Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке
Тема: Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Цель:рассказать о роли книги как о духовном завещании одного поколения другому; показать устройство и оформление книги: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление; рассказать о создателях книг: автор, редактор, корректор, наборщик; рассказать о жизни и деятельности первопечатника Ивана Фёдорова, дать понятие литературы.
Ход урока
1Литература как учебный предмет.
1)- Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? (чтение)
- Чему вы ещё учились, что делали на этих уроках?
- На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?
Слово «литература» пришло к нам из языка древних римлян – латинского. В переводе оно означает «написанное». Запишем в тетрадях: Литература (лат.) – «написанное».
Всё написанное можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную.
литература
Научная художественная
Изучает законы рассказывает о жизни человека
Развития приро- и природы, о чувствах мыслях
Ды и общества и желаниях многих поколений людей
2) Книга и её компоненты.
Учитель рассказывает о компонентах книги и показывает их на примере учебника литературы 5 класса. Учитель говорит о создателях книги и учащиеся называют авторов учебника, художника, выходные данные учебника, его оформление. Запись в тетрадь:
Выходные данные – это сведения, которые размещаются на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
Рассмотрим оглавление книги. Какие имена вам уже знакомы, а какие вы видите впервые? В какой последовательности расположены разделы? (в хронологической от древности к современности)
2Роль книг в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
1) Рассказ учителя .
2) Презентация о жизни и деятельности Ивана Фёдорова «Иван Фёдоров, друкарь московитин»;
3) чтение учебника стр. 3-5;
4) вопросы и задания стр. 5-6. + (см. метод пособие Ерёмина 5 кл. стр. 30-31).
3Рефлексия. Что нового мы узнали сегодня на уроке? С кем познакомились?
4Д/з.
Тема: Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, считалки, скороговорки, заклички, загадки.
Цель:дать понятие фольклора, дать определение малых форм детского фольклора: колыбельных песен, пестушек, считалок, скороговорок, загадок; создать условия на уроке для того, чтобы учащиеся сами вспомнили известные им эти формы детского фольклора, почувствовали их мудрость и поэзию.
Ход урока.
1Опрос домашнего задания.
2Новый материал.
1) Чтение учащимися учебника стр. 7-8., по ходу чтения учащиеся делают записи определений в тетрадь. (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл. стр.39-46);
2) Учитель приводит примеры изучаемых малых форм фольклора
. (см. метод. пособие Ерёмина 5 кл. стр.39-46);
3Закрепление.
Вопросы и задания в учебнике на стр. 8.
4Рефлексия.
5Д/з. стр. 7-8, принести загадки.
Тема: Русские народные сказки. Виды сказок. Нравоучительный, философский характер сказок. Сказка «Царевна-лягушка»: герои, сюжет. Реальный и фантастический мир в сказке.
Цель:дать понятие сказки, типы сказок, элементы народных сказок; чтение сказки: определение её типа, главных героев, нахождение реального и фантастического в сказке.
Ход урока.
1Опрос домашнего задания.
1) Пересказ статьи учебника;
2) конкурс загадок.
2Новый материал.
1) Чтение статьи учебника стр. 8-13, по ходу чтения учащиеся с доски делают следующие записи: а) Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
2) Типы сказок: а) волшебные: герои – люди и фантастические существа; побеждают с помощью различных чудес;
Б) о животных: герои – животные;
В) бытовые: герои – люди, побеждают благодаря своей смелости, находчивости, смекалке и другим качествам характера.
3) элементы сказок: а) постоянные эпитеты – красочные определения, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом;
Б) присказка – ритмическая прибаутка, предшествующая зачину;
В) зачин – начало сказки, в котором рассказывается о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке.
Г) концовка – последние слова сказки, в которых рассказывается о том, чем закончилась история, обращение к слушателям или рассказ сказочника о самом себе.
3Чтение учителем сказки «Царевна-лягушка».
4 Закрепление
Вопросы на стр. 26 (№ 1,2)
6Рефлексия.
7Д\З . стр.13-25 + записи в тетради.
Тема: Образ невесты-волшебницы Василисы Премудрой, её духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль Бабы-Яги в сказке. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки.
Цель:дать понятие народной морали в русской народной сказки, поэтика и ритмичность народной сказки.
Ход урока.
1 Опрос.
- Какие виды сказок вы знаете?
- Какие элементы сказок вам известны?
- Перескажите сказку «Царевна-лягушка».
2Анализ сказки.
1) Какой фразой начинается сказка? Как называется такое начало сказки? (зачин).
2) Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? (потому что это главное чудо сказки)
3) Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке стр.15. Какие чувства Ивана-царевича удалось передать художнику? (его разочарование, растерянность).
4) Как утешала Ивана-царевича лягушка? (утро вечера мудреней, мудро)
5) Зачитайте, как Василиса Премудрая печёт хлеб стр.16. Дети услышат в нём ритмичность.
6) Рассмотрите иллюстрацию на стр. 19 (Васнецов передаёт плавные движения Василисы, увлечение музыкантов, чувствуется, что музыка весёлая).
7) Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? (её терпение, умение ждать, быть верной, скромной, её сноровку ко всякой работе, что свойственно простой русской женщине).
