Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

Содержание тем учебного предмета «Литература»

Содержание программы включает указание литературных произведений и их авторов, список теоретических понятий, подлежащих освоению.

Литературные произведения Теоретические понятия
Список А Перечень произведений для обязательного изучения Список Б Перечень авторов для обязательного изучения и примеры их произведений Список С Перечень литературных явлений и текстов, на которых данное литературное явление может быть изучено
Пословицы ипоговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Крат­кость и простота, меткость и выразительность. Многооб­разие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и пого­ворок. Афористичность загадок. Малые жанры фольклора: по­словицы и поговорки, загадки.  
«Повесть временных лет», «Сказание о белгород­ском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Летопись (развитие пред­ставлений).  
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Дубровский». Изображение русского барства. Дуб­ровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям. Стихотворения«Зимнее утро», «Зимний вечер». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей при­роды. Роль антитезы в композиции произведения. Ин­тонация как средство выражения поэтической идеи. Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народ­но-поэтический колорит стихотворения. Стихотворение «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности сти­хотворного послания. Стихотворение «Зимняя дорога». Приметы зим­него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), наве­вающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж­ности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Цикл повестей. Повествование от лица вымыш­ленного автора как художественный прием. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Па­родирование романтических тем и мотивов. Лицо и ма­ска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и пове­ствования: три выстрела и три рассказа о них, передан­ные разными лицами и в разном освещении. Эпилог по­вести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).   Литературные роды (лирика, эпос) и жанры (стихотворение, послание, повесть). Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора. Стих и проза. Основы стихосложения: ритм, рифма, строфа. Повесть (развитие представ­лений). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик; герой; сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, интерьер; эпиграф.  
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравне­ния как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Парус», «Утес». Особен­ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.   «Листок», «На севере диком...». Особен­ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. «Три паль­мы». Тема красоты, гармонии человека с миром.   Литературные роды (лирика) и жанры (стихотворение). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер (двусложные: ямб, хорей; трехсложные: дактиль, анапест, амфибрахий), ритм, рифма, строфа.
  Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Ночь перед Рождеством» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.   Литературные роды (эпос) и жанры (повесть). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой; сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, пейзаж.
  Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, за­печатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных дета­лей в изображении природы. «Листья» — символ крат­кой, но яркой жизни.       Литературные роды (лирика) и жанры (стихотворение). Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
  Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку за­весила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у ду­ба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаи­модействие тем природы и любви. Природа как естест­венный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтиче­ской речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.   Литературные роды (лирика) и жанры (стихотворение). Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
  Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастиче­ских картин. Диалог-спор. Значение риторических во­просов в стихотворении.   Литературные роды (лирика) и жанры (стихотворение). Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Диалог. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
  Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле. Рассказ «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьян­ским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духов­ный мир. Пытливость, любознательность, впечатлитель­ность. Роль картин природы в рассказе.   Литературные роды (эпос) и жанры (рассказ). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж. Язык художественного произведения.
  Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе. Повесть «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю­бие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царски­ми чиновниками. Особенности языка произведения. Ко­мический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.   Литературные роды (эпос) и жанры (сказ). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж. Ирония. Язык художественного произведения.
  Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмо­ра. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицеме­рия. Роль художественной детали.   Литературные роды (эпос) и жанры (рассказ). Форма и содержание литературного произведения: тема, идея; герой; сюжет, портрет. Юмор.
  Поэзия 20-50 годов XX века. Н. Заболоцкий. Стихотворения «Журавли «Не позволяй душе лениться».Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Литературные роды (лирика) и жанры (стихотворение). Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
  Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доб­рого и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладо­вой солнца». Смысл названия произведения. Литературные роды (эпос) и жанры (сказка-быль). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж. Язык художественного произведения.
  Проза о детях. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жиз­ни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравствен­ные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность геро­ев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.«Уроки французского». Отражение в повести труд­ностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойст­венные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Литературные роды (эпос) и жанры (рассказ). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж. Язык художественного произведения.
  Поэзия второй половины XX века. Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Литературные роды (лирика) и жанры (стихотворение). Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа
  Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики», Особенности шук­шинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведни­ков. Человеческая открытость миру как синоним неза­щищенности. Образ «странного» героя в литературе. Литературные роды (эпос) и жанры (рассказ). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь; герой; сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; портрет, пейзаж. Язык художественного произведения.
  Проза о Великой Отечественной войне. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Литературные роды (эпос) и жанры (повесть). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. Т. Михеева «Лёгкие горы». Л. Улицкая «Бумажная победа». Литературные роды (эпос) и жанры (повесть). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Зарубежный фольклор. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в пере­ложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Литературные роды (эпос) и жанры (миф).
  Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Или­ада» как эпические поэмы. Изображение героев и ге­роические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одис­сей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На ост­рове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о герои­ческих подвигах, мужественных героях. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живу­щий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобожде­ние от искусственных ценностей и приобщение к истин­но народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. Литературные роды (эпос) и жанры (роман). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Даниэль Дефо. Рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Литературные роды (эпос) и жанры (роман). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Зарубежная сказочная и фантастическая проза. Джон Рональд Руэл Толкин. Роман "Хоббит, или туда и обратно" Литературные роды (эпос) и жанры (роман). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Зарубежная новеллистка Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жиз­ни и исторически сложившихся устоев над цивилизо­ванной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Литературные роды (эпос) и жанры (новелла). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
  Зарубежная литература о животных и взаимоотношениях человека и природы. Сетон Томпсон. "Снап". Джек Лондон "Белый клык". Литературные роды (эпос) и жанры (рассказ). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и муд­рая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая цен­ность. Утверждение всечеловеческих истин. Литературные роды (эпос) и жанры (притча). Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.
Современная зарубежная проза. Даниэль Пеннак. Рассказ о писателе. «Собака пёс». Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой.




