Ii. краткий словарь терминов
Аккомодация (от лат. accomodātio – приспособление) – частичное приспособление артикуляции двух соседних звуков - согласного к гласному или гласного к согласном. Различаются прогрессивная и регрессивная А. Прогрессивная А.- воздействие звука на следующий звук, имеет место в тех случаях, когда экскурсия (начало) звука приспосабливается к рекурсии (концу) предшествующего звука. Регрессивная А.- воздействие звука на предшествующий звук. При регрессивной аккомодации рекурсия предшествующего звука приспосабливается к экскурсии последующего. Для русского языка характерно приспособление гласных к мягким/твердым согласным: срв. [мá·т’] и [мáтушкъ].
Аллофоны фонемы – звуковые единицы, обладающие общими конститутивными признаками и различающиеся переменными признаками, зависимыми от позиции. Аллофоны - это варианты фонемы. Различия этих единиц обнаруживаются при сопоставлении разных фонетических условий реализации фонемы.
Артикуляция– совокупность движений органов речи при образовании звука. Выделяют три фазы в артикуляции звука: экскурсия (переход органов речи в состояние, необходимое для производства звука), выдержка (образование звука) и рекурсия (переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению).
Ассимиляция (от лат.assimilātio - уподобление) – уподобление звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания. По результатам уподобления различают Полную А., в результате которой количество звуков уменьшается, и Частичную А., в результате которой, несмотря на изменения, количество звуков не изменяется. Например: о[д:]ать- полная А., о[дб’]ить- частичная А. По направлению изменений А. может быть регрессивной и прогрессивной. Для русского языка характерна регрессивная А., при которой предшествующий звук уподобляется последующему. Например: [скáскъ], [к/\з’бá].
Аффриката (от лат.affricāta – притёртая) – смычно-щелевой согласный звук. В русском языке - это звуки [Ц], [Ч’], [ДЗ] [Д’Ж’]. При образовании этих звуков фаза смычки заканчивается не взрывом, как у смычных, а плавным переходом к щелевой артикуляции: [ц]- [дз], [ч’]- [д’ж’]: [/\т’éц], [/\т’éдз-бы]; [нó·ч’], [нó·д’ж’-бы].
Беглые звуки – гласные [О] и [Е], чередующиеся с нулем звука при формообразовании в современном русском языке. Например: сон - сна, дубок-дубка, земля – земель.
Безударные гласные – гласные в позиции не под ударением. При характеристике безударных гласных различают позицию первую предударную, вторую предударную, заударную, безударную абсолютного начала слова (в неприкрытом слоге). Характер безударной позиции влияет на степень редукции гласных звуков, она меньше в I предударном слоге; во втором предударном прикрытом и заударных слогах степень редукции более высокая: [трáфкъ] - [тр/\вá], [тръв’иенó∙й].
Буква – единица алфавита, минимальный графический знак определенной системы письма. С помощью букв осуществляется письменная и печатная фиксация речи. Выделяют основные (см) и второстепенные (см) значения букв. По количеству основных значений разграничивают однозначные (см) и двузначные буквы (см).
Варианты фонемы – см. аллофоны
Второстепенное значение буквы – неалфавитное значение буквы, при котором она может быть заменена другой буквой и при этом произношение слова не изменится. Второстепенные значения букв в основном воспроизводятся при обозначении слабых фонем. Второстепенные значения могут быть системными (если они соотносятся с регулярными позиционными явлениями) и несистемными (если соответствуют нерегулярным позиционным преобразованиям). Срв. значения буквы а в словах: [т/\кó·й], [лъшыэд’ếй].
Графика (греч. graphikē´, от gráphō – пишу, черчу, рисую) – совокупность всех средств письменности, система отношений между буквами и фонемами (звуками) речи, а также сами начертания букв, знаков. Основными средствами Г. современного русского языка являются буквы и знаки препинания. К средствам графики относятся также: отступы (абзацы), различные приемы сокращения слов, пробелы между словами и др.
