Употребление служебных частей речи
1. Найдите формы слов, с которыми не сочетается предлог согласно
а) соглашению;
б) договоренности;
в) легенды;
г) предсказания;
д) мнения.
2. Найдите словосочетания, в которых предлог С употреблен грамматически правильно
а) пришла с магазина;
б) приехал с Украины;
в) вернулся с Урала;
г) упал с крыльца;
д) встретился с другом.
3. Определите, какими предлогами управляет существительное компромисс
а) по
б) в
в) за
г) с
д) между
е) от
4. Установите соответствие между союзом и выражаемым значением
1. так как А. причина
2. пока В. уступка
3. хотя С. время
4. чтобы Д. цель
Е. условие
5. Найдите формы слов, с которыми сочетается предлог благодаря
а) соглашению;
б) другу;
в) товарища;
г) предсказания;
д) мамы.
Синтаксические нормы русского языка
1. Найдите предложения, которые построены неправильно
а) Книга читается с удовольствием.
б) Погода, кажется, начинает портиться.
в) Горбачев, он был инициатором перестройки.
г) Где проходила наша экспедиция, то были глухие леса.
д) Хотелось бы провести мне выходной с друзьями.
2. Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы правильно
а) В турнире участвовал 21 спортсмен.
б) Полгорода осталось без отопления.
в) На выставке представлены 30 моделей самолетов,
г) Студент или студентка должна прийти за справкой?
д) Село Погореловка расположена далеко от реки.
3.Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно
а) Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.
б) Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.
в) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.
г) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
д) Весело напевая себе под нос, Петр вошел в подъезд.
4. Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы правильно
а) Небольшая часть студентов, аспирантов и докторантов участвовали в забастовке.
б) Небольшая часть отдыхающих разъехалась.
в) Небольшая часть абитуриентов были приезжие.
г) Небольшая часть учеников справилась с заданием.
д) Небольшая часть ежей выжили в тяжелых условиях.
5.Найдите предложения, в которых однородные члены использованы правильно
а) Обратите внимание не только на знания учеников, но и их навыки.
б) Их задача — координировать и руководить всеми работами.
в) Тысячи человек являются безработными и бескровными.
г) Самолет летел невысоко и почти бесшумно.
д) Мальчишки и девчонки, а также их родители, собрались в поход.
6. Найдите предложения, в которых правильно оформлена косвенная речь
а) Брат предложил поехать в выходные на озеро.
б) Меня спросили, не знаю ли я, где Алексей.
в) На вопрос о любимой книге она сказала, что затрудняюсь ответить.
г) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
д) Татьяна, она «была русская душою».
7.Найдите предложения, в которых однородные члены использованы правильно
а) Печорин - офицер, ведущий свободный образ жизни и который ищет приключений.
б) Зарницы вспыхивали и трепетали, как крыло умирающей птицы.
в) Созданы хорошие условия не только для публикации, но и внедрения научных работ.
г) Вы можете идти медленно, не бежать?
д) Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.
8.Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно
а) Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.
б) Глядя на нее, он хотел плакать от счастья.
в) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
г) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.
д) Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водоворот запахов.
Тест №3
По теме «Орфоэпические нормы»
Нормы ударения
Расставьте ударения в словах:
Торты, диспансер, договор, газопровод, инструмент, каталог, бармен, километр, славянин, анатом, кладовая, кремень, эксперт, свекла, трубопровод, цемент, аналог, христианин, добыча, каучук, лоскут, ракушка, щавель, столяр, экспертный, прирученный, красивее, ярки, продал, звонишь, блокировать, августовский, редки, красивейший, создал, звоним, осведомить.
Нормы словоупотребления»
1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите случаи «вытеснения» исконного слова заимствованным.
Архитектор, бизнес, гуманный, дилер, игнорировать, интервал, казус, кемпинг, коллега, компромисс, презентация.
2. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания.
Демонстративный – демонстрационный, адресат – адресант, заплатить – оплатить, искусный – искусственный, абонемент – абонент, дефектный – дефективный, встать – стать, проблема – дилемма
3. Определите значение омонимов, составив с предложенными словами словосочетания или предложения.
Завод, искра, мех, стопа, править
4. Прочитайте синонимический ряд. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания.
Известный, популярный, знаменитый, прославленный, знатный, именитый, мировой.
5. Объясните значение фразеологизмов.
За тридевять земель; лезть на рожон; бить баклуши; без зазрения совести; точить лясы; начинать с азов; семи пядей во лбу.
Кол-во ошибок____________
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________