В конце ХХ — начале ХХI вв

Природное и культурно-этническое многообразие африканского мира, самобытность этногенеза, исторических судеб его народов во многом определили специфику общественного развития стран континента.

По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами.

Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы.

В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38. Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом (англ.tribalism, от англ.tribe— племя)— форма общественно-политической племенной обособленности, выражающаяся в формировании органов государственной власти на основе родоплеменных связей).

Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические.

Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.

Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»).

Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста.

Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.

Однако в начале XXI века во многих странах Африки наблюдается поворот к реальным демократическим принципам – «Арабская весна» - волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Произошли перевороты в Тунисе, в Египте; гражданская война в Ливии (привела к падению режима); массовые протесты в Алжире,, Марокко; и менее значительные протесты в Судане и Западной Сахаре.

По состоянию на май 2012 года, революции привели к свержению четырёх глав государств. Тунисский президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию 14 января после революции в Тунисе. В Египте президент Хосни Мубарак подал в отставку 11 февраля 2011 года после 18 дней массовых акций протеста, завершив своё 30-летнее президентство. Ливийский лидер Муаммар Каддафи был свергнут 23 августа 2011 года, когда Национальный переходный совет взял под свой контроль Баб-аль-Азизию. Он был убит 20 октября 2011 года в родном городе Сирт, когда НПС взял город под свой контроль.

В этот период региональных беспорядков некоторые лидеры объявили о своём намерении уйти в отставку в конце своих текущих сроков. Президент Судана Омар аль-Башир объявил, что не будет добиваться переизбрания в 2015 году.

Египет.

После революции 1952 года к власти пришел Гамаль Абдель Насер. Все существовавшие до этого политические партии были запрещены. Участие гражданского общества в политическом процессе было сведено к минимуму.

Преемником на посту президента страны, после смерти Насера в 1970 году, стал Анвар Садат.

Политика Садата была очень противоречивой и непоследовательной. Садат в одностороннем порядке расторг договор с СССР о дружбе и сотрудничестве. Из Египта были выведены советские войска и высланы советские специалисты. Садат пытался воевать с Израилем, но в конце концов заключил с ним сепаратный мир, в результате чего Египет был исключен из Лиги арабских государств. При Садате была легализована деятельность ассоциации «Братья-мусульмане». Одна из ее радикальных группировок совершила убийство Садата в 1981 году.

Пост президента занял вице-президент и бывший командующий ВВС Египта Хосни Мубарак. Он обещал вести борьбу с кумовством и коррупцией, старался уменьшить социальную и религиозную напряженность в обществе, а также наладил мирные отношения с Израилем. При Мубараке было восстановлено членство Египта в Лиге арабских государств. Ему также удалось урегулировать отношения с СССР, полностью разрушенные Садатом.

Мубарак пытался создать более демократическое правительство, бороться с коррупцией. Однако, столкнувшись с экономическими проблемами, он стал осуществлять жесткий финансовый контроль и отменил государственные дотации на ряд продовольственных товаров, чем вызвал недовольство бедных слоев населения. Кроме того, в стране наблюдался рост безработицы, особенно среди дипломированных специалистов.

В конце 2010 года тридцатилетнее правление Мубарака привело Египет к политическому кризису. В государстве увеличивалась социальная пропасть между богатыми и малоимущими слоями населения, продолжался рост безработицы. В январе 2011 года в Каире начались массовые демонстрации протеста, в которых приняли участие молодежь, студенты, бедняки и члены оппозиционных организаций.

в конце ХХ — начале ХХI вв - student2.ru Пытаясь сохранить контроль над страной, власти арестовывали лидеров оппозиции (как исламских радикалов, так и либералов). В крупных городах был объявлен комендантский час и введены войска. На протяжении двух недель в Египте продолжались беспорядки. Демонстранты требовали отставки президента и проведения кардинальных реформ. В ответ для разгона манифестаций полиция применила слезоточивый газ и огнестрельное оружие. Мубарак отказывался уходить в отставку до выборов в сентябре 2011 года и намеревался провести изменения в конституции страны. Тем не менее, в связи с создавшейся ситуацией в Египте, 11 февраля Хосни Мубарак ушел в отставку. Власть перешла к Высшему Совету Вооруженных Сил во главе с генералом Тантави. Военные распустили парламент и приостановили действие конституции. На протяжении марта-апреля 2011 года в Египте наблюдались радикальные изменения, направленные на реорганизацию и стабилизацию политической обстановки в стране.

