Предметные результаты

К окончанию 4 класса у обучающихся будут сформированы следующие умения:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения( читательский интерес, поиск информации, поиск аргументов),

• осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности, самостоятельно определять тему и главную мысль текста,

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданным параметрам,

• давать определение понятиям «притча», «былина», «миф», « литературная сказка»,

• различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности,

• сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения,

• писать отзыв о книге.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Вводный урок – 1ч.

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Книги в мировой культуре – 5ч.:

О книгах. Маленькая энциклопедия книги. История книги. Экскурсия в библиотеку. Рассказ о своей домашней библиотеке. Подготовка сообщения на тему «История книги». Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Истоки литературного творчества – 15ч.:

Пословицы разных народов. Библия. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Мифы. Славянский миф. Древнегреческий миф. Мифологический словарь. Сказки. Создание сказки по аналогии. Подготовка к спектаклю.

О Родине, о подвигах, о славе – 13ч.:

Рассказы оРодине, о подвигах, о славе К.Ушинского, Н.Языкова, А.Приставкина, Е.Благинина. Сравнение текстов о Родине. Сравнение произведений живописи и литературы. Подготовка сообщения о А.Невском, Д.Донском. Историческая литература для детей. Фотография-источник получения информации. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

Жить по совести, любя друг друга– 11ч.:

Рассказы А.К.Толстого, А.П.Гайдара, М.Зощенко, И.Пивоваровой, Н.Носова, В.Драгунского. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Соотнесение содержания текста с пословицей. Создание выставки «Писатели-детям». Особенности юмористического текста. Инсценирование.

Литературная сказка – 21ч.:

Собиратели русских народных сказок. Сказки братьев Гримм, Ш.Перро, Г-Х. Андерсена, С.Аксакова. Особенности зарубежных литературных сказок. Сравнение с русской литературной сказкой. Создание сказки по аналогии. Инсценирование.

Великие русские писатели– 33ч.:

К.Паустовский, А.С.Пушкин, В.Жуковский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.Бунин, И.Некрасов. Подготовка сообщения на основе статьи. Сравнение литературных сказок. Сравнение произведения живописи и литературы. Средства художественной выразительности для создания образов. Особенности художественных и исторических текстов. Подготовка вопросов к стихотворению. Пересказ текстов. Инсценирование.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения – 3ч.:

Басни, рассказы, стихи. Самостоятельная работа учащихся по составлению планов, пересказов текстов, выполнение творческих заданий по произведениям различных жанров.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект,реализующий программу «Литературное чтение» в 4 классе, включает:

Программа «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы.Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. М.: Просвещение, 2012
Учебник Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., М.В. Бойкиной. Литературное чтение. Учебник. 4 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012
Дидактические средства для учащихся Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М.: Просвещение, 2012
Методическая литература Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Уроки чтения 4 класс. М.: Просвещение,2014 Бойкина М.В. Диагностические работы по литературному чтению. СПб., 2011год Технологические карты Литературное чтение (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)

Технические средства обучения, используемые на уроках литературного чтения:

- компьютер;

- проектор,

- интерактивная доска.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Практическая часть программы

Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
Контрольная работа
Диагностическая работа    
Техника чтения
Проектная деятельность
Развитие речи
Наименование разделов и тем Всего часов на тему Практика Контроль (диагностика) Виды учебной деятельности (на уровне учебных действий) Основные требования на уровне знания, понимания, умения.
Вводный урок Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут изучаться. Личностные умения Проявлять: интерес к изучению темы; желание рассказывать о прочитанной книге; понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: раскрывать значение понятий Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебные задания, используя алгоритм, план; ориентироваться в разных способах выполнения задания.  
Книги в мировой культуре 4 1/1тч/1д Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Личностные умения• Проявлять: интерес к изучению темы; желание рассказывать о прочитанной книге; понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения: раскрывать значение понятий Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебные задания, используя алгоритм, план; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативныеумения: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе
Истоки литературного творчества 4 1/1тч Предполагатьна основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определятьконкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различатьвиды устного народного творчества; выявлятьособенности каждого вида. Читатьвслух и про себя. Объяснятьсмысл пословиц. Сравниватьпословицы и поговорки разных народов. Группироватьпословицы и поговорки по темам. Составлятьна основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждатьв группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлятьособенности притч. Объяснятьнравственный смысл притч. Выявлятьособенности былинного текста. Рассказыватьо картине. Сравниватьбылину и сказочный текст.Сравниватьпоэтический и прозаический тексты былины. Находитьпостоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлятьособенности мифа. Пересказыватьтекст подробно. Предполагать,о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находитьв мифологическом словаре необходимую информацию. Определятьтему выставки книг. Группироватькниги по под темам. Представлятьодну из книг по заданным параметрам. Составлятьсказку по аналогии с данной сказкой. Распределятьроли;договариватьсядруг с другом. Инсценироватьпроизведение. Размышлятьнад тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвоватьв работе группы. Находитьнеобходимый материал для подготовки сценария. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе контрольной работы. Личностные умения Проявлять интерес: к изучению темы; к фольклорным жанрам; к древнерусским былинам; к мифам (славянским, древнегреческим). Проявлять желание: читать библейские притчи; осознавать собственные достижения при изучении темы. Познавательные умения раскрывать значение понятий определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение; определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение; определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение; определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова в мифе, былине и обосновывать своё мнение Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм, план; проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить результат выполнения задания с поставленной целью. Коммуникативные умения: формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
О Родине, о подвигах, о славе 5 1/1тч Предполагатьна основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определятьсмысл понятий: поступок, подвиг. Рассуждатьо том, что такое поступок, подвиг, объяснятьзначение этих понятий. Объяснятьсмысл пословиц. Строитьвысказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбиратьблизкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравниватьтексты о Родине: смысл текстов. Сравниватьпроизведения литературы и живописи. Читатьвслух и про себя. Находитьв научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказыватьо картине, об изображённом на ней событии. Называтьособенности исторической песни. Определятьритм стихотворения. Читатьвыразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнятьтворческий пересказ; рассказыватьот лица разных героев произведения. Определятьтему и название выставки книг. Группироватькниги по подтемам. Представлятькнигу. Находитьнужную книгу по тематическому каталогу. Участвоватьв работе группы, договариваться друг с другом. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбиратьпроизведение для заучивания наизусть. Личностные умения Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать произведения о Родине. Познавательные умения раскрывать значение слов Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать произведения о Родине Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм или план; проводить самопроверку, самооценку и корректировку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания; соотносить результат с поставленной целью. Коммуникативные умения: в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения Проявлять интерес: к изучению темы; к фольклорным жанрам; к древнерусским былинам; к мифам (славянским, древнегреческим). Проявлять желание: читать библейские притчи; осознавать собственные достижения при изучении темы. Познавательные умения раскрывать значение понятий определять смысл библейских высказываний и обосновывать своё мнение; определять языковые особенности былины и обосновывать своё мнение; определять реальность событий мифа и обосновывать своё суждение; определять устойчивые эпитеты и устаревшие слова в мифе, былине и обосновывать своё мнение Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм, план; проводить самопроверку, взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить результат выполнения задания с поставленной целью. Коммуникативные умения: формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Жить по совести, любя друг друга 4 1/1тч Предполагатьна основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определятьнравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читатьвслух и про себя. Рассуждатьо том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризоватьгероев рассказа; называтьих качества. Объяснятьсмысл их поступков. Сравниватьпоэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлятьтекст по аналогии с данным.