Из законов тления. Она одна
Не признаёт смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
493. Прочитайте. Найдите цитаты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) В Грозе подчёркивал Н. А. Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее. 2) Н. А, Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно. 3) Говоря о рассказе И. С. Тургенева Хорь и Калиныч В. Г. Белинский восклицает С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев
как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души. 4) Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он славно пишет переводит... (Гонч.) 5) По внешнему своему положению он [Обломов] барин; у него есть Захар и ещё триста Захаров. (Добр.) 6) Лёжа ещё в постели Онегин получает три приглашения на вечер; он одевается и в утреннем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед. (Д. П.) 7) Старуха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать Акулькой прежнюю Селину. (Д. П.) 8) Служанки собирая ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы барской ягоды тайком уста лукавые не ели. (Д. П.) 9) Калашников закрывает свою лавочку дубовою дверью да немецким замком со пружиною. (Бел.)
494. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна
ки препинания. Объясните способы выделения цитат. Определите
основную мысль текста.
Чехов отвечал практически на все письма, которые получал. Этот факт отражает общие принципы его отношений с людьми. Свою редкую обязательность писатель объяснил однажды как обычно образно и ёмко. А видите ли был у нас учитель в Таганроге которого я очень любил и однажды я протянул ему руку а он (н..)ответил на рукопожатие. И мне так больно было.
Письма были для Чехова способом существования (н..)просто словом но действием поступком. В письмах писатель утверждает право человека на прекрасное В нас говорит чувство красоты а красота (н..)терпит обыде..ого и пошлого. Речь в частности идёт об именах и обращениях которыми по мнению Чехова можно выр..жать свою любовь к человеку. Кроме этикетных уважаемый и многоуважаемый в письмах писателя встречаются милый драгоценный голубчик очаровательная изумительная и др. При этом письма Чехова (н..)изме..о полны юмора. (По А. Трунину)
495. Оформите как цитату высказывание О. Мандельштама о
творчестве А. Ахматовой, включив слова автора в середину цита
ты. Расставьте недостающие знаки препинания.
Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа XIX века. Не было
бы Ахматовой, не будь Толстого с Анной Карениной Тургенева с Дворянским гнездом всего Достоевского и отчасти Лескова.
Свою поэтическую форму острую и своеобразную она развила с оглядкой на поэтическую прозу.
496. Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.
1) Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов) 2) Все талантливые пишут разно, все бездарные — одинаково. (Илья Ильф) 3) Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой) 4) Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И, Менделеев) 5) Смех — великое дело... (Н. В. Гоголь) 6) Лженаука — непризнание ошибок. (П. Л. Капица)
СВОД ПУНКТУАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
Точка
Точка ставится:
1. В конце повествовательного предложения: В мёрт
вом молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий
ветер шевелил рыжую выгоревшую траву. (Шол.)
В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начинается самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подготовленных в силу неожиданности. Но чаще самые крупные дела проваливаются из-за одного неверного шага. (Ф.)
2. В конце побудительного предложения (при спокой
ном тоне речи): Напиши письмо. Пойдём.
2. Восклицательный знак
Восклицательный знак ставится:
1. В конце повествовательных и побудительных предложений, сопровождаемых выражением сильного чувства, например: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.); 2) Глупое сердце, не бейся! (Ее.)
2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ее); б) междометий: 1) Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т.); 2) Ага! Увидел ты. (П.); 3) Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих перед предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.)
Примечание.Восклицательными бывают и вопросительные предложения, что на письме может передаваться употреблением двух знаков — вопросительного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)
3. Вопросительныйзнак
Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения: 1) Чей конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.); 2) О чём жалеть? (П.)
В том числе и после прямой речи перед авторскими словами: «Давно ты замужем за мельником?» — спросил я её наконец. (Т.)
Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: 1) Выясните у него, что нам делать; 2) Я не знаю, будет ли завтра спектакль; 3) Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Исключение представляет тот случай, когда вопросительным является всё сложное предложение в целом: Неужели вы не знаете, когда это было?
4. Многоточие
Многоточие ставится:
1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придётся с вами проститься. Помогите мне собраться... А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Давно... (Ф.)
2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угловатый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, столпились тучи... Молния! Ждёшь удара... Загрохотал и прокатился гром. Сильнее дождь... (Т.)
3. В цитатах — для указания на пропуски слов и предложений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно видим по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей».