Одним из главных промежуточных итогов, проходящих в Египте революционных событий, стали завершившиеся в январе 2012 года выборы в Народное собрание (нижнюю палату парламента) страны, по результатам которых убедительную победу одержали исламистские политические организации, ранее запрещенные при режиме X. Мубарака.

По официальным данным высшей избирательной комиссии Египта, опубликованным 21 января текущего года, 235 мест (47%) в новом законодательном органе получила партия «Свобода и справедливость» (политическое крыло АБМ), 123 мандата (24%) - блок салафитских партий, в составе «Hyp», «Асаля», «Фадыля» и «Строительство и развитие», 117 мест (23 проц.) заняли представители других избирательных блоков и объединений, 23 депутата прошли как независимые и 10 парламентариев, в основном от христиан-коптов, назначены высшим военным советом.

Наряду с этим результатом «финиковой революции» стало существенное ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Рост безработицы среди трудоспособного населения составил 10-12%. Основные макроэкономические показатели снизились более чем в 2 раза. Национальные золотовалютные запасы уменьшились с 38 до 16,4 млрд долларов США. В стране активизировалась деятельность террористических, экстремистских и преступных группировок. Происходит насильственная исламизация общественной жизни, что ведет к обострению межконфессиональных противоречий и столкновениям между мусульманами и христианами-коптами, которые сопровождаются нападениями на культовые сооружения и кровопролитием.

24 июня на президентских выборах в Египте победил исламист Мухаммед Мурси, который всего на несколько процентов обошел своего соперника – бывшего премьера Ахмеда Шафика (51,72 и 48,27 процента соответственно). Однако, учитывая тот факт, что явка во втором туре выборов составила лишь около 51%, получается, что Мурси поддержало немногим более четверти общего количества избирателей.

30 июня 2012 года принёс присягу президента в присутствии членов коллегии Высшего конституционного суда

12 августа 2012 — Мухаммед Мурси отправил в отставку министра обороны фельдмаршала Мохаммеда Хусейна Тантауи, с которым по сути делил власть в Египте.

22 ноября 2012 года подписал конституционную декларацию, которая лишает суды права распускать верхнюю палату парламента и Конституционную ассамблею, а также позволяет президенту страны издавать «любые декреты, направленные на защиту революции», которые не могут быть оспорены в суде. Действия Мурси вызвали негодование оппозиции, которая обвинила президента в узурпации власти и восстановлении диктатуры.

В результате протестов, длившихся с 30 июня 2013 года, 3 июля ему был запрещён выезд из страны, позже армия уведомила, что он больше не является президентом. Временно обязанности главы государства перешли к руководителю Высшего конституционного суда; действие Конституции было приостановлено. 4 июля Мурси заключен под стражу.

· 3 июля 2013 — действие конституции приостановлено, президент Мурси низложен. Временным президентом назначен глава Конституционного суда Адли Мансур.

· 4 июля 2013 — Адли Мансур принес присягу в качестве временного президента АРЕ.

· 9 июля 2013 — Адли Мансур назначил новых премьер-министра и вице-президента.

Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты.

Действительно, за полвека, прошедших со времени начала крушения колониальной системы, в Африке произошло 186 государственных переворотов, 26 крупномасштабных войн и несчетное количество разного рода конфликтов меньшего масштаба. В этих войнах и конфликтах погибло не менее 7 млн человек, а общий материальный ущерб от них составил 250 млрд долл. На протяжении многих лет и даже десятилетий болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Заир (ныне Демократическая Республика Конго), Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.

Возникновение такой конфликтоопасной ситуации в Африке объясняют целым комплексом причин этнического, конфессионального, политического и геополитического, социально-экономического характера.

Все же представляется, что в основе большинства конфликтов лежат причины этнического характера. Это объясняется тем, что этнический состав населения Африки отличается большой сложностью. Этнографы выделяют на этом континенте 300–500 народов (этносов).

Немалое значение имеют и причины религиозного характера. Ведь в Африке две мировые религии – ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) – во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями. Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время в мире исламского фундаментализма и экстремизма, еще более обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.