Двузначные буквы– буквы, имеющие два основных звуковых значения. К двузначным буквам относятся согласные буквы, обозначающие парные по твердости-мягкости фонемы (б, в, д, з, с, л, м, н, п, р, с, т, ф, г, к, х). К двузначным гласным относятся буквы е, ё, ю, я, и. Срв. употребление двузначной буквы в: вол [вол] и вёл [в’·óл], двузначной буквы е: лес [ л’ес ] и ест [jест]
Диссимиляция – артикуляционное расподобление звуков в пределах слова при экономии языковых усилий. Например, произношение сочетания согласных в слове легкий [л’·óхк’ий ]: сначала произошла мена [г] на [к], затем сочетание [кк] было заменено на [хк], более спокойное по артикуляции, потому что вместо двух смычных согласных произносится сочетание щелевого со смычным.
Дифференцирующие написания в орфографии – написания, которые служат для различения слов с разным значением или разных форм одного и того же слова: бал («танцевальный вечер») и балл («оценка»), тушь («краска») и туш («музыкальное приветствие»), решиться и решится. Дифференцирующие написания помогают при чтении различать омофоны.
Единицы речи (фонетические) – отрезки разной длительности, выделяемые при членении звукового потока. Выделяются следующие единицы: фраза (см), речевой такт (синтагма), фонетическое слово(см), фонетический слог(см), звук(см). Выделение отрезков разной длительности и применение пауз при произнесении фраз и синтагм облегчают процесс говорения и помогают добиться правильного восприятия текста.
Закон восходящей звучности – закон построения фонетических слогов, согласно которому звуки располагаются в слоге от менее звучного к более звучному (по возрастающей звучности). Закон восходящей звучности последовательно действует в серединном и неконечном слоге.
Закрытый фонетический слог– слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и [Й]): [ч·а́·й-н’ик].
Звук – незначимая единица языка, наименьший элемент произносимой речи: часть слога, произнесенная за одну артикуляцию.
Интонация – ритмико-мелодическое оформление речи, служащее средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказываний. Интонационные средства определяются по отношению к среднему тону речи (у каждого говорящего свой средний тон речи). Учитывается, в каких частях речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона (по отношению к среднему тону). В русском языке выделяют 6 основных интонационных конструкций (ИК).
Комбинаторные изменения звуков – фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. К основным типам комбинаторных изменений относятся: аккомодация (см.), ассимиляция (см.), диссимиляция (см.).
Конститутивные признаки фонемы – постоянные, не зависимые от позиции в словоформе признаки фонемы. Так, для сильных и слабых гласных фонем конститутивными признаками являются 2 признака: степень подъема языка (верхний, средний и нижний, а также верхне-средний и средне-нижний - для безударного положения) и отсутствие или наличие лабиализации (гласные лабиализованные и нелабиализованные). Ряд гласной является признаком, зависимым от позиции в слове (от качества предшествующей или последующей согласной), и поэтому не включается в число конститутивных признаков звуковых единиц языка. Конститутивные признаки фонем могут быть соотносительными и несоотносительными.
Морфологический принцип орфографии – основной принцип русской орфографии, заключающийся в том, что морфема пишется одинаково, независимо от изменений в произношении. Так, в словах [дом], [д/\м]а́ , [дъм]ово́й корень пишется одинаково, хотя произносится по-разному. При действии этого принципа на письме используются буквы, соотносительные с фонемами в сильной позиции (дом). Использование морфологического принципа предполагает анализ морфемной структуры слова и состава его фонем. Поэтому основной принцип орфографии определяется также при помощи терминов фонематический принцип или морфофонематический. Морфологический принцип проявляется как в написании корней, так и в написании приставок, суффиксов и окончаний. Например, в словах ли́п[ъ в]ый, дуб[о́в]ый суффикс –ов- пишется одинаково, хотя произносится по-разному, слабая позиция, обусловленная безударным положением гласного, оформляется по аналогии с сильной.
Неприкрытый слог– слог, который начинается с гласного звука: [о́·] - сень, [у́·] -лей.
Несоотносительные признаки фонемы – это такие признаки, наличие или отсутствие которых отмечается лишь у одной фонемы с определенным набором признаков. Так, у фонемы <ц> твердость является конститутивным признаком, но этот признак не является соотносительным, так как в русском языке отсутствует другая фонема с аналогичным набором конститутивных признаков, которая отличалась бы от фонемы <ц> только наличием мягкости.
Однозначные буквы – буквы, которые имеют одно основное звуковое значение. К ним относятся буквы, обозначающие согласные фонемы, непарные по твердости-мягкости (ж, ш, ц, ч, щ, й), и гласные буквы а, о, у, ы, э.
