Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль – поучение, ради которого басня и писалась
2.Анализ литературы психолого-педагогической направленности показал, что восприятие произведений интересующих нас жанров имеет свои особенности.
Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно» и т.д. Читатель 6-8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствия содержания и формы. Именно поэтому в этом школьном возрасте учащиеся не смогут в полной мере работать с произведениями одного из интересующих нас жанров — баснями.
Ученики 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, и уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщён.
Работа над сказкой предполагает особое восприятие, проживание и переработку её нравственного урока, включение творческого воображения ребёнка.
Басня как произведение, которому свойственна высокая степень обобщённости, заключённая в морали, требует чёткого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению её главной мысли. Процесс раскрытия морали басни предстаёт для учащихся абстрагированием наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль — это вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщённое выражение идеи.
Трудности в восприятии младшими школьниками сказок о животных и басен состоит в том, что детям трудно понять и определить содержание и мотивы поступков действующих лиц, сложно оперировать абстрактными понятиями. К тому же, учащиеся не всегда могут выделить главную мысль произведений этих жанров, которая заключена в подтексте.
Отсюда следует, что для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками народных сказок о животных и басен, учителю необходимо правильно построить работу на уроке по усвоению главной мысли произведения, способности проанализировать и проинтерпретировать её. Для этого учителю необходимо знать приёмы работы с произведениями данных жанров по формирования необходимых познавательных УУД.
3. В соответствии с новыми требованиями образования, учителю необходимо формировать у учащихся определённые результаты. С 1 сентября 2011 года становится обязательным для всех школ РФ новый ФГОС. Этот стандарт устанавливает определённые требования к обучающимся. Выделяют три группы требований: личностные, предметные и метапредметные. К метапредметным результатам относятся познавательные УУД, в частности овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений. Эти учебные действия могут быть сформированы у младших школьников при работе со сказками о животных и баснями. В связи с этим в следующей главе выпускной квалификационной работы будут рассмотрены методические приёмы, направленные на формирование учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений обозначенных выше жанров.
Глава 2. Методические основы формирования познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями
Содержательный и методический анализ программ и учебников литературного чтения
В ходе анализа различных учебно-методических комплексов мы выяснили, что авторы этих комплексов уделяют очень мало внимания изучению сказок о животных и басен.
В качестве основных учебно-методических комплексов были выбраны УМК «Гармония» (автор Кубасова О.В.) и УМК системы РО Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова (автор Матвеева Е.И.).
Анализ программ и хрестоматий был направлен на поиск ответов на следующие вопросы:
1. Какую специфику построения курса «Литературное чтение» имеют программы?
2. Какой учебный материал на интересующую нас тему даётся в учебниках?
3. Какие задания предлагаются авторами учебников для работы с текстами?
4. На какие умения направлены эти задания.
5. Выяснить недостатки и преимущества заданий к текстам.
В результате анализа программ мы пришли к следующим выводам.
УМК «Гармония»
Важнейшей функцией художественной литературы является передача духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим на ступени начального общего образования наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Исходя из сказанного, концептуальной особенностью программы данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции курса:
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе материала, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Методический аппарат учебников по чтению содержит особую группу заданий, формирующих универсальные учебные действия учащихся. Это материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценностно-смысловых), познавательных и коммуникативных.
Методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских умений и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности. [9; 44]