Занятие 13. Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Пражская

1. Казанская лингвистическая школа.

2. Московская фонологическая школа. Терминология школы.

3. Санкт-Петербургская (Ленинградская). Терминология школы.

4. Пражский лингвистический кружок. Терминология.

5. Типы транскрипции в различных фонологических школах.

Литература

І. 1, 3, 6, 13, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40.

ІІ. 41, 52, 61, 64, 65, 66.

Термины

Аллофон, архифонема, варианты, вариации, гиперфонема, дистрибуция, дифференциальные признаки, «звукокачество», «звукоколичество», звук речи, звук языка, интегральные признаки, нейтрализованная фонема, нейтрализация фонем, неразличительные признаки, оппозиция, основной вариант фонемы, основной вид фонемы, отождествительная функция, оттенок фонемы, перцептивная функция (фонем), позиционное чередование звуков, позиция, произносительные условия, «пучок» дифференциальных признаков, различительная функция (фонем), различительные признаки, сигнификативная функция (фонем), сильная позиция, система гласных фонем, система согласных фонем, система фонем, слабая позиция, смыслоразличительная функция (фонем), фонема, фонематическая транскрипция, фонемный ряд, фонетические условия, фонетические чередования, фонологические позиции, фонологические школы, фонология, функциональный подход.

1. Затранскрибируйте слова и назовите фонемы в их составе: 1) в соответствии с позицией МФШ, 2) в соответствии с позицией ЛФШ.

Труд, просьба, мостик, шедший, словарь, найти, сыграть, грузчик, заправщик, расчистить, языковой, бытие. (58, 61)

2. Затранскрибируйте слова и сделайте анализ фонемного состава слов.

Дружба, знамя, экзамен, взвод. (58, 61)

Занятие 14. Фонологическая система русского литературного языка. Состав гласных фонем. Состав согласных фонем

1. Позиционная мена гласных звуков в зависимости от соседства твердых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению. Позиционная мена согласных звуков по глухости/звонкости, твердости/мягкости, по месту и способу образования.

2. Состав гласных фонем. Дифференциальные признаки гласных фонем. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем.

3. Состав согласных фонем. Дифференциальные признаки согласных фонем, противопоставленных по глухости/звонкости, твердости/мягкости, месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем, парных по твердости/мягкости и по глухости/звонкости.

Литература

І. 3 – С. , 5 – С. , 6 – С. , 9 – С. , 10 – С. , 29 – С. , 32 – С. , 33 – С. 48-54, 34 – С. 128-144, 35 – С. , 37 – С. .

ІІ. 41 – С. , 52 – С. , 61 – С. , 64 – С. , 65 – С. , 66 – С. .

Термины

1. Ответьте на вопросы (АР):

1) Что такое вариант фонемы?

2) Как можно установить, вариантами одной или разных фонем являются те или иные звуки?

3) Что такое коррелятивная пара фонем? Приведите примеры.

4) Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены системы?

5) Что такое варьирование фонем? Чем оно может вызываться? (57, 26)

6) В чем заключается отличие фонемы от звука? С какими языковыми единицами соотносится фонема?

7) Какие признаки фонем принято считать интегральными?

8) Какие фонемные группы можно выделить в русском языке? (57, 67-68)

2. Какие из данных слов содержат одинаковые гласные фонемы.

Шина, лето, мама, этот, быль, век, лук (АР).

Доля, лён, якорь, сито, люстра (СР). (57, 27)

3. Какие из данных слов содержат одинаковые согласные фонемы.

Власть, крюк, его, рама, том, река (АР).

Свет, мед, дело, семь, лето, явь (СР). (57, 27)

4. Затранскрибировать слова, определить, сколько в парах слов различных фонем, назвать их.

Голы – валы, плач – плащ, борт – бард, счеты – соты, смех – смесь, краб – креп, крюк – круг (АР).