Орфография (от греч. orthós – правильный и gráphō – пишу) – 1)система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме; 3) раздел языкознания, в котором разрабатывается система правил, обеспечивающих единообразие написаний. В орфографии выделяются 4 основных раздела: 1) правила передачи звуков (точнее - фонем) буквами; 2) слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов; 3) употребление строчных и прописных букв; 4) правила переноса слов. Центральным разделом О. является первый раздел, в котором рассматриваются закономерности обозначения фонем (звуков) буквами. В этом разделе определяются принципы единообразного написания морфем. В современной русской орфографии выделяют ведущий морфологический принцип (см), а также фонетические (см), традиционные (см), дифференцирующие (см) написания, которые имеют дополнительный характер и являются отступлениями от основного принципа.
Орфоэпия (от греч. orthós- правильный и épos- речь) – 1) раздел языкознания, в котором определяются нормы устной (звучащей) речи; 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее нормам литературного языка.
Основное значение буквы – алфавитное значение буквы, обычно соответствующее сильной позиции. В этом значении буква не может быть заменена никакой другой буквой без изменения произношения слова. Для гласных букв основным является значение букв, реализуемое в ударном слоге: садик. У согласных букв основное значение (или значения) легко устанавливаются в позиции перед гласной: торф и тина.
Открытый фонетический слог– слог, оканчивающийся на гласный: ра-бо-та [р/\ /бо́/ тъ], на-встре-чу [н/\ / фстр’ế/ чу ], [ту-мá-ны ]
Палатализация (от лат. palatum- нёбо) – смягчение согласных за счет дополнительного (по отношению к основной артикуляции) движения - подъема средней части языка к твердому нёбу.
Параллельный тип мены – это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная изменением фонетической позиции в слове, при которой в ряду меняющихся гласных не встречается общих членов. Параллельный тип мены наблюдается у гласных верхнего подъема [И], [Ы], [У], подвергающихся только количественной редукции: срв.: [ú]глы, [ [ý]гол и [и]глы́, [у]глá.
Перекрещивающийся тип мены – это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, когда звуки, противопоставленные в сильной позиции, в слабой позиции перестают различаться и совпадают в одном. Перекрещивающийся тип мены свойствен гласным, подвергающимся количественной и качественной редукции, а именно: [А], [О], [Е], а также согласным, парным по признаку участия голоса и шума: срв. [бак], [бок], [б/\ч’˙о́к], стол[б]ы - стол[п]ы и стол[п].
Позиция максимальной дифференциации – это такая позиция, в которой различается (противопоставляется друг другу) наибольшее количество фонем определённой категории. Так, для гласных фонем позиция под ударением является позицией максимальной дифференциации. В этой позиции выступают все сильные гласные фонемы: <а>д, <о>да, <у>мный, <и>глы, <е>ра. Для согласных фонем позицией максимальной дифференциации является позиция перед гласными. В этой позиции выступают все согласные фонемы: <с>ок, <з>ол, <с'>ол, (от село), ве<з’>óм и т п.
Позиция минимальной дифференциации – это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем по сравнению с позицией максимальной дифференциации. В этой позиции происходит нейтрализация противопоставления фонем (различающихся в позиции максимальной дифференциации), которая приводит к неразличению словоформ и выражаемых ими значений. Так, в словоформах ко<з>а и ко<с>а фонемы <з>, <с>, находясь перед гласными, в позиции максимальной дифференциации противопоставлялись друг другу, а в абсолютном конце слова <кос1> противопоставление этих фонем нейтрализуется (утрачивается) и на месте <з>, <с> используется одна фонема <с1>. С фонетическим словом [кос] (<кос1>) соотносятся две словоформы: коз (от коза) и кос (от коса). В предложении Нет [кос] смысл существительного трудно установить.
Позиционная мена – это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, определяемая изменением фонетической позиции. Позиционная мена может быть двух типов: перекрещивающаяся и параллельная (см). Позиционную мену необходимо отличать от исторических чередований (см).
Прикрытый фонетический слог– слог, который начинается с согласного звука: ко-рабль, слу-жба.
Пробел – промежуток между буквами, служащий графическим знаком для обозначения раздельного написания слов. Например : тоже (союз) и то же (местоимение с частицей). Например: Он тоже читал эту книгу и Он читал то же стихотворение.
