Словообразование глаголов
В словообразовании глаголов действуют разные способы: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффикеальный. Глаголы образуются и от основ других частей речи, и от основ глаголов (внутриглагольное словообразование).
Суффиксальным способом глаголы производятся преимущественно от основ имён существительных и прилагательных.
От основ имён существительных глаголы производятся с помощью суффиксов:
-и(ть): кочегар – кочегар’-ить, хулиган – хулиган’-ить, вакса – вакс’-ить, соль – сол'-ить и т. п.;
-нича(ть): слесарь – слесар-ничать, токарь – токар-ничать;
-ова(ть): форма – форм-овать, борона – борон-овать;
-ствова(ть): учитель – учитель -ствовать. директор–дирек-тор-ствовать;
-а(ть): обед–обед-ать, ужин–ужин-ать, завтрак–завтракать;
-е(ть): вдова – вдов-еть, пот – пот-еть.
От основ имён прилагательных образуются глаголы. обозначающие:
делать каким-либо в соответствии со значением производящей основы–с помощью суффикса -и(ть): синий–син-ить, злой– зл-ить;
делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением производящей основы–с помощью суффикса -е(ть): синий– син-еть, добрый – добр-сть.
Суффиксальное производство глаголов от других частей речи менее значительно (сравните: ох – ох-ать, ах – ах-ать, мяу – мяу-кать, я – я-кать, ты – ты-кать).
В отличие от словообразования имён в словообразовании глаголов очень большую роль играет приставочный способ. Среди приставочных глаголов можно различать две большие группы:
1) с приставками пространственных значений и 2) с приставками количественно-временных значений. Многие значения, которые в других языках (например, французском, немецком, английском) выражаются с помощью форм времени или путём присоединения к глаголу наречий, в русском языке выражаются с помощью приставок.
Глаголы с приставками пространственных значений могут обозначать различные направления действия: долететь (до цели), взлететь (на крышу), прилететь, улететь, влететь (в окно), вылететь (из окна), налететь (на кого- или на что-либо), перелететь (через поле), залететь (задом), подлететь (под мост), облететь (вокруг поля), отлететь (от костра), пролететь (сквозь трубу), слететь (с крыши).
Глаголы с приставками количественно-временных значений обозначают временные пределы, а также характер действия, его силу, интенсивность или слабость, неполноту действия, продолжительность его или краткость.
Назовём основные группы таких приставочных глаголов:
1. Глаголы, обозначающие начало процесса: петь–за-петь, бежать – по-бежать, реветь – вз-реветь.
2. Глаголы, обозначающие окончание процесса: цвести– от-цвести, читать – до-читать.
3. Глаголы, обозначающие полную исчерпанность предмета действием, а также причинение неприятности, ущерба действием: стоптать – вы-топтать, мылить – из-мылить (всё мыло), сечь – за-сечь (до смерти), носить – с-носить (башмаки), сидеть – от-сидеть (руку), плакать–про-плакать (все глаза).
4. Глаголы, обозначающие дополнительное действие, а также слабость, неполноту действия, образуются с помощью приставок: купить – до-купить, лить – до-лить, лить – под-лить, лечь – при-лечь, встать – при-встать, бить – над-бить, выполнить – недо-выполнить и т. д.
Приставочно-суффиксальным способом производятся глаголы как от основ глаголов, так и от основ иных частей речи.
От основ глаголов производится две группы глаголов, имеющих разное строение:
1) «приставка + производящая основа + суффикс» (например, плак-ать и вс-плак-ну-ть, танцев-ать – при-танцов-ыва-ть). Глаголы такого строения обозначают неполноту действия (с оттенком «время от времени»). Такие глаголы образуются от бесприставочных с помощью суффиксов несовершенного вида и приставок: трещать – по-треск-ивать, кричать – по-крик-ивать, говорить – при-говар-ивать, петь – под-пе-вать, свистеть – на-свист-ывать;
2) «приставка + производящий глагол + -ся». например: думать – в-думать-ся, читать – за-читать-ся, есть – на-есть-ся, писать – ис-писать-ся, звонить – до-звонить-ся и под.
Приставочно-суффиксальным способом от основ других частей речи глаголы производятся менее активно, чем от глаголов.
От основ существительных образуются глаголы с помощью суффиксов -и(ть) и -е(ть) и различных приставок: земля – за-земл-ить, жир – обез-жир-ить, сила – обес-сил-еть, кулак – рас-кулач-ить.
От основ прилагательных глаголы образуются большей частью с помощью приставок о- и у- и тех же суффиксов -и(ть) и -е(ть): плотн-ый – у-плотн-ить, дешёв-ый – у-дешев-ить, слаб-ый – о-слаб-ить (сделать слабым) и о-слаб-еть (стать слабым).
Сложение основ нетипично для словообразования глаголов. Существуют единичные сложные глаголы, образованные этим способом (самоустраниться, самовоспламениться и нек. др.).
Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса-ся (-сь). Объясните значение образованных вами глаголов.
291. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите морфемный и словообразовательный анализ приведённых ниже глаголов.
Дозвониться, переписать, недокончить, пересушить, недослышать, выехать, уехать, синеть, подлить, по...сыпать, нед...варить, убежать, умен...шить, обезлюд...ть, вчитаться, переш...ть, наиграться, утюжить, хулиганить, выг...реть, прочертить, заг...рать.
292. Составьте небольшой рассказ, используя приведённые ниже глаголы в разных формах времени и наклонения.
Дозвониться, перечитать, вырезать, переехать, проглядеть, прослушать, переписать, закричать, выспаться.