Система формирования теоретико-литературных понятий
Формирование теоретико-литературных категорий и понятий — сложный и длительный процесс, который включает системное, поэтапное усвоение и применение научных понятий в ходе изучения произведений. Поэтому в данной главе мы обратимся непосредственно к системе теоретико-литературных понятий в старших классах средней школы и практическому воплощению методов ее изучения.
Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам (см. Приложение).
В формировании категориально-понятийного аппарата выпускников важнейшую роль играет правильно выбранная методика его усваивания и приобретение навыков по оперированию им. В.В. Голоубков предлагает поэтапное усвоение теоретико-литературных понятий в его сочетании с анализом художественного произведения. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий: от первоначальных наблюдений к пониманию основных признаков и формулировке понятия, от обогащения понятия к сознательному использованию его в анализе литературного произведения. В сегодняшней школе этот процесс видится таким, что последовательность в формировании теоретико-литературных понятий продолжается еще со среднего звена: от первоначальных наблюдений над литературными явлениями к пониманию существенных признаков и формированию понятия (V–VII классы); дальнейшее развитие понятия, сознательное использование его в практической деятельности (VIII–XI классы).
Определим понятийный аппарат выпускника средней школы по учебному предмету «Русская литература».
Основные теоретико-литературные понятия, которые должен знать одиннадцатиклассник и уметь ими оперировать:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Содержание и форма.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Деталь. Символ.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Выпускник школы должен грамотно находить нужную информацию, выделять главное, правильно составлять тезисы и план прочитанного; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; соотносить материал литературной классики с явлениями соответствующей эпохи.
Что касается в отдельности 11-го класса, то круг понятий сужается:
- писатель и эпоха;
- понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе;
- развитие понятия о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении;
- разнообразие типов романа;
- развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике;
- основные истоки русской литературы ХХ века;
- многообразие литературных направлений начала ХХ века;
- понятие о поэтическом синтаксисе и об индивидуальном стиле автора.
После анализа учебной программы и примерного календарно-тематического планирования по учебной дисциплине «Русская литература» (10-11 классы) можно сделать вывод о том, что на протяжении курса русской литературы в выпускном классе рекомендуется проводить более 10 (10-12) уроков из 35-ти имеющихся с включением сведений по теории литературы, что еще раз подчеркивает важность ее преподавания в школе.
С точки зрения О.Ю. Богдановой, в раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:
1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
2. Общее представление о признаках этого явления.
3. Определение понятия или установление его характерных признаков.
4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками [5;123].
Так, например, опираясь на учебную программу по предмету, в первой же теме 11-го класса «Серебряный век русской поэзии» первым этапом раскрытия понятия «модернизм» может быть раскрытие полифонизма эпохи конца ХIХ – начала ХХ в. и показ сложного художественного целого Серебряного века; 2-ой и 3-ий этапы воплощаются в определении основных черт философии и эстетики модернизма в целом и символизма в частности; 4-ый этап может быть реализован через ознакомление старшеклассников с произведениями поэтов-модернистов, а заключительные этапы усвоения понятия реализуются через демонстрацию и исследование творческого потенциала отдельных поэтов-символистов, футуристов, акмеистов и т.д. (А.Блок, А.Ахматова, С.Есенин и др.).
Для школьника теоретико-литературное понятие не должно быть отвлеченной абстракцией. В деятельности по его осмыслению обязательно должен присутствовать элемент художественного освоения действительности, творческая фантазия самого ученика. Именно поэтому работа над художественным произведением становится не только объектом и предметом изучения в преподавании литературы, но и способом освоения теоретического материала.
Учебную деятельность учащихся в старших классах целесообразно организовывать в форме лекций и семинаров. Лекция является методом устного изложения материала. Преподаватель должен выбрать наиболее рациональные, доходчивые способы передачи учащимся необходимой информации, помня о том, что живая речь учителя эффективно воздействует на восприятие и запечатление новых знаний.
Изучение теории литературы в школе предполагает активный, деятельностный режим: вне анализа художественного произведения теоретические знания не имеют функционального значения и остаются «застывшими» в своих малопонятных школьникам формулировках.
Размышление над текстом художественного произведения, в процесс которого органично, «изнутри», полностью согласуясь с логикой анализа, включаются вопросы учителя, связанные с осмыслением отдельных компонентов теоретического знания, – основа методики формирования теоретико-литературных понятий. Направленность процесса освоения теоретического знания: от анализа конкретного литературного явления – к его осмыслению и выходу на теоретическое обобщение, от работы с отдельным литературным произведением – к выявлению существенного, повторяемого в ряде произведений.
Ученики совместно с учителем постепенно могут заполнять «понятийное поле» − часть доски и тетради, куда вписывают открытые в ходе анализа текста компоненты теоретического знания. Это кажется легче сделать в среднем звене школы, ведь понятийный аппарат старшеклассников выглядит сложнее. И все же такой способ усвоения теоретико-литературных понятий в 11-м классе возможен. Например, при изучении темы «В.В. Маяковский», ребятам важно усвоить понятия традиции и новаторства в целом и традиции и новаторство в творчестве данного поэта в частности. Этому может способствовать составление и заполнение сравнительно-сопоставительной таблицы. А вот понятие «тоническое стихосложение» должно усваиваться лишь в процессе изучения и анализа поэтических произведений данного автора и при схематичной работе над его стихами.
Конечно, вполне вероятна ситуация, когда открытых компонентов недостаточно для полного и глубокого освоения теоретического знания – в этом случае учитель предлагает обратиться к дополнительному материалу: словарям литературоведческих терминов, справочникам, литературным энциклопедиям. В результате появятся новые компоненты системы теоретического понятия, которые также вносятся в «понятийное поле».
На этапе концептуального осмысления теоретического знания важно установить взаимоотношения между открытыми в результате анализа текста компонентами, систематизировать их, выйти на определение или создание модели теоретико-литературного понятия, отражающей всеобщее, повторяемое в ряде конкретных явлений. Модель может быть выражена в графической (схема, опора) или художественной (рисунок) форме. Создается модель обычно в группе, паре или индивидуально. Вид модели и ее содержание школьники выбирают самостоятельно.
Конечно, открытое теоретическое знание не должно оставаться в дальнейшем «вещью в себе»: его необходимо не только «распаковывать» в процессе анализа новых литературных произведений, но и обогащать, дополнять новыми смысловыми нюансами. Так, например, возвращаясь к понятию «модернизм», в процессе совместной работы учителя и учеников оно дополняется на протяжении 10-ти уроков, которые посвящены изучению акмеизма, символизма и футуризма, а также творчества представителей данных течений.
Важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выяснив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, преподаватель учитывает необходимость развития образного восприятия и аналитического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности у старшеклассников.