II. Где произошло самое мощное извержение вулкана?

26 августа 1883 года в Зондском проливе между Явой и Суматрой неожиданно оживший вулкан Кракатау (расположенный на одноименном острове) в течение нескольких часов извергал лаву на максимальную высоту 55 километров. Унесенный ветром пепел спустя 10 дней оседал на расстоянии 5330 км от места взрыва.

Однако в 1815 году в Индонезии была зафиксирована еще более сильная вспышка активности вулкана Тамбора, в результате которой высота острова Сумбава уменьшилась с 4100 до 2850 м над уровнем моря, а общий объем лавы составил 150-180 км3­­ («производительность труда» Кракатау – всего 20 км3).

А вулкан Лаки в Исландии в 1783 году «прославился» образованием самой длинной в истории лавой реки, которая долго изливалась на расстояние 65-70 км от кратера. Небо Европы тогда затянулось пеплом, в воздухе стоял стойкий запах серы, а солнечные лучи не пробивались к земле.

На сегодняшний день самым опасным считается вулкан Кумбре-Вьеха на Канарах, пробуждение которого может теоретически вызвать гигантское цунами высотой до 900 м со скоростью 800 км/ч. Западную Африку в этом случае накроет стометровая волна, Америку – 50-метровая, а Великобританию – 12-метровая.

Однако даже самые мощные земные извержения кажутся новогодним фейерверком по сравнению с теми, которые случаются на других планетах Солнечной системы. Самое сильное из них наблюдалось в 2001 году на спутнике Юпитера Ио. Его мощность превысила самые крупные земные взрывы в 10 тысяч раз.

3. Прочитайте текст. Составьте аннотацию, правильно употребив формы дробных и смешанных числительных.

КИБЕРНЕСУНЫ

С тех пор, как практически все офисы США оснащены постоянным подключением к Интернету и электронной почте, возникла новая проблема: сотрудники используют это подключение далеко не только в служебных целях.

Согласно недавно проведенному анонимному опросу, 90 процентов американских служащих признались, что в рабочее время заглядывают на развлекательные интернетовские сайты, а 82 процента ведут частную электронную переписку. По оценкам, треть времени, которое сотрудники фирм проводят в Интернете, тратится в личных целях. Вот как распределяется это время по интересам. 29 процентов сотрудников в рабочее время читают новости, 22 процента ищут, куда выгоднее вложить деньги, почти 10 процентов посещают эротические и порнографические сайты, 6,5 процента играют в компьютерные игры, 6 процентов следят за спортивными новостями и 3,5 процента что-то покупают через Интернет. Многие подыскивают себе более выгодное место работы, интересные отпускные маршруты или новый дом. Некоторые занимаются побочным бизнесом и используют для него служебный Интернет. Так, компьютерная фирма “Компак” в прошлом году уволила служащего, проработавшего на фирме 19 лет, но открывшего собственную ремонтную мастерскую и пославшего с компьютера “Компака” три электронных письма, посвященных делам его частного заведения.

Нелегально тратящееся компьютерное время стоит более миллиарда долларов в год, не считая потерь в производительности труда. Подобных данных по России не существует, но, согласно некоторым оценкам, до 80 процентов пользователей Интернета у нас выходят в мировую сеть с рабочего места и лишь около 20 процентов делают это за свои средства из дома либо из Интернет-кафе и других платных мест подключения.

Параллельно растет рынок средств, позволяющих работодателю проследить за тем, чтобы его служащие использовали Интернет только для дела. Более двух третей американских компаний применяют различные средства слежения за виртуальными путешествиями своих работников. В 27 процентах фирм электронная переписка служащих просматривается, в 21 проценте просматриваются все компьютерные файлы, создаваемые сотрудниками. В прошлом году фирма “Ксерокс” уволила около полусотни служащих, уличив их в неслужебном использовании Сети. Некоторые из уволенных тратили в день на просмотр порносайтов до восьми часов, что мешало их коллегам отправлять и принимать электронную почту. “Ксерокс” установил новую программу, регистрирующую все электронные адреса, на которые выходят все 40 тысяч компьютеров, стоящих в офисах фирмы. И все же “Ксерокс”, как и многие другие компании, позволяет своим служащим иногда отправлять личные электронные письма и даже заглядывать в Интернет по частным надобностям. Отдельные фирмы даже позволяют сотрудникам для разминки четверть часа в день поиграть через Интернет в “Квэйк” или другие оживленные игры. Говорят, это безопасная для здоровья замена перекуров (кстати, по оценкам, один из каждых пяти игроков в Сети играет со своего рабочего места). Но некоторые фирмы строго запрещают сотрудникам использовать служебное подключение к Интернету для своих целей.