5. Запятая
Запятая ставится:
1. Для разделения однородных членов предложения:
а) если они не соединены союзами: 1) На пороге избы
встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечистый и плотный. (Т.); 2) Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучками. (Г.)
Примечания: 1. Не являются однородными два определения,
если первое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный товарный поезд. (Ч.)
2. Не являются однородными и не разделяются запятой два
глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если
они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в
чём дело. Пойти посмотреть на ребят.
б) если они связаны противительными союзами а, но, да
(= но): 1) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
(П.); 2) Она говорила мало, но толково. (Т.); 3) Мал зо
лотник, да (= но) дорог. (Поел.);
в) если они соединены повторяющимися соединитель
ными или разделительными союзами и ... и, ни ... ни,
да ... да, или ... или, либо ... либо, то ... то, не то ... не
то: 1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный
бред. (П.); 2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тиши
ну, и ночь, и звёзды, и луну. (П.)
Примечания: 1. Перед одиночными соединительными и разделительными союзами и, да (= и), или, либо, стоящими между однородными членами, запятая не ставится: 1) Дни стояли тёплые и ласковые. (Ф.); 2) Мы сидели на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.); 3) С весны до поздней осени дед брал грибы да (= и) ягоды. (Н.)
2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ставится между парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)
3. Не разделяются запятой застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов с противоположным значением, соединённых повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни, например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо;
г) если однородные члены соединены двойными союза
ми, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е.
между однородными членами): Он хорошо знает как рус
ский, так и немецкий язык.
2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бе
жишь ты без оглядки? (Кр.)
Примечание. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется запятой от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)
3. Для выделения вводных слов и вводных предложений: 1) Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.); 2) Ты, я вижу, славный малый. (Т.)
4. Для выделения междометий: 1) Ах, как скоро ночь минула! (Тр.); 2) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)
Примечание. От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделя-
ются от последующего слова, как междометия, а, наоборот, сливаются с ним; после этих усилительных частиц знаки препинания не ставятся, например: 1) Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (П.); 2) Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич/ (Л.); 3) Ну и жара!
5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обозначающих утверждение, слова нет, обозначающего отрицание, и слова что, употребляемого для вопроса, например: 1) Да, были люди в наше время. (Л.); 2) Нет, рано чувства в нём остыли. (П.); 3) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны? — Как же, я её шить учила. (Л. Т.); 4) «Что, испугался давеча?» —спросил отец, толкнув меня. (М. Г.)
6. Для выделения обособленных второстепенных членов:
а) определений, особенно причастных оборотов: 1) Ма
зепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый
толпой мятежных казаков. (П.); 2) Небо, золотое и
багровое, отражалось в воде. (Ч.); 3) Я погрузился в раз
мышления, большей частью печальные. (П.); 4) Усталая,
она замолчала. (М. Г.); 5) Ободрённый знаками всеобщего
удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т.); 6) Варвара
Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с
прогулки. (Т.); 7) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с
глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела
приятный вид. (Ч.)
б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился си
лы. (Кр.)
Примечание. Приложения могут вводиться словами по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.);
в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепри
частными оборотами: 1) Закаркав, отлетела ватага
чёрных ворон. (П.); 2) Я выехал из Симбирска, не про
стясь с моим учителем. (П.); 3) Его лошадка, снег почуя,
плетётся рысью как-нибудь. (П.);
г) распространённых обстоятельств, выраженных суще
ствительными с предлогами: 1) Несмотря на все мои ста
рания, я никак не мог заснуть. (Т.); 2) Старый и седобо-
родый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);
д) уточняющих обстоятельств: 1) Недалеко от нас, вы
стрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т.); 2) Однажды в суб
боту, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить сне
гирей. (М. Г.);
е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо,
вместо, сверх, за исключением и др.: 1) Кроме Веленчука,
около костра грелись ещё пять человек солдат моего взво
да. (Л. Т.); 2) Лекарь второпях, вместо двенадцати ка
пель, налил целых сорок. (Т.)
7. Для выделения сравнительных оборотов: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.); 2) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (М.-С.)
8. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)
Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союзами а, да (— и), или, либо имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, или общее придаточное предложение, то запятая не ставится: 1) В задумчивых, тоскующих полях веет пустынный ветер да темнеет тень от кочующих туч. (Бун.); 2) Несмотря на разбушевавшуюся грозу, путешественники продолжили идти вперёд и никто не пожелал остановиться. (Аре.)
