Литературный язык – высшая форма национального языка
Тема 1: Язык и речь. Функции языка
В современной лингвистике принято разграничивать понятия «язык» и «речь». Язык – это исторически сложившаяся система знаков. Всякая система состоит из отдельных элементов, связанных между собой. Из каких же элементов состоит язык и какова связь между ними?
Эти элементы называются «единицы языка». В большинстве языков мира, в том числе и русском, выделяют такие единицы языка:
звук;
морфема, (приставка, корень, суффикс, окончание);
слово;
фразеологизм (устойчивое словосочетание, например: работать засучив рукава, красная строка)
свободное словосочетание;
предложение;
текст.
Как единицы языка связаны между собой? В языке звуки образуют слова. Из слов строятся словосочетания и предложения, текст. Это и есть связь между различными элементами.
Следовательно, когда мы говорим о языке, мы имеем в виду все единицы языка, а также связи между ними.
Язык – это явление общественное, развивающееся, социальное (см. таблицу).
Речь – это язык в действии, это конкретное говорение. Речь отличается от языка тем, что она отражает опыт каждого говорящего человека, обусловлена ситуацией, она индивидуальна. Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавался веками и менялся с течением времени.
Основные функции языка
В данном случае слово «функция» обозначает «назначение».
Функция общения
Язык необходим для общения.
Чтобы лучше понять, для чего нужен язык, вспомним о его происхождении.
Появился человек как мыслящее существо, люди стали жить сообща. Им стало необходимо общаться, т.е. обмениваться мыслями и чувствами. Язык необходим и отдельному человеку (индивиду), и коллективу (социуму). Итак, язык служит основным средством общения.
Запомним: человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели). А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь.)
Познавательная функция
Язык выполняет познавательную функцию.
Без языка невозможна деятельность нашего сознания. Язык связан с мышлением. Мышление взрослого нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Развитие мышления способствует обогащению языка, так как новые понятия требуют новых наименований, а значит новых слов.
Поэтому богатый словарный запас способствует совершенствованию мышления. Можно ли, например, пересказать коротенький рассказ, если вы не знаете значения многих слов? Можно ли освоить какую-либо специальность, не запомнив специальные термины? Это познавательная функция языка.
Функция сохранения и передачи информации
Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию. Это важно и для отдельного человека, и для всего общества. В письменных памятниках (летописях, документах, научных трактатах, художественной литературе и т.п.), в устном народном творчестве сохраняется опыт нации, человечества. Открытия науки, техники, достижения литературы дошли до нас, людей 21 века, благодаря языку.
В связи с этим выделяются три основные функции языка:
˗ функция общения;
˗ познавательная функция;
˗ функция сохранения и передачи информации.
Помимо названных трёх основных функций выделяются дополнительные функции. Назовём две такие функции:
˗ эмоциональная (выражает внутреннее состояние человека, его чувства);
˗ функция воздействия на слушателей.
Вопросы
1. Дайте определения понятиям «язык» и «речь».
2. Назовите основные единицы языка.
3. Как вы понимаете определение «Язык – это система»?
4. Перечислите основные и дополнительные функции языка, охарактеризуйтеих.
Тема 2: Литературный язык – высшая форма национального языка
Структура языка.
Язык создаётся народом. Каждая нация имеет свой язык.
Русский язык – явление сложное. Это объясняется тем, что народ, который использует его как средство общения, неоднороден. На русском языке говорят люди разных профессий, разного уровня образования, разного возраста, люди, проживающие в разной местности. Всё это влияет на особенности языка.
В связи с этим нужно различатьнациональный язык, общенародный язык, литературный язык.
Национальный язык –это язык всех носителей языка. Составной частью национального являются территориальные диалекты, общенародный язык и литературный язык.
Общенародный язык- это язык всех носителей русского языка, кроме диалектно говорящих. Жаргоны и арго входят в общенациональный язык.
Литературный язык – высшая форма национального языка.
Речевые средствалитературного языка отбираются в национальном языке. Они обработаны мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учёными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, образование, науку, культуру, образование, законодательство, бытовое общение.