Проклитика (от греч. proklinō- наклоняю вперед) – безударное слово, которое предшествует ударному и сливается с ним в одно фонетическое слово. Например: [пъ- рיּиекיּé].
Редукция – изменение признаков гласных звуков, которое происходит при употреблении гласных в безударных слогах. Различают количественную и качественную редукцию. Количественная Р. – сокращение длительности звуков. Ударный гласный всегда имеет бóльшую длительность по сравнению с безударными. Длительность же безударных гласных зависит от положения по отношению к ударению: чем дальше звук от ударного слога, тем меньше длительность звука. Звуки верхнего подъема [И], [Ы], [У], попадая в безударное положение, подвергаются только количественной редукции (произносятся более кратко). Качественная редукция- изменение артикуляционных характеристик гласных звуков в безударном положении. Одновременно качественной и количественной редукции подвергаются гласные неверхнего подъема [А], [О], [Е], которые в безударных слогах не используются и замещаются звуками иной артикуляции, характеризующимися разной степенью редукции: [/\], [ие], [ыэ]; [ъ], [ь].
Редуцированные гласные– гласные в речевом потоке, подвергающиеся редукции - количественным и качественным изменениям. В современном русском языке это гласные первой (малой) степени редукции [ие], [/\], [ыэ] (характерные для первого предударного слога) и гласные второй (высокой) степени редукции [ъ], [ь] (употребляемые во втором, третьем и т.п. предударном прикрытых слогах и заударных слогах).
Речевой такт (синтагма) – отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, характеризующийся семантической целостностью и ограниченный паузами (менее длительными, чем в конце фразы). Речевой такт включает от одного до семи слов.
Сильная фонема – это звуковая единица языка, рассматриваемая с точки зрения ее способности выполнять различительную функцию, находящаяся в позиции максимальной дифференциации (в этой позиции отличающаяся от всех фонем данной категории). Например, сильными фонемами являются <т>, <д>, <т’>, находящиеся в позиции максимальной дифференциации перед гласными: <т>ок - <д>ок ; <т>ок - <т’>ок. Сильными фонемами являются |а|, |у| в словоформах с<а|>д - с<у|>д, находящиеся в позиции максимальной дифференциации (под ударением).
Примечание. Звуки [ы] и [и] являются представителями одной сильной гласной фонемы <и>, так как они не могут употребляться в тождественных фонетических условиях: [ы] выступает в позиции после твердого согласного: [сы]р, [ды]ры, [ты]л, а [и] - в позиции после мягкого согласного и в абсолютном начале слова : [с'и́]ла, [д'и́́]ко, [т'и́]на, [и́]гры Исключение составляют случаи употребления звука [ы] в позиции абсолютного начала слова: в названии буквы ы, а также в некоторых образованиях, носящих в основном терминологический характер: [ы]кать и [ы]канье (спец.)
Слабая фонема – это звуковая единица языка, рассматриваемая с точки зрения ее способности выполнять различительную функцию, находящаяся в позиции минимальной дифференциации. Так, в словоформах кот (кота́) и код (ко́да) в позиции конца слова (это позиция минимальной дифференциации для согласных, парных по признаку участия голоса и шума) представлена одна звуковая единица языка <т1>, являющаяся слабой фонемой. В словоформе ро<с1> (орфогр. букет роз) <с1> является заместителем сильной фонемы <з> (которая противопоставляется фонеме <с> в позиции максимальной дифференциации- рó<з>ы - рó<с>ы). Эта замена <з> на <с1> приводит к снижению различительной способности словоформы. В сома́ (сом) и сама́ (сам) в безударном положении (это позиция минимальной дифференциации для гласных) представлена одна звуковая единица языка, являющаяся слабой фонемой, (она обозначается знаком <α>). Словоформы сома́ и сама́ имеют одинаковый фонологический вид <сαма́>. Различительная способность гласных фонем, используемых в безударном слоге, ниже, чем у гласных, находящихся под ударением (с<о>м - с<а>м). В безударном положении выступают слабые гласные фонемы.