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТЬИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока Тип урока Элементы содержания Виды деятельности учащихся Виды контроля УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Дата план Дата факт
Художественное произведение. Содержание и форма. Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Формирование стартовой мотивации к обучению. Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.   Позн. Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Рег. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Ком. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Лич. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.      
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час)          
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.   Позн. Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Рег. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Ком. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать Лич. Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.    
Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость. Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.   Позн. Умеют заменять термины определениями. Регул. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Ком. Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания Личн. Знание основных принципов и правил отношения к природе.    
Загадки Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок Обобщение и систематизация знаний.   Позн. Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор Регул. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Ком. Умеют слушать и слышать друг друга.   Личн. Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.    
Контрольная работа №1 по теме УНТ Письменное сочинение-рассуждение Контроль. Позн. Структурируют знания. Регул.Оценивают достигнутый результат. Ком. Умеют создавать связный текст Личн. Освоение личностного смысла учиться.
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. Формирование разных способов и форм действия оценки.   Позн.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регул. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Ком. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Личн.Уважение истории, культурных и исторических памятников.    
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. Комплексное применение ЗУН и СУД.   Позн.Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регул. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Ком. Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать Личн.Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.    
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 час)          
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".   Позн.Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Регул. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Ком. Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Личн.Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.    
И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Роль власти и народа в достижении общественного блага. Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.   Позн.Определяют основную и второстепенную информацию. Регул. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Ком. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе Личн.Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий    
Контрольная работа №2 по теме «Басни» Тестирование + творческое задание Контроль. Позн. Структурируют знания. Регул. Оценивают достигнутый результат. Ком. Умеют создавать связный текст Личн. Освоение личностного смысла учиться.
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.   Позн.Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регул. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Ком. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме Личн.Уважение личности и ее достоинства.    
Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.   Позн.Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регул. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Ком. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Личн.Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.    
А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания. Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.   Позн.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регул. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Ком. Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. Личн.Гражданский патриотизм.    
Лирика Пушкина   Урок-рефлексия. Обучение анализу одного стихотворения. Коррекция знаний и способов действий.   Позн.Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. Регул. Оценивают достигнутый результат. Ком. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме Личн.Выбор дальнейшего образовательного маршрута.    
А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. Вводный урок - постановка учебной задачи.   Позн.Выделяют и формулируют проблему. Регул. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Ком. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Личн.Уважение личности и ее достоинства.    
Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.   Позн.Строят логические цепи рассуждений. Регул. Осознают качество и уровень усвоения. Ком. Демонстрируют способность к эмпатии. Личн.Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.    
Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» Контрольное списывание Контроль. Позн. Структурируют знания. Регул. Оценивают достигнутый результат. Ком. Умеют создавать связный текст Личн. Освоение личностного смысла учиться.
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Вводный урок - постановка учебной задачи.   Позн.Выделяют и формулируют познавательную цель Регул. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Ком. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Личн.Уважение ценностей семьи.    
Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия   Позн.Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста Регул. Определять цель выполнения заданий на уроке Ком. Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. Личн.Готовность к равноправному сотрудничеству      
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский» Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.   Позн.Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регул. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Ком. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личн.Признание ценности здоровья, своего и других людей.    
Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Образы крестьян в повести. Коррекция знаний и способов действий.   Позн.Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регул. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Ком. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личн.Позитивная моральная самооценка.    
Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. Формирование разных способов и форм действия оценки.   Позн.Определяют основную и второстепенную информацию. Регул. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Ком. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Личн.Оптимизм в восприятии мира.    
Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Образ Владимира Дубровского. Комплексное применение ЗУН и СУД.   Позн.Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Регул. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Ком. Планируют общие способы работы. Личн.Чувство гордости при следовании моральным нормам.    
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Урок изучения нового и первичного закрепления знаний, умений Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» Формирование разных способов и форм действия оценки.   Позн.Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст Регул. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Ком. Умеют представлять конкретное содержание   Личн.Чувство гордости при следовании моральным нормам.    
26- Авторское отношение к героям повести «Дубровский»   Образ повествователя и автора. Коррекция знаний и способов действий.   Позн.Строят логические цепи рассуждений. Регул. Оценивают достигнутый результат. Ком. Обмениваются знаниями между членами группы . Личн.Позитивная моральная самооценка.    
Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос Контроль. Позн. Структурируют знания. Регул. Оценивают достигнутый результат. Ком. Умеют создавать связный текст Личн. Освоение личностного смысла учиться.
Анализ к\р, работа над ошибками   Проводят анализ способов решения Обобщение и систематизация знаний.   Позн.Структурируют знания. Регул. Оценивают достигнутый результат. Ком. Планируют общие способы работы. Личн.Готовность к равноправному сотрудничеству    
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».   Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения. Вводный урок - постановка учебной задачи.   Позн.Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регул. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Ком. Обмениваются знаниями между членами группы Л

Наши рекомендации