Вязь – весь, слова – слава, знать – снять, грусть – гроздь, хвост – звёзд, леска – лоска (СР). (58, 55)

5. Затранскрибируйте слова, укажите, какие из них начинаются с одинаковых фонем, какие с разных. Назовите начальные фонемы.

Ярмо, южанка, угрюмый, астра, ёж, озимь, это, якорь (АР).

Ели, ёлка, искра, юность, улей, ехать, йод, ёмкий (СР). (58, 55)

6. Укажите, какими признаками (отдельными фонемами, количеством фонем, порядком расположения фонем) различаются пары слов.

Гайка – галька, куль – люк, удар – ударь, нос – нёс, кот – ток, ёж – нож, мода – мёда, ель – лей, барак – варан (АР).

Ешь – шей, боец – борец, лента – Лена, прав – правь, бок – бак, ёлка – полка, байка – бака (СР). (58, 58)

7. Сделайте фонологическую транскрипцию слов и сгруппируйте слова попарно: 1) отличающиеся друг от друга одной фонемой, 2) двумя фонемами, 3) более чем двумя фонемами (СР).

Спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, крот. (57, 28)

8. Укажите твердые и мягкие согласные фонемы в данных словоформах (АР).

Ответ – ответь, одет – одеть, воза – вяза, высок – висок, эконом – экономь, колко – сколько, бур – бурь, мода – мёда, уголка – уголька, банка – банька, редко – редька, бодро – бёдра, мят – мять, лот – лёд, рад – ряд, ров – рёв, рысь – рис, станет – стянет, сэр – сер, мэра – мера, метр («учитель») – метр («мера длины»), СЭВ – сев, теста («испытания») – теста («из муки»), труба – трубя, следа – следя.

Стек, денди, кашне, сепсис, кафе, купе, сел, клеть, день, сели, мель, текст, на трубе, семь, голубь, восемь, познакомь, вглубь, бровь, вновь, оставь, лето сено, небо, балет. (54, 52)

9. Затранскрибируйте пары слов и определите в них коррелятивные и некоррелятивные группы фонем (АР).

Мир – пир, жесть – шесть, порох – ворох, рак – лак, ком – дом, сюда – суда, лот – лёт, порт – сорт, зову – сову, стог – стёк. (58, 66)

10. Затранскрибируйте слова и подберите к ним соответствующие пары с корреляцией фонем (СР).

Бар, косы, тюк, лог, там, рота, дот, точка, бока, нос, нить. (58, 66)

11. Дайте фонематическую транскрипцию текстов.

Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое «я» центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста.

Многие молодые течения в искусстве отвергают реализм, исходя из того, что он будто бы отслужил своё. Не боясь упреков в консерватизме, заявляю, что придерживаюсь противоположных взглядов, будучи убежденным приверженцем реалистического искусства (М.А. Шолохов) (АР). (54, 67)

Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо. Писать надо так, чтоб читатель видел изображенное словами как доступное осязанию. Такое мастерство возможно лишь тогда, когда писатель сам отлично знает то, что он изображает. Если он пишет недостаточно просто, ясно, значит от сом плохо видит то, что пишет. Если от пишет вычурно, значит – пишет неискренне. Если пишет многословно – это тоже значит, что от сам плохо понимает то, о чем говорит.

Мы оставляем в стороне вопрос о литературном таланте, о врожденном даровании, это вопрос неясный, нерешенный, и решать его – не наше дело. Мы говорим о способности к литературному труду. Эта способность заметна у весьма многих начинающих писать… Развиться ей мешает недостаток у молодежи исторических знаний, знаний прошлого, а также весьма узкое знание современной действительности в нашей огромной, безгранично интересной стране, и, наконец, мешает крайне плохое знание родного языка – и речевого и, особенно, литературного (М. Горький). (СР) (54, 103)

Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать (А.С. Пушкин). (АР) (54, 104)

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где тáк торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах телько в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа (К.Г. Паустовский). (СР) (54, 105)

Тема VII. Орфоэпия

Наши рекомендации