Слог фонетический – часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, объединенных в соответствии с принципом восходящей звучности. С физиологической точки зрения слог представляет собой комплекс звуков, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха. Количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков, так как гласный является слогообразующим. Слоги классифицируются по нескольким основаниям: 1) по характеру конечного звука: закрытый (см) и открытый (см); 2) по характеру начального звука: неприкрытый и прикрытый (см); 3) по месту в слове: начальный, серединный, конечный; 4) по отношению к ударению: ударный и безударный (предударный, заударный). Фонетические слоги устанавливаются в соответствии с законом восходящей звучности (см).
Слоговой принцип русской графики – основной принцип русской графики. Суть принципа состоит в том, что единицей письма и чтения является не отдельно взятая буква, а сочетание букв - графический слог (силлабема). Благодаря этому принципу уточняются звуковые значения согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные. На качество согласных обычно указывает стоящая после него гласная буква: а, о, у, э, ы указывают на твердость звука, обозначенного предшествующей согласной букой; я, ё, ю, и, е указывают на мягкость согласного. Например, в слове соло буква с обозначает твердый звук [c], на что указывает гласная буква о, а в слове сёла буква с обозначает мягкий звук [с’], на что указывает гласная буква ё. Таким образом, звуковое значение буквы с выявляется в графическом слоге со (соло) и се (сёла). Слоговой принцип графики используется и при обозначении палатализации звука, передаваемого согласной буквой, с помощью мягкого знака: суть [су́˙т’]. Слоговой принцип действует и при определении звуковых значений двузначных гласных букв е, ё, ю, я. В слове мел буква е, находясь непосредственно после согласной буквы, обозначает только гласный звук. А в слове ел буква е передает два звука [је], потому что находится в абсолютном начале слова (после знака пробела). Звуковое значение буквы е определяется характером предшествующего знака – в соответствии со слоговым принципом русской графики.
Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами.
Согласные – это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума. Каждый согласный может быть охарактеризован по 4 признакам: 1) по месту образования, 2) по способу образования, 3)по участию голоса и шума и 4) по наличию или отсутствию дополнительной среднеязычной артикуляции, от которой зависит мягкость или твердость согласного.
Соотносительные признаки фонемы – это такие признаки, наличие или отсутствие которых отмечается хотя бы у двух фонем с одинаковым набором остальных признаков. Так, у фонемы <в> признак твердости является конститутивным и соотносительным, так как есть другая фонема с аналогичным набором конститутивных признаков, но отличающаяся от <в> наличием мягкости: <в’>.
Традиционные написания в орфографии – отступление от основного, морфологического принципа русской орфографии. К традиционным написаниям относятся такие, в которых выбор буквы для обозначения фонем в слабой позиции не может быть проверен сопоставлением с сильной позицией. Для объяснения этих букв необходимо привлекать сведения из истории языка. К традиционным написаниям относятся, например: 1) написание И после Ж, Ш, :жизнь, шитье, цифра; 2) написание Ь после Ж, Ш: говоришь, настежь; 3) написание непроверяемых безударных гласных: фонарь, зенит; 4) написание непроверяемых глухих и звонких согласных: вокзал, экзамен; 5) написание соединительных гласных О, Е: пароход, нефтедобыча.
Транскрипция (от лат. trānscriptio - переписывание) – запись звучащей речи. Основным принципом транскрипции является обязательное однозначное соответствие используемого знака и транскрибируемого звука. Различают фонетическую транскрипцию и фонологическую (или фонематическую). Фонетическая транскрипция обычно заключается в квадратные скобки, фонематическая – в косые или угловые скобки. Для более точного транскрибирования фонетических особенностей текста используют систему диакритических знаков.
Ударение – выделение одного из слогов фонетическими средствами. В русском языке это выделение осуществляется более сильным напряжением артикулирующих органов, обусловливающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества того или иного звука под ударением), и благодаря длительности гласных звуков. Для обозначения ударения существует интернациональный термин акцент. Поэтому наука об ударении называется акцентологией, а типы ударения слов - акцентными типами. Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием.
Фонемы– это не делимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звукового состава. Так, в словоформе мак можно выделить три звуковые единицы языка <мак1>, каждая из которых выполняет различительную функцию в языке. Это значит, что любая звуковая единица языка в данной словоформе может противопоставляться звуковым единицам языка в других словоформах. В ряду примеров звуковой состав каждой словоформы может отличаться от любой другой только одной звуковой единицей языка - фонемой:<м>ак - <р>ак - <т>ак - <б>ак - <в>АК (аббрев.); м<а>к - м<о>к (от мокнуть) - м<у>к (от мука); ма<к>- ма<м> (от мама) - ма<л> и т.п.