8) Кто помогал Ивану-царевичу? (старый старичок, его клубочек и животные – волш. Помощники) В каких ещё вы встречали волшебных помощников? Как называются такие сказки?
9) Почему путь Ивана-царевича оказался таким трудным? (он наказан за нетерпение, за то, что сжёг лягушечью кожу своей жены, за этот долгий путь он должен научиться думать не только о себе, но об окружающих, жалеть и понимать их).
10) Как народ выражает свои сокровенные желания? (добро побеждает зло).
11) Найдите в сказке постоянные эпитеты. (серый волк, чистое поле, дремучий лес, синий лес).
12) Найдите в сказке повторы. (жил-был, лягушка-квакушка, шёл-шёл, царство-государство, щука-рыба.)
13) Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»? (верности людей своему делу и слову, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своих целей).
14) Чем завершается сказка? Как называется этот элемент?
3Чтение сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
4Д/з. стр. 28-37.
Тема: «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Нравственное превосходство героя над старшими братьями. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
Цель:познакомить учащихся с разновидностью волшебной сказки героического содержания, последить особенности сюжета героической сказки, нравственное превосходство героя, особенности героической сказки.
Ход урока.
- Пересказ сказки.
- Анализ сказки.
1) К какому типу сказок относится эта сказка? Почему?
2) Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде? (братья на борьбу отправились втроём, но по-настоящему с чудом-юдом бился только Иван)
3) Как вы понимаете слово «герой»? Сколько у него значений?
Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой – человек, совершивший героический поступок.
4) Почему мы эту сказку мы называем героической? Чему она посвящена? (она посвящена борьбе народа с врагами, она учит чувству ответственности за весь народ, ещё главный герой не царский сын, а крестьянский, значит эта сказка ещё учит уважать крестьянский труд).
5) Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана становится всё тяжелее? (ему тяжелее, потому что он узнаёт, что его предали братья, ему не на кого надеяться; он понимает, что они предали и свою родину).
6) Кто спасает Ивана в третий раз? (конь).
7) Проследите по тексту, как называют Ивана в начале, середине и конце сказки? С чем это связано? (в начале – Иванушкой «молод он ещё на бой идти», в середине Иваном, а в конце Иваном – крестьянским сыном, это похоже на обращение по отчеству, которое надо заслужить).
8) Какие черты характера раскрываются перед боем, во время боя, после него? ( перед боем – решимость не остаться дома, во время боёв – храбрость и упорство, мужество, бесстрашие, после боя – скромность (он не хвастается победами); а также бдительность, когда узнал о замысле змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён», - говорит пословица,
9) Почему в конце сказки Иван возвращается домой, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»? (образ Ивана – воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле.)
10) Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы бы выбрали? Устно опишите эту картину?
11) Как в этой сказке проявляется цифра «3»? (3 брата, 3 ночи, 3 жены у чуда-юда, на 3 вырастают головы чуда-юда)
12) Выписать в тетради:
I вариант II вариант
Постоянные эпитеты повторы
3Рефлексия. С каким видом волшебной сказки мы сегодня познакомились? (героической)
Почему она так называется? (рассказывает о защите отечества от врагов)
4Д/з. стр. 39-42.
Тема: Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Подвиги героев летописи во имя мира на родной земле.
Цель:рассказать учащимся о возникновении древнерусской литературы, её жанрах, показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Ход урока.
1Рассказ учителя о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет». (см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)
Запись на доске и в тетради: 998 год – крещение Руси
Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.
Летопись – описание событий по годам ( В лето 997 …)
1073 году монах Никон Киево-Печёрского монастыря составил свод «Повесть временных лет»
Учитель может продемонстрировать репродукцию картины Васнецова «Нестор – летописец».
2Чтение учителем или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
3Беседа по содержанию рассказа:
- Когда происходили описываемые события?
- Кто княжил в Киеве?
- Кто такие печенеги? Почему напали на Киев?
- Как понимаете слово «отрок»? (подросток)
- Как он поступил, чтобы спасти город?
- Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
- В чём была хитрость воеводы Претича?
- С какими словами обратились жители города к Святославу?
4Словарная работа.
Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.
5Д/з. стр.
Тема: М.В. Ломоносов. Научные знания в поэтической форме в стихотворении «Случилось вместе два астронома в пиру…». Юмористическое нравоучение в стихотворении.
Цель:рассказатьо жизни и деятельности М.В. Ломоносова, соединение филологии и астрономии в стихотворении «Случилось вместе два астронома в пиру…», юмористическая форма изложения научного спора; дать понятие родов литературы и соответствующих им жанрам.
Ход урока.
1Опрос.
- Рассказать о возникновении древнерусской литературы, периодах её развития, темах.
- Пересказать рассказ «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича».
2Презентация о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.
3Чтение учителем и учениками стихотворения «Случилось вместе два астронома в пиру…».
4Вопросы и задания на стр. 53.
5Роды и жанры литературы. (см. стр. 53)
Составление таблицы:
Роды литературы | Жанры |
Эпос | Рассказ, повесть, роман |
лирика | Стихотворения, поэмы |
драма | Пьеса, сценка |
6Д/з. стр. 51-53