Надо заметить, что причина тому не исчерпывалась важностью открытых Ньютоном фундаментальных законов природы. Одна из основ еще никогда не выпадавшего на

 
 

Ньютон (Newton) Исаак

(1643 — 1727)

Великий английский физик и математик, родился в семье фермера. Отец Ньютона умер до его рождения и воспитанием сына руководила мать, надеявшаяся что он также станет фермером. Однако Ньютон, настойчиво стремящийся получить образование, в 1661 г. поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета и в 1665 г. получил учёную степень бакалавра. Последующие два года, ввиду эпидемии чумы, Ньютон провел на ферме своей матери, отдавая все время научным исследованиям. В этот период он закладывает основы высшей математики, открывает закон всемирного тяготения, изобретает рефлекторный (зеркальный) телескоп и проводит эксперименты с разложением света. После окончания эпидемии Ньютон возвратился в Кембридж, где с 1669 по 1701 гг. работал профессором математики и физики. Здесь, в 1687 г. он опубликовал знаменитый труд «Математические начала натуральной философии», содержащий систематическое изложение основных понятий, аксиом и законов классической физики, а также методов дифференциального и интегрального исчисления. В 1672 г. Ньютон избирается членом Лондонского Королевского общества, а в 1703 г. становится его президентом. Работая с 1695 г. смотрителем Королевского Монетного двора, он способствует укреплению английской денежной системы и в 1699 г. получает пожизненное звание директора Монетного двора. В 1705 г. за свои научные заслуги он получает дворянское достоинство.

Долю естествоиспытателя успеха заключалась в небывалой манере усматривать системное единство, казалось бы, весьма различных фактов и научных постулатов. Этот системный взгляд на природу не только позволил Ньютону обнаружить глубокую связь математических и физических понятий, но и предоставил реальную возможность сведения любой открытой им физической закономерности к действию ограниченного числа исходных понятий и аксиом.

Ньютон указывал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по существу математика является частью естествознания. Поэтому, например, понятие непрерывной математической величины он осмысливает как абстракцию от различных видов непрерывного механического движения. Линии производятся движением точек, поверхности - движением линий, тела - поверхностей, углы - вращением сторон и т.д.

Влияние Ньютона на всю последующую науку было глубоким и разнообразным. С одной стороны его работы вызвали к жизни особое научно-философское направление, получившее название ньютонианства, наиболее характерной чертой которого была абсолютизация и развитие высказывания: «гипотез не измышляю» - «hypotheses non fingo» и призыв к объективному изучению явлений при игнорировании фундаментальных научных гипотез. (В заключении «Математических начал натуральной философии» Ньютон писал, что все что не выводится из явлений, должно называть гипотезою; гипотезам же и скрытым свойствам явлений не место в натуральной философии).

С другой стороны, универсальность предложенного Ньютоном метода системного анализа явлений природы была бесспорна не только для физиков, но и для представителей тех дисциплин, где гипотеза оставалась важным средством научного познания. Ньютон указывал, что было бы желательно вывести из описанных им начал натуральной философии и остальные явления природы. Этот призыв был услышан многими исследователями 18 и 19 веков, но для того, чтобы им воспользоваться следовало начать, подобно самому Ньютону, с составления тезауруса основных понятий и аксиом. Для этого требовалось не только произвести полную инвентаризацию всех накопленных знаний, но привести их в системное единство, установив четкую иерархию, и исключив все лишнее и дублирующее друг друга.

Развитие английской ассоциативной

Психологии

Одно из первых психологических произведений, в котором угадывалось воздействие на автора теории И. Ньютона, был вышедший в 1739 г. «Трактат о природе человека», принадлежащий перу соотечественника и младшего современника великого физика Давида Юма. В этом трактате, также как и в написанном позднее «Исследовании о человеческом познании», Д. Юм рассматривал ассоциации не только как универсальный принцип психической деятельности, но и как проявление на психическом уровне всеобщего закона всемирного притяжения. Выделяя два важнейших элемента психики – впечатления (т.е. ощущения и восприятия ) и появляющиеся на их основе идеи, Юм, подобно Дж. Локку разделял их на простые и сложные. Простые идеи есть следствие простых впечатлений, сложные же идеи могут возникать в результате ассоциации нескольких простых впечатлений, образуя новую систему, в том числе и такую, для которой нет аналога в природе.

Юм также обосновывает существование нескольких законов ассоциаций идей: образования ассоциаций по сходству и контрасту; образование ассоциаций по смежности в пространстве и времени и образование ассоциаций из-за сходства в явлений в причинно-следственном отношении.

Юм (Hume) Дэвид

(1711 — 1776)

Выдающийся психолог, философ и историк. Родился в семье шотландского дворянина. Учился в Эдинбургском университете. После окончания университета занимался научной и литературной деятельностью. В 1739 году Юм опубликовал принесший ему известность «Трактат о человеческой природе».

Однако в родной Шотландии этот трактат поддержки не нашел. Разочарованный Юм поступает на военную службу, выполняя обязанности помощника военного представителя Англии в различных странах Европы. В 1748 г. он публикует одно из своих важнейших психологических произведений, «Исследования о человеческом разумении». В 1753—1762 гг. Юм работал над обширным произведением «История Англии». В последующем он в течение нескольких лет выполнял дипломатические поручения во Франции. Последние годы он провел на родине - в Шотландии, пользуясь вниманием и уважением соотечественников.

Таким образом, Юм существенным образом дополнил и развил предложенную Локком систему горизонтальных связей в структуре психических явлений. Вместе с тем, присущее ему убеждение в том, что за пределами внутреннего опыта человека никакое объективное знание невозможно, неизбежно порождало скептицизм по отношению возможности обоснования подобной системы вертикальных связей. Личность, по Юму, есть всего лишь «пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении».

Почитателем взглядов И. Ньютона был и другой выдающийся английский психолог и философ 18 века – Давид Гартли, которого, наряду с Дж. Локком, часто называют основателем английской ассоциативной психологии. Особое внимание Д. Гартли уделил мысли Ньютона о волновых свойствах физических импульсов, в том числе света. Эти, импульсы Ньютон называл вибрациями, объясняя ими свойство дисперсии света (так называемые кольца Ньютона).

Отталкиваясь от физической теории Ньютона, Гартли удалось модифицировать идею рефлекса Декарта, значительно приблизив ее к современным представлениям. Он считал, что ощущения обусловлены вибрацией нервных волокон. От нервных окончаний вибрации передаются по нервам в мозг человека, где порождают колебательные движения определенных мозговых структур. В случае если эти мозговые структуры оказываются связанными с двигательными нервами, то вибрации распространяются и на них, приводя в движение скелетную мускулатуру.

Вместе с тем, несомненной заслугой Гартли является дальнейшее совершенствование взглядов на проблему ассоциаций. Принцип ассоциативной связи становится для него важнейшим универсальным законом всей психической жизни, включая как ощущения и восприятия, так и высшие психические функции. При этом Гартли выделяет два основных закона образования ассоциаций: закон смежности, согласно которому, если ощущения или возникшие на их основе идеи следуют одновременно или последовательно, то между ними возникает ассоциативная связь; и закон повторения, согласно которому повторяющиеся ощущения и идеи также подвергаются ассоциированию.

Наши рекомендации