Фонетика (от греч. phōnētikós- звуковой, голосовой, phōnḗ- звук) – раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их артикуляцию, акустические свойства, парадигматические системные отношения звуков, их сочетаемость, позиционные изменения звуков.
Фонетические написания в орфографии – отступление от морфологического (основного) принципа русской орфографии. При этом типе отступлений на письме отражается позиционная мена звуков, нет единообразия в оформлении морфем. Примером фонетических написаний могут служить приставки с конечными З-, С- : разбросать, но расправить (буква з пишется на конце приставки, которая стоит перед корнем, начинающимся с буквы, обозначающей звонкий согласный; буква с используется на конце приставки, если корень начинается с буквы, передающей глухой согласный).
Фонетическая транскрипция – это запись звуков речи с учетом их позиционных изменений в речевом потоке. В транскрипции используются в основном знаки русского алфавита. Характерной особенностью фонетической транскрипции является применение диакритических (надстрочных и подстрочных) знаков. Транскрибируемые слова или отдельные их части, а также отдельные звуки заключаются в прямые скобки. В транскрибируемых словах обозначается ударение.
Фонетическое слово – комплекс звуков (слогов), объединенный ударением. В речевом такте выделяется столько фонетических слов, сколько в нем ударений. Фонетическое слово может быть не равно лексеме (как единице лексического состава, грамматического строя языка), потому что к знаменательному слову может примыкать спереди или сзади служебное слово, не имеющее ударения. Слова, теряющие ударение, называются клитиками. Различают проклитики (см) и энклитики (см).
Фонология – раздел языкознания, в котором звуковые единицы языка рассматриваются с точки зрения их способности различать слова и их формы. Основной единицей исследования произносимой речи в фонологии является фонема.
Существуют три главных различия между понятиями фонемы (как единицы фонологии) и звука (как единицы фонетики): 1) аспект анализа – при рассмотрении фонем главным аспектом является функциональный, при характеристике звуков – артикуляционный и акустический; 2)степень обобщения – определение фонем предполагает более высокую степень обобщения: доказано, что одна фонема может быть реализована в нескольких звуках; например, <а> реализуется в звуках [а] (основной вид фонемы), [а·], [·а], [ä]; <о> реализуется в звуках [о] (основной вид фонемы), [о·], [·о], [ö] и т.д.; 3) характер признаков - при установлении количества фонем и их способности выполнять различительную функцию учитываются постоянные (позиционно не обусловленные) признаки звуковых единиц. Позиционно обусловленные признаки принимаются во внимание при сопоставительной характеристике звуков как вариантов одной фонемы. В словах мать и матушка воспроизводится одна и та же гласная фонема <а>, которая реализуется в разных вариантах – [а·], [а]. Эти звуки имеют общие постоянные признаки (нижний подъем, нелабиализованность), различаясь только позиционно обусловленным признаком ряда, потому их можно рассматривать как разновидности одной фонемы.
Фонемы определяются в фонологии с учетом их парадигматических и синтагматических отношений. Главным принципом анализа фонем является рассмотрение их в составе оппозиций (противопоставлений), благодаря оппозициям выявляется способность фонем различать слова и формы.
Фраза – одна из единиц членения произносимой речи, которая характеризуется наличием законченной интонации и отделена от других фраз паузами. Фразы как единицы фонетики соотносительны с предложениями как единицами синтаксического уровня языка. Фразы делятся на речевые такты (см). Фразы могут быть различны по объему: от одного слова до больших речевых отрезков.
Чередование – мена фонем в разных морфах (вариантах) одной и той же морфемы: друг-дружок -друзья, сон -сна, ходить -хожу и т.п. Чередования фонем необходимо отличать от позиционной мены. Чередование не может быть объяснено действующими в современном языке фонетическими условиями. Появление чередований обусловлено исторически, фонетическими законами более ранних периодов развития языка. «Нефонетические» (или «исторические») чередования являются предметом изучения грамматики, дериватологии (словообразования).
Энклитика (от греч. enklinō- склоняюсь) – безударное слово, которое примыкает к предшествующему ударному слову. Например: [ск/\за́л-бы].