Наконец, нельзя не учитывать и того, что эти конфликты происходят на фоне крайней социально-экономической отсталости большинства стран Тропической Африки, преобладания в них бедного и беднейшего населения, дефицита финансовых и материальных ресурсов, огромного внешнего долга. Все это также обостряет межэтнические конфликты и борьбу за власть. Хотя ныне в основе большинства конфликтов лежат внутренние факторы, нужно помнить и о том, что еще в сравнительно недавний период с ними сочетался фактор противоборства двух мировых систем.

Перейдем теперь непосредственно к географии конфликтов в Африке.

В 1960-е гг. в Заире (бывшем Бельгийском Конго) в богатой полезными ископаемыми провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне и вводу войск ООН в эту страну.

В Нигерии народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость. Это привело к трехлетней гражданской войне.

В Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над столицей страны. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другую поддержали США и ЮАР, третью — соседний Заир.

В Сомали борьба между множеством военно-политических организаций, сформированных на кланово-племенной основе, привела к разрушению многих государственных структур и вызвала угрозу распада единого сомалийского государства. ООН провела в 1992-1995 гг. ряд операций, направленных на стабилизацию положения, но ожидаемых результатов они не принесли.

Кровавая трагедия развернулась в Руанде и Бурунди. Резкое обострение борьбы между народами тутси и хуту в середине 90-х годов привело к геноциду, жертвами которого в Руанде стали около 1 млн. человек. В Бурунди более 600 тыс. человек бежали в другие районы страны и еще более 350 тыс. - за ее пределы.

Обстановка в Руанде и Бурунди усугублялась событиями в соседней Демократической Республике Конго, государстве, намного большем по численности населения (почти 50 млн. человек в 1999 г.) и по площади. Диктаторский режим Мобуту, установленный с 1965 г. в результате военного переворота, вызывал все большее недовольство в стране. Широкая вооруженная борьба против этого режима привела в 1997 г. к свержению Мобуту, но и новое правительство во главе с Л.-Д. Кабилой не смогло преодолеть нараставший долгие годы глубокий социально-экономический кризис и смягчить этнические противоречия. Вооруженная борьба против этого правительства, развернувшаяся на востоке страны, поставила под вопрос само сохранение Конго как единого государства.

В конголезский кризис оказался втянут ряд государств Африки: ЮАР, Ангола, Намибия, Уганда, Руанда, Зимбабве. Все они заявили о необходимости урегулировав ния конфликта, но при этом одна группа африканских государств поддержала центральное правительство Конго, а другая - повстанцев.

В Республике Чад, и без того ослабленной внутренними противоречиями и чадско-ливийскими военными действиями 1987 г., гражданская война начала 90-х годов привела к тому, что экономика страны оказалась почти разрушенной. Многолетняя вооруженная борьба Эритреи за отделение от Эфиопии, приведшая в 1993 г. к провозглашению независимости Эритреи, изнурила обе эти страны

Правительство Зимбабве пыталось в 2000 г. отвести от себя гнев народа, разжигая ненависть к белым и поощряя захват ферм, принадлежащих белым.

Наряду с тенденцией конфронтации наблюдается и движение к интеграции в рамках стран африканского континента.

Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

В настоящее время интеграционные процессы активизировались на востоке, на западе и на юге континента. В декабре 1993 г. между Кенией, Танзанией и Угандой был заключен Договор о восточноафриканском сотрудничестве.

Осенью 1995 г. был дан новый импульс деятельности существующего более 20 лет Экономического союза стран Западной Африки (ЭКОВАС), который включает 16 государств региона.

В мае 1997 г. в Лусаке состоялся саммит представителей 19 стран Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Продолжает действовать Конференция сообщества развития 12 государств Юга Африки (САДК). Важной тенденцией является и осуществление с 1994 г. на регулярной основе сотрудничества между САДК и Европейским советом. Оно охватывает проблемы предотвращения региональных конфликтов, совместной борьбы с преступностью и наркомафией, развития транспортной системы, подготовки африканских дипломатов и разминирования бывших зон боевых действий.

Отношения меду странами африканского континента и Европой развиваются по линии сотрудничества.