9. Для отделения придаточных предложений от главно
го: 1) Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем
было просторно. (М. Г.); 2) Кто живёт без печали и гне
ва, тот не любит отчизны своей. (Н.); 3) Тому, что бы
ло, уж не бывать. (П.)
Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные предложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяются: С затаенным дыханием дети слушали, как отворились ворота, как колёса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)
10. Для разделения предложений, входящих в состав
бессоюзного сложного предложения, если они обозначают
одновременно или последовательно происходящие события
и если они не содержат внутри себя запятых; такие предло-
жения произносятся тоном перечисления, как однородные члены: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.)
6. Точкас запятой
Точка с запятой ставится:
1. Для разделения распространённых однородных членов без союзов, особенно если внутри них уже есть запятые: 1) Каждый день надо было раза два побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо было послушать их докучных кликов; надо было посмотреть, как развёртываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов... (Акс); 2) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела. (П.)
2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными союзами (но, а, и и др.) или без союзов, если они сильно распространены, если внутри них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению: 1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.); 2) В тихие июльские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежности. (Т.);
3. Для разделения очень распространённых соподчинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)
Двоеточие
Двоеточие ставится:
1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.);2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. (Пауст.)
Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инженер Кубарев и директор завода Кузьмин.
2. Перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.)
3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать». (Г.);
2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пуш
кину портрет с надписью: «Победителю-ученику от по
беждённого учителя».
Тире
Тире ставится:
1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое
выражено именем существительным, числительным, неоп
ределённой формой глагола и связка отсутствует (нулевая):
1) Книга — источник знания; 2) Трижды три — девять;
3) Учить — ум точить. (Поел.); 4) Наша задача —
учиться.
Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (существительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот, тире ставится перед ним: 1) Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. (Бел.)
2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в
именительном падеже, стоит отрицание не или сравнительный
союз (как, как будто, словно и т. д.), то тире обычно не ставится,
например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.)
2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: 1) Надежду и пловца — всё море поглотило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.
3. Для выделения вводных слов и предложений, а также вставных конструкций, вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор. (Кр.);
2) Тут — делать нечего — друзья поцеловались. (Кр.);
3) Я слышал — правда ль? — будто встарь судей таких видали. (Кр.)
4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возом — бух в канаву. (Кр.); 2) Шагнул — и царство покорил. (Держ.); 3) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.)
5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царь — я раб, я червь — я Бог. (Держ.); 2) Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле. (М. Г.)
6. В бессоюзном сложном предложении:
а) если первое предложение обозначает условие или
время: Много снегу — много хлеба. (Поел.);
б) если то, о чём говорится в одном предложении, срав
нивается с содержанием второго: 1) Молвит слово — соло
вей поёт; 2) Посмотрит—рублём подарит;
в) если второе предложение заключает в себе результат
того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы
приманчивы — как их не пожелать? (Кр.)
7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?» — промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)
8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» — «Да наши предки Рим спасли». — «Всё так, да вы что сделали такое?» — «Мы? Ничего!» — «Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)
9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает «от ... до»: На линии Нижний Новгород — Москва ходят комфортабельные теплоходы.
9. Скобки
В скобки заключаются вводные слова и предложения, а также вставные конструкции, приводимые в качестве добавочного замечания, и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: 1) В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс); 2) Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту. (Т.)
Кавычки
Кавычки ставятся:
1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.)
2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.)
497. Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1—4).
1) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Пре-лесть|| Точно изваяние, — но из какого чудесного материала!» (Ф-) 3) «Здорово, парнище||» — «Ступай себе ми-мо||» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дро-вишки||» — «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не
забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется||» (П.)
498. Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните постановку знаков препинания.
I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по делам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом владеет. (Поел.) 8) Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому граниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть либо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие крики. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег.
П. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Расступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Старик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с тобою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее небо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно недавно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать
окончание истории Бэлы? (Л.) 14) Тьфу Господи прости. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да пол-ноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)
499. Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните постановку знаков препинания.
I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо
рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро
мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро
вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон
ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не
сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в
такт кивала головой подымая хвост кверху. (Аре.) 5) Изо
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра
и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.
