Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке

Тема: Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

Цель:рассказать о роли книги как о духовном завещании одного поколения другому; показать устройство и оформление книги: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление; рассказать о создателях книг: автор, редактор, корректор, наборщик; рассказать о жизни и деятельности первопечатника Ивана Фёдорова, дать понятие литературы.

Ход урока

1Литература как учебный предмет.

1)- Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? (чтение)

- Чему вы ещё учились, что делали на этих уроках?

- На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?

Слово «литература» пришло к нам из языка древних римлян – латинского. В переводе оно означает «написанное». Запишем в тетрадях: Литература (лат.) – «написанное».

Всё написанное можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную.

литература

Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке - student2.ru Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке - student2.ru

Научная художественная

Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке - student2.ru Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке - student2.ru

Изучает законы рассказывает о жизни человека

Развития приро- и природы, о чувствах мыслях

Ды и общества и желаниях многих поколений людей

2) Книга и её компоненты.

Учитель рассказывает о компонентах книги и показывает их на примере учебника литературы 5 класса. Учитель говорит о создателях книги и учащиеся называют авторов учебника, художника, выходные данные учебника, его оформление. Запись в тетрадь:

Выходные данные – это сведения, которые размещаются на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

Рассмотрим оглавление книги. Какие имена вам уже знакомы, а какие вы видите впервые? В какой последовательности расположены разделы? (в хронологической от древности к современности)

2Роль книг в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1) Рассказ учителя .

2) Презентация о жизни и деятельности Ивана Фёдорова «Иван Фёдоров, друкарь московитин»;

3) чтение учебника стр. 3-5;

4) вопросы и задания стр. 5-6. + (см. метод пособие Ерёмина 5 кл. стр. 30-31).

3Рефлексия. Что нового мы узнали сегодня на уроке? С кем познакомились?

4Д/з.

Тема: Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, считалки, скороговорки, заклички, загадки.

Цель:дать понятие фольклора, дать определение малых форм детского фольклора: колыбельных песен, пестушек, считалок, скороговорок, загадок; создать условия на уроке для того, чтобы учащиеся сами вспомнили известные им эти формы детского фольклора, почувствовали их мудрость и поэзию.

Ход урока.

1Опрос домашнего задания.

2Новый материал.

1) Чтение учащимися учебника стр. 7-8., по ходу чтения учащиеся делают записи определений в тетрадь. (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл. стр.39-46);

2) Учитель приводит примеры изучаемых малых форм фольклора

. (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл. стр.39-46);

3Закрепление.

Вопросы и задания в учебнике на стр. 8.

4Рефлексия.

5Д/з. стр. 7-8, принести загадки.

Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке.

Цель:дать понятие сказки, типы сказок, элементы народных сказок; чтение сказки: определение её типа, главных героев, нахождение реального и фантастического в сказке.

Ход урока.

1Опрос домашнего задания.

1) Пересказ статьи учебника;

2) конкурс загадок.

2Новый материал.

1) Чтение статьи учебника стр. 8-13, по ходу чтения учащиеся с доски делают следующие записи: а) Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

2) Типы сказок: а) волшебные: герои – люди и фантастические существа; побеждают с помощью различных чудес;

Б) о животных: герои – животные;

В) бытовые: герои – люди, побеждают благодаря своей смелости, находчивости, смекалке и другим качествам характера.

3) элементы сказок: а) постоянные эпитеты – красочные определения, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом;

Б) присказка – ритмическая прибаутка, предшествующая зачину;

В) зачин – начало сказки, в котором рассказывается о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке.

Г) концовка – последние слова сказки, в которых рассказывается о том, чем закончилась история, обращение к слушателям или рассказ сказочника о самом себе.

3Чтение учителем сказки «Царевна-лягушка».

4 Закрепление

Вопросы на стр. 26 (№ 1,2)

6Рефлексия.

7Д\З . стр.13-25 + записи в тетради.

Тема: Образ невесты-волшебницы Василисы Премудрой, её духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль Бабы-Яги в сказке. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки.

Цель:дать понятие народной морали в русской народной сказки, поэтика и ритмичность народной сказки.

Ход урока.

1 Опрос.

- Какие виды сказок вы знаете?

- Какие элементы сказок вам известны?

- Перескажите сказку «Царевна-лягушка».

2Анализ сказки.

1) Какой фразой начинается сказка? Как называется такое начало сказки? (зачин).

2) Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? (потому что это главное чудо сказки)

3) Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке стр.15. Какие чувства Ивана-царевича удалось передать художнику? (его разочарование, растерянность).

4) Как утешала Ивана-царевича лягушка? (утро вечера мудреней, мудро)

5) Зачитайте, как Василиса Премудрая печёт хлеб стр.16. Дети услышат в нём ритмичность.

6) Рассмотрите иллюстрацию на стр. 19 (Васнецов передаёт плавные движения Василисы, увлечение музыкантов, чувствуется, что музыка весёлая).

7) Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? (её терпение, умение ждать, быть верной, скромной, её сноровку ко всякой работе, что свойственно простой русской женщине).