В столице Португалии в декабре 2007 года прошел двухдневный Второй саммит Европейский Союз-Африканский Союз. Главы государств и правительств, а также высокопоставленные представители 27 стран ЕС и 53 стран АС оформили на нем стратегическое партнерство, одобрив заранее согласованные совместную стратегию и план действий.

Европейский союз - один из крупнейших мировых потребителей и импортеров энергоресурсов. Страны Африки - один из значимых производителей и поставщиков первичных ТЭР на мировой рынок.

Поэтому стремление ЕС расширить свою сырьевую базу в этом контексте отвечает не только бизнес интересам конкретных ТНК в Европе, но и отражает приоритеты европейской внешнеполитической стратегии.

С 2005 по 2009 гг. доля импорта из стран Африки выросла в физическом выражении на 121 тыс. баррелей, увеличив свой удельный вес до 17%.

С 1971 г. Европа целиком обеспечивает собственную промышленность кобальтом за счёт импорта. Африка покрывает 65% потребностей в этом металле, чрезвычайно важном для оборонной промышленности. Хром целиком импортируется Европой с 1961 г., 98% потребностей обеспечивается за счёт ЮАР и Зимбабве. Африканские страны обеспечивают порядка 50% поставок в ЕС марганца (на ЮАР приходится 39%).

Получение режима наибольшего благоприятствования в Африке является стимулирующим фактором товарооборота между ЕС и Африкой. Так, если в 2000 г. экспорт из ЕС в страны Африки составлял 5,6 млрд. долл. (32,4% из указанной суммы приходилось на транспортное оборудование, 13,8% на продовольствие, 12,8% на продукцию химической промышленности, 12,6% – на электронику). Импорт из Африки в 2000 г. был на уровне 22,2 млрд. долл. (68% – нефть и нефтепродукты, 14,4% – минеральное сырье и металлы). В 2009 г. европейский экспорт в Африку достиг 36,9 млрд. долл., импорт – 172,10 млрд. долл., а торговый оборот – 209 млрд. долл.

Развитие российско-африканских отношений в последнее время свидетельствует о растущей заинтересованности России в налаживании разностороннего взаимодействия с африканскими партнерами.

Новые тенденции в развитии российско-африканских отношений проявились с 1998-99 годах, в течение которых в России с государственными визитами побывали президент Намибии, г-н С. Нуйома и президент Анголы, г-н душ Сантуш, вице-президент ЮАР, г-н Мбеки, а затем и сам президент г-н Нельсон Мандела. С рабочими визитами РФ посетили министры иностранных дел Анголы и Эфиопии, министр обороны и министр финансов Эфиопии, заместители министров иностранных дел Арабской Республики Египет, Ливийской Джамахирии и Судана.

Сотрудничество в области экономики теперь носит прагматический характер. Для России важен импорт из Африки – в частности, продуктов тропического земледелия – кофе, какао-бобов, чая, цитрусовых, масличных культур, морепродуктов. Выглядят очень привлекательными африканские минеральные ресурсы, в том числе стратегические проекты в области инфраструктуры.

В то же время Россия заинтересована и в рынках сбыта для военно-технического, промышленного и технологического оборудования, услуг в области спутниковой связи, технологий в геологоразведке и энергетике. По данным «Росафроэкспертизы», Африка южнее Сахары является одним из самых перспективных рынков по объему медицинских услуг (по некоторым оценкам, он составляет более 25–27 млрд долл. США и быстро растет).

Велик потенциал сотрудничества в агропромышленном секторе. Потенциально привлекательны проекты в туристической отрасли. Пока популярными у россиян являются отдых в Египте и в странах Средиземноморья, однако развитие туризма и в другие части континента представляется весьма перспективным направлением деятельности.

Большой интерес у обеих сторон вызывает экспорт капитала. Так, южноафриканский «Стандарт-Банк» приобрел 30% капитала российской компании «Тройка Диалог».

В последние годы в Африке работают крупные российские компании – «Газпром», «АЛРОС», «Русский алюминий», «Норильский никель» и другие. При этом открываются огромные возможности для работы на континенте также и для малого и среднего бизнеса.

Статистика показывает, что товарооборот между Россией и Африкой в последние годы растет.

Т.о. в начале XXI века политические системы во многих африканских странах остаются нестабильными, в тоже время Африка не только испытывает на себе влияние всего остального мира, но и оказывает на него всё большее воздействие.

Наши рекомендации