Рассуждатьо том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотноситьсодержание текста и пословицу. Определятьтему и название выставки книг. Составлятьтематический список книг. Выявлятьособенности юмористического текста. Обсуждатьв группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвоватьв работе группы; договариваться друг с другом. Различатьжанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе контрольной работы и участии в проектной деятельности. Личностные умения Проявлять: интерес к изучению темы; желание жить по совести, любя друг друга; эмоциональноценностноеотношение к герою художественного произведения; осознание собственных достижений при изучении темы. Познавательные умения определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение; подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение; сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение определять правила жить по совести, любя друг друга взаимоотношений между людьми и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для добрых взаимоотношений. Регулятивные умения работать с текстом рассказа, используя алгоритм; работать с пословицей, используя алгоритм; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания Коммуникативные умения:формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности  
Литературная сказка 7 2/2тч Предполагатьна основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определятьконкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определятьтему и название выставки книг. Писатьотзыв на книгу. Представлятькнигу в группе; даватьей оценку. Выявлятьособенности литературной сказки. Характеризоватьгероев сказки; Называтькачества героев сказки. Сравниватьсказки разных писателей. Обсуждатьв группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинятьсказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлятьособенности поэтического текста сказки. Участвоватьв работе группы; договариватьсядруг с другом. Распределятьроли. Инсценироватьпроизведение. Составлятьаннотацию на книгу. Составлятькаталог на определённую тему. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения. Личностные умения Проявлять: интерес к изучению темы; желание читать литературные сказки; эмоциональноценностное отношение к героям литературных сказок; позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки; желание сочинять сказку по аналогии. Познавательные умения определять книгу, представленную на выставке, и обосновывать своё мнение; определять структуру литературной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; определять порядок действий при инсценировке сказки и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной литературной сказки. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения формулировать собственное мнение и позицию; излагать понятно для партнёра содержание произведения; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Великие русские писатели 16 2/1д/2тч Предполагатьна основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснятьконкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называтьизученные произведения А.С. Пушкина. Читатьнаизусть понравившиеся произведения. Читатьвслух и про себя. Выбиратьстихи для выразительного чтения.Выбиратьиз статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлятьсобственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравниватьсюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризоватьгероев сказки; называть качества их характера. Определятьнравственный смысл сказочного текста. Называтьихарактеризоватьволшебные предметы в сказке. Называтьихарактеризоватьволшебных помощников в сказке. Сравниватьлитературные сказки. Сравниватьпроизведения живописи и литературы. Находитьв тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблятьсредства художественной выразительности в собственной речи. Составлятьрассказ по картине; представлятьего в группе. Выявлятьособенности исторической песни.Читатьпо ролям. Задаватьсамостоятельно вопросы по тексту; даватьоценку вопросов. Готовитьэкскурсию по материалам содержания раздела Пересказыватьтексты подробно и кратко.Участвоватьв работе группы; договариватьсядруг с другом. Распределятьроли. Инсценироватьпроизведение. Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения. Личностные умения Проявлять: желание читать сказки, рассказы, творческое отношение к инсценированию; интерес к составлению вопросов для школьной викторины о творчестве русских и зарубежных писателей; понимание своей успешности при изучении темы. Познавательные умения Раскрывать понятия «авторская сказка», «басня», «иносказание», «инсценирование», «жанр», «мораль», «сказка в стихах», «тембр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение определять признаки произведения (литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение) и обосновывать своё мнение; определять языковые особенности произведения и обосновывать своё мнение Регулятивные умения:выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения:формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения 3 1тч Читатьнаизусть понравившиеся произведения. Читатьвслух и про себя. Выбиратьстихи для выразительного чтения.Употреблятьсредства художественной выразительности в собственной речи. Пересказыватьтексты подробно и кратко.Проверятьсебя и самостоятельно оцениватьсвои достижения.   Личностные умения Проявлять: желание читать различную литературу; понимание своей успешности при изучении всего курса «Литературное чтение». Познавательные умения Раскрывать различные литературные понятия. Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поурочно-тематический план:

Наши рекомендации