Московская и Петербургская школы символизма

Московская школа старшего символизма

Петербургская школа старшего символизма

В. Брюсов, ранний К. Бальмонт и др.

Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.

Главный печатный орган: журнал «Весы»

Главный печатный орган: журнал «Новый путь»

Символизм является только искусством, причем высшей точкой в его развитии. Это высочайшая миссия, поэтому претендовать на статус религии для символизма бессмысленно и губительно.

Для представителей школа характерна европейская ориентация (философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, творчество французских символистов).

Символизм есть особая переходная форма религии, формирующая переход человечества к эпохе неохристианства. Литературные творения современных символистов есть своего рода пролог к новому Евангелию.

Богоискательские ориентиры, попытка выработки оригинальной философии отличают представителей школы от их европейских собратьев.

Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

С точки зрения символистов, символ – единственный путь приближения к пониманию сущности ноумена, т.к. он связывает мир вещей и мир идей, позволяет устанавливать аналогии между ними.

Литература:

1. Пайман А. История русского символизма – М., 1998.

2. Ханзен-Леве А. Русский символизм – СПб., 1999.

Тема 10. Реализация философско-эстетического комплекса русского символизма в индивидуально-авторских художественных системах

1. Творчество Д.Мережковского - теория и практика русского символизма.

2. З.Н. Гиппиус: проблема декадансного мироощущения

Д. Мережковский

«Евангелие от символизма» - трактат Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Три элемента искусства будущего, по Мережковскому: мистическое содержание, символ, изощренный импрессионизм в области формы. Поэзия Мережковского. Трилогия «Христос и Антихрист» как мистерия духа и плоти. Своеобразие мистической диалектики Мережковского-философа. Историко-литературные взгляды Мережковского.

З. Гиппиус

Понятие «творческое поведение» и жизнетворчество Гиппиус. Интеллектуальность и рационалистичность поэтического текста Гиппиус. Специфика художественного мира: определенность и подвижность, т. к. он реализуется через диалог между двумя полюсами: «дерзание», бунт, уверенный в себе эгоцентризм и религиозное чувство. Центральные темы: тема Бога, тема смерти, тема любви, тема души. Лирический герой Гиппиус – тяга к универсализму. «Андрогинность» мышления. Гиппиус – литературный критик.

Тема 11. Младосимволизм

1. Понятие теургии.

2. Философско-эстетические воззрения В.Соловьева.

3. Теоретические построения А. Белого и В. Иванова

В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами:

А. Белый,

А. Блок,

С. Соловьев,

Эллис.

Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов.

Наши рекомендации