8) Кто помогал Ивану-царевичу? (старый старичок, его клубочек и животные – волш. Помощники) В каких ещё вы встречали волшебных помощников? Как называются такие сказки?

9) Почему путь Ивана-царевича оказался таким трудным? (он наказан за нетерпение, за то, что сжёг лягушечью кожу своей жены, за этот долгий путь он должен научиться думать не только о себе, но об окружающих, жалеть и понимать их).

10) Как народ выражает свои сокровенные желания? (добро побеждает зло).

11) Найдите в сказке постоянные эпитеты. (серый волк, чистое поле, дремучий лес, синий лес).

12) Найдите в сказке повторы. (жил-был, лягушка-квакушка, шёл-шёл, царство-государство, щука-рыба.)

13) Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»? (верности людей своему делу и слову, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своих целей).

14) Чем завершается сказка? Как называется этот элемент?

3Чтение сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

4Д/з. стр. 28-37.

Тема: «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Нравственное превосходство героя над старшими братьями. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Цель:познакомить учащихся с разновидностью волшебной сказки героического содержания, последить особенности сюжета героической сказки, нравственное превосходство героя, особенности героической сказки.

Ход урока.

  1. Пересказ сказки.
  2. Анализ сказки.

1) К какому типу сказок относится эта сказка? Почему?

2) Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде? (братья на борьбу отправились втроём, но по-настоящему с чудом-юдом бился только Иван)

3) Как вы понимаете слово «герой»? Сколько у него значений?

Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой – человек, совершивший героический поступок.

4) Почему мы эту сказку мы называем героической? Чему она посвящена? (она посвящена борьбе народа с врагами, она учит чувству ответственности за весь народ, ещё главный герой не царский сын, а крестьянский, значит эта сказка ещё учит уважать крестьянский труд).

5) Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана становится всё тяжелее? (ему тяжелее, потому что он узнаёт, что его предали братья, ему не на кого надеяться; он понимает, что они предали и свою родину).

6) Кто спасает Ивана в третий раз? (конь).

7) Проследите по тексту, как называют Ивана в начале, середине и конце сказки? С чем это связано? (в начале – Иванушкой «молод он ещё на бой идти», в середине Иваном, а в конце Иваном – крестьянским сыном, это похоже на обращение по отчеству, которое надо заслужить).

8) Какие черты характера раскрываются перед боем, во время боя, после него? ( перед боем – решимость не остаться дома, во время боёв – храбрость и упорство, мужество, бесстрашие, после боя – скромность (он не хвастается победами); а также бдительность, когда узнал о замысле змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён», - говорит пословица,

9) Почему в конце сказки Иван возвращается домой, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»? (образ Ивана – воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле.)

10) Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы бы выбрали? Устно опишите эту картину?

11) Как в этой сказке проявляется цифра «3»? (3 брата, 3 ночи, 3 жены у чуда-юда, на 3 вырастают головы чуда-юда)

12) Выписать в тетради:

I вариант II вариант

Постоянные эпитеты повторы

3Рефлексия. С каким видом волшебной сказки мы сегодня познакомились? (героической)

Почему она так называется? (рассказывает о защите отечества от врагов)

4Д/з. стр. 39-42.

Тема: Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Подвиги героев летописи во имя мира на родной земле.

Цель:рассказать учащимся о возникновении древнерусской литературы, её жанрах, показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Ход урока.

1Рассказ учителя о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет». (см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)

Запись на доске и в тетради: 998 год – крещение Руси

Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.

Летопись – описание событий по годам ( В лето 997 …)

1073 году монах Никон Киево-Печёрского монастыря составил свод «Повесть временных лет»

Учитель может продемонстрировать репродукцию картины Васнецова «Нестор – летописец».

2Чтение учителем или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

3Беседа по содержанию рассказа:

- Когда происходили описываемые события?

- Кто княжил в Киеве?

- Кто такие печенеги? Почему напали на Киев?

- Как понимаете слово «отрок»? (подросток)

- Как он поступил, чтобы спасти город?

- Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?

- В чём была хитрость воеводы Претича?

- С какими словами обратились жители города к Святославу?

4Словарная работа.

Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.

5Д/з. стр.

Тема: М.В. Ломоносов. Научные знания в поэтической форме в стихотворении «Случилось вместе два астронома в пиру…». Юмористическое нравоучение в стихотворении.

Цель:рассказатьо жизни и деятельности М.В. Ломоносова, соединение филологии и астрономии в стихотворении «Случилось вместе два астронома в пиру…», юмористическая форма изложения научного спора; дать понятие родов литературы и соответствующих им жанрам.

Ход урока.

1Опрос.

- Рассказать о возникновении древнерусской литературы, периодах её развития, темах.

- Пересказать рассказ «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича».

2Презентация о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.

3Чтение учителем и учениками стихотворения «Случилось вместе два астронома в пиру…».

4Вопросы и задания на стр. 53.

5Роды и жанры литературы. (см. стр. 53)

Составление таблицы:

Роды литературы Жанры
Эпос Рассказ, повесть, роман
лирика Стихотворения, поэмы
драма Пьеса, сценка

6Д/з. стр. 51-53

Наши рекомендации