Любители Интернета стараются противодействовать: распространились программы, позволяющие в случае появления в комнате начальства моментально вернуть экрану служебный вид. А на некоторых “неделовых” сайтах появилась в углу экрана кнопка, при нажатии на которую веселые картинки мгновенно сменяются некой таблицей с длинными рядами цифр либо происходит переключение на сайт фондовой биржи.

С необычной проблемой столкнулся Голливуд: компания “ХХ век-Фокс” обнаружила, что сценарии очередных серий “Секретных материалов” продаются в одном из известных интернетовских магазинов еще до того, как новая серия появляется на телеэкранах. Сейчас на компьютерах студии установлена специальная программа, просматривающая всю электронную почту и задерживающая краденые тексты. А заодно она отфильтровывает электронную почту кинозвезд, не пропуская послания от назойливых поклонников.

Многие фирмы установили на своих компьютерах электронные блоки, закрывающие доступ на эротические сайты.

Любопытный юридический казус возникает, если служащий фирмы работает на дому, используя компьютер и соединение с офисом через Интернет. Имеет ли он право, находясь в собственном жилище, заниматься в Интернете чем душе угодно? Нет, отвечают юристы, если он делает это в рабочее время, если его компьютер принадлежит фирме и она оплачивает подключение к Сети.

В прошлом году система электронной почты авиационно-космической фирмы “Локхид-Мар тин” зависла после того, как один служащий послал 60 тысячам своих коллег письмо на религиозную тему. Пришлось вызывать “спасателей” из “Майкрософта”, которые не только наладили систему заново, но и внесли изменения, предотвращающие такую массовую рассылку писем. Затор длился шесть часов. Для предприятия, которое в месяц отправляет 40 миллионов электронных писем, это означало потерю сотен тысяч долларов.

4. Прочтите.

45,5 (процент)

45 ½ (килограмм)

8,1 (секунда)

41, 0 (секунда)

81,7 (процент)

3,45 (грамм)

8,5 (тонна)

5. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

6. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ожидали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов, двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обоих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

7. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных.

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек). 2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 3. Медалей удостоены (три, трое; спортсмен). 4. (Два, двое; итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди. 5. (0боим, обеим) нашим спортсменкам достались трудные соперницы. 6. В бригаду пришли (три, трое; новая работница). 7. Результат охоты – (четыре, четверо; волк) и (три, трое; лисица). 8. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл). 9. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки). 10. Мальчишки (четыре, четверо) да сестренок (две, двое); покупаешь ботинки, бери сразу (шесть, шестеро; пара, штука). 11. Шли без отдыха (три, трое; сутки). 12. Окруженный город продержался (шесть, шестеро; сутки).

8. Укажите ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения.

I. 1. Прибыль поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей в год. 2. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами. З. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестьсот пятьдесят километров. 4. На личном счету заслуженного летчика больше миллиона триста пятьдесят тысяч километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 5. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, равную две тысячи сто пятьдесят километров. 6. Четкий график позволил поднять выпуск поточных деталей до четыре с половиной процента. 7. Более полтысячи часов налетал уже штурман Рыбаков. 8. На верфи спущено на воду очередное судно водоизмещением пятнадцать тысяч тонн. 9. Водохранилище с зеркалом поверхности семьдесят два квадратных километра сооружено менее чем за два года. 10.Просим выделить швеллер количеством пятьсот пятьдесят килограмме».

II. 11. Каждый округ организует летние спортивные лагеря, в которых собираются от трех до пяти тысяч молодежи. 12. Двадцатипятитысячный стадион открыт спартаковцами Белогорска. 13. В гостинице двухстороннее расположение номеров. 14. Деревня находилась в полтораста километрах от станции.

9. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?

Трое солдат - три солдата, четверо девушек - четыре девушки, семеро козлят - семь козлят, двое профессоров - два профессора, к обоим друзьям - к двум друзьям, к обоим соседкам - к обеим соседкам, о тысяче мелочей -о тысяче мелочах, с тысячей солдат - с тысячью солдат.

МЕСТОИМЕНИЕ

1. Исправьте предложения.

1. Молодежь – наше будущее. У них все впереди. 2. Сестра старше него. 3. Вокруг их разыгрался спор. 4. Благодаря ей состоялась экскурсия. 5. Впереди его бежала старая лошадка. 6. Разница между ей и впереди нищими спортсменами большая. 7. Немаловажный вопрос, от разрешения которого зависит успех работы семинара, – это состав участников в нем. 8. Здание нового цеха окружено цветниками. Возле его размещены декоративные кустарники и фруктовые деревья.

2. Правильно ли употреблены определительные местоимения? Возможна ли синонимичная замена?

1. Соревнование состоится при всякой погоде. 2. Прилагаются к сему следующие документы... 3. Что касается общественного мнения, то оно, как и всякое мнение, должно иметь основание. 4. Как и Арсений Крайнев, каждый из них был уверен, что Глеб не обманет. 5. Не любой способен принимать быстрые решения. 6. Он раздражался, когда, по его словам, любой пытался давать ему советы. 7. Всякий студент может подготовить доклад на предложенную тему. 8. Каждый на моем месте поступил точно так же. 9. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину нетрудно найти: каждый человек на станции укажет к нему дорогу.

3. В каждом примере вместо точек вставьте одно из местоимений: всякий, каждый, любой. Обоснуйте свой выбор.

1. У нас в Петербурге ... гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора по ... специальности, не говоря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой помощи, выезжающих в ... время суток по первому сигналу. 2. Известно, что ... случай нарушения дисциплины не должен оставаться безнаказанным. 3. Как и во ... деле, здесь нужны порядок и дисциплина. 4. Не ... эгоист может стать разбойником. 5. ... знает, сколько положено получить в качестве аванса. 6. Можно отписаться от ... претензии, отмахнуться от ... иска. 7. ... из нас когда-то был наивным в этих вопросах. 8. Бригада трактористов Приходько использует ... свободный час, чтобы устранить мелкие неполадки в машинах.

4. Прочитайте предложения и определите, чем различаются по смыслу неопределённые местоимения с кое-,-то и -нибудь.

1. Из философии и риторики кое-что еще помню (Чехов). 2. Еду кой с кем повидаться через Николаевский мост (Некрасов). 3. Ну хоть наугад, кого-нибудь назовите (Куприн). 4. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (Пушкин). 5. Что-то вдруг мелькнуло ... шорох ... тише (Пушкин). 6. Толпа окружала кого-то и дичала, волновалась, спорила (Бунин). 7. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело (Паустовский).

5. Чем объясняется невозможность в русском языке конструкций типа «Я хочу спеть какую-то песню»; «Возьми какую-то книгу»; «Куда ты положил какую-то книгу?»; «Вы принесли мне кое-какие материалы?»; «Мне кажется, что кто-нибудь ходит на чердаке»; «Он сказал, что кто-нибудь взял его вещи»?

6. К выделенным словам подберите суффиксы, образуя неопределенные местоимения. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

1. Где же остальные вещи? Кто... взял их! 2. Друг обещал принестикакую ... интересную книгу. 3. К сказанному можно еще что... добавить. 4. Если в гостях у нас бывает кто ... из университетских друзей, мы непременно вспоминаем нашу жизнь в студенческие годы. 5. Певца попросили спеть на бис какую ... песню. 6. Вы можете в данном случае сделать больше, чем кто... другой. 7. Часы остановились, в механизме что... не в порядке. 8. Отстающему ученику будет помогать кто ... из товарищей. 9. Врач сказал, что попытается применить какой ... новый метод лечения. 10. Грузчику было трудно одному справиться с работой, и он стал звать кого ... на помощь. II. Мальчик попросил дать ему какой... технический журнал.

Наши рекомендации