этом случае известен автор, создатель языка. Естественные же языки служат прежде всего для общения. И автором здесь является народ. Языки бывают живые и мертвые. К мертвым языкам относятся те, которые в настоящее время не используются для общения и существуют лишь в памятниках (как санскрит), или употребляются для определенных целей (как латинский). Те же языки, на которых идет общение, относятся к живым.
Каковы функции языка?
Общество не может существовать, не пользуясь языком. Язык по своей природе полифункционален и
· служит средством общения и выполняет коммуникативную функцию;
· служит средством познания и выполняет когнитивную функцию;
· помогает сохранять и передавать информацию и выполняет аккумулятивную функцию;
· служит средством воздействия и выполняет волюнтативную функцию;
· служит для выражения различных чувств и выполняет эмоциональную функцию;
· выполняет эстетическую функцию, доставляя радость от чтения и слушания художественных образцов.