(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во
дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень
остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань
ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)
II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул
головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто
ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев
шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)
5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер
пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто
ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в
восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд
ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян
ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки
обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто
весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует
ливые галки. (Пауст.)
500. Спишите, расставляя знаки препинания (см. свод правил,
раздел 5, п. 9, 10). Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предло
жений.
1) Приближалась осень и в старом саду было тихо грустно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмеялись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай, (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно бывает напротив лицо её стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась прекрасно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали неловкость. (Л. Т.)
501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (ти
ре, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребле
ние каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7,
8, 10).
I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его скользили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саноч-
ки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Отовсюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Батурина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпирайтесь. (П.)
П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на площадях и улицах не заметно никаких признаков пробуждения. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь пожелтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает вокруг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спадает тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)
502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тропы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Огоньки
Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.
Мелькнул ярко сильно совсем близко...
Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.
Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.
Далече!
Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действительно далеко.
Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Кажется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.
И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оставаясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...
Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенённая скалистыми горами и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...
Но всё-таки... всё-таки впереди огни!.. (В. Короленко)
КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
503. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно), какие орфографические и пунктуационные правила вы использовали, переписывая текст. Составьте план текста.
Я (н..)б..русь опис.вать спектакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..)пере-даёт(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутре..его чувства. (При)этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен., и звуки и дек..рации и образы создаваемые артистами и самое настроение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творческой интуиц.. и артистическом чу(?)ств...
Линия интуиц.. и чу(?)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре. .ей сущност.. его произведений (н..)обходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно того(же) требует всякое художестве..ое произведение с глубок., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер., так как других путей к нему (н..Существует. Все театры России и многие
Европы пытались передать Чехова старыми приёмами игры. И что(же)? Их попытки оказались (н-.)удачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль который показал(бы) Чехова на сцен., с помощью обычной театраль-ност.. . А ведь за его пьесы брались (н..)кто(нибудь) а лучшие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в талант.. (н..) в техник,, (н,.) в опыт.. . И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стад., формац.. . Это случилось благодаря тому что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся нашим главн.. вкладом в драматическое иску..тво. (К. Станиславский)
504. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфемный состав выделенных слов.
Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием растянулся на ней. Закрыть глаза утомлённыесолнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..тегнутьшт..блеты ра..пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид..л что туземцы стали полукругом в некотором отделенииот меня вероятно уд..вляясь и делая предположения о том что будет дальше.
Одна из фигур которую я вид..л перед тем как снова закрыл глаза оказалась тем самым туземц..м который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои башмаки.
Я пр.. помни л всё происшедшее и подумал что всё это могло(бы) кончит(?)ся очень серьёзно у меня промелькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся чувствуя себя очень осв..жённым. Судя по положению солнца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увид..л несколько туземц..в сидящих вокруг ц..новки шагах в двух от меня они разговаривали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. (Н. Миклухо-Маклай)
505. Спишите, расставляя знаки препинания. Произведите мор
фологический разбор выделенных слов.
I. Море см.. ял ось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ослепительно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубок., пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавшиходна за другою на пологий берег песча..ой косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно отражённого рябью моря гармоничноел..вались в непрерывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило море тем что отражало его л..кующий свет.
П. В песок косы усея..ой рыб..й чешуёй были воткнуты деревя..ые копья на них в..сели невода бросая от себя п..утинутеней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке волны взбегая на берег точно м..нили их к себе. Б..гры вёсла корзины и бочки беспорядочнов..лялись на косе среди них возвышался шалаш со-бра..ый из прутьев ивы лубков и рогож. Перед входом в него на суковатойпалк.. торчали подошвами в небо вал..ные сапоги. И над всем эт..м хаосом возвышался дли..ый шест с красной тряпкой на конце трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев караульщик на косе. (М. Горький)
506.Спишите, расставляя знаки препинания.
В палате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказевать что пишут (за)границей и в Росси.. и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по)том ложась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера познекомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможносТе .
Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхВеТив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно.
Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во)первых я вам (не)друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопочете не добьётесь от меня (н..)одного слова.
Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы беседовали так мирно но вдруг вы почему(то) обид..лись... Вероятно я выр..зился как(н..будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убеждениями...
Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..поднимаясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили. (По А. Чехову)
507. